Классный час для студентов «Здоровье - выбор мудрых».
Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровья современных молодых людей неуклонно ухудшается. И в то же время результаты социологических исследований показывают, что большая часть молодежи ставит здоровье в число важнейших жизненных ценностей. В предлагаемом сценарии проблема ЗОЖ рассматривается сквозь призму философии.
Мероприятие рассчитано на 1 час.
Цели: расширить представление студентов о здоровом образе жизни; формировать позитивную оценку активного, здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам; побуждать к самопознанию, саморазвитию, к искоренению вредных привычек.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа: выбрать ведущих для информационного сообщения (2 студента).
Оборудование: проектор, презентация, видеофильм, памятки долгожителя каждому студенту.
Оформление: написать на доске тему классного часа.
План классного часа
I. Вступительная беседа.
II. Работа с понятиями.
1. Ум и мудрость.
2. Что значит быть здоровым?.
3. Здоровый образ жизни.
III. Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса».
IV. Интерактивная беседа.
V. Работа с «Памяткой российскому долгожителю».
VI. Просмотр видеофильма.
VII. Заключительная беседа.
VIII. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительная беседа
Классный руководитель. (Слайд 1) Прочитайте тему классного часа. Здоровье и мудрость. Как вы думаете: есть ли связь между этими понятиями? Виноват ли человек в своих болезнях и плохом самочувствии? В каких случаях? Примерные ответы:
- Врожденные заболевания не являются виной человека.
- Травмы, инфекционные заболевания часто происходят с человеков по его вине.
Классный руководитель. Считаете ли вы себя мудрыми?
II. Работа с понятиями
1. Ум и мудрость
Классный руководитель. Прежде чем о чем-то говорить, давайте определимся с основными понятиями. Ключевые понятия сегодня: «мудрость», «здоровье», «здоровый образ жизни». Что же такое мудрость?
(Классный руководитель задает вопросы, студенты высказываются.)
Что такое глупость?
Может ли умный, много знающий человек не быть мудрым, а мудрый не быть умным?
Как можно понять выражение: «Мудрость - это поиск лучших мнений в отсутствие точных знаний»? (Слайд 2)
(Ответы студентов.)
В словаре С.И. Ожегова «мудрость» определяется как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Можно сказать, что это достаточно полное определение?
2. Что значит быть здоровым?
Классный руководитель. (Слайд 3) По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Итак, существует физическое, психическое и нравственное здоровье (Слайд 4).
Предлагаю раскрыть смысл каждого из этих понятий (по группам) и объяснить, в чем это вид здоровья проявляется.
Первая группа - физическое здоровье.
Вторая группа - психическое здоровье.
Третья группа - нравственное, или социальное здоровье.
(В течение 3 мин студенты обдумывают ответы.)
Слушаем ваши объяснения.
Примерные ответы:
Первая группа: физическое здоровье - это естественное состояние организма, стабильная работа всех органов, хороший иммунитет; проявляется в отсутствии болезней, травм.
Вторая группа: психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от степени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой.
Третья группа: нравственное здоровье - зависит от нравственных принципов человека, от их соответствия нормам морали; проявляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков.
Классный руководитель. Может ли физически и психически здоровый человек быть нездоровым духовно? В каких случаях это бывает?
3. Здоровый образ жизни
Классный руководитель. Теперь давайте дадим определение здоровому образу жизни. (Слайд 5).
Здоровый образ жизни - это образ жизни, который позволяет до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье. Попробуйте определить, к какому виду здоровья относятся следующие составляющие здорового образа жизни. (Слайд 6)
- Оптимальный режим труда и отдыха. (Физическое, психическое.)
- Правильное питание. (Физическое.)
- Достаточная двигательная активность. (Физическое, психическое.)
- Личная гигиена, закаливание. (Физическое, психическое.)
- Искоренение вредных привычек. (Физическое, психическое, нравственное.)
- Любовь к людям, позитивное восприятие жизни. (Психическое, нравственное.)
III. Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса»
Классный руководитель. Есть болезни, которыми можно заразиться. Но также заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие, может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к своему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили (имена, фамилии). (Слайд 7)
Ведущий 1. Наш герой - это доказательство истины, что здоровье - привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом - там можно встретить столетних богатырей. А у нас, в России мужчины в среднем живут до 60, женщины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа - человек уникальный. Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Это легенда отечественной хирургии, академик Федор Григорьевич Углов. В начале XXI в. он был самым пожилым оперирующим хирургом мира.
Скончался Федор Григорьевич не так давно, в июне 2008 г., в возрасте 103 лет. Но до последнего он продолжал работать, поражая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов - профессор, доктор медицинских наук. Он был действительным членом многих академий, председателем Союза борьбы за народную трезвость, лауреатом Ленинской премии, лауреатом Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность», членом Союза писателей России, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, автором многих книг.
Ведущий 2.
Федор Григорьевич Углов был универсальный хирург. Он оперировал раненых в Великой Отечественной, спасал жизни в блокадном Ленинграде. Профессору Углову медицина обязана рождением новых разделов хирургии.
Ведущий 1.Но в Книгу рекордов Гиннеса Углов попал по другой причине. Он был единственным в мире практикующим хирургом старше 90 лет. До 97 лет он проводил сложные операции! Вот что он говорил о секретах своего долголетия:
Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью и не курю. Обливаюсь холодной водой прямо на снегу. Двадцать лет таких процедур, и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта. В юности я занимался французской борьбой, любил позаниматься на турнике, ходить на лыжах. Сейчас, когда есть свободное время, люблю гулять пешком по лесу - общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю любую домашнюю работу - колю дрова, убираю снег на даче. Да и обед по надобности запросто могу приготовить... Но главное - делать людям добро. Этому меня учила мама.
IV. Интерактивная беседа
Классный руководитель. Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустремленность, и любовь к своему делу. Как вы думаете, может и этот человек являться образцом для подражания?
Примерные ответы:
- Он жил в другую эпоху, когда государство предоставляло все возможности для самореализации.
- Подражать ему очень трудно, потому что нужно много работать над собой, не прощать своих слабостей.
- Для этого нужно лучшие годы жизни посвятить учебе, работе - а ради чего? Чтобы попасть в Книгу рекордов?
- Зачем жить до ста лет? Нужно в молодости взять от жизни все!
- Жалко смотреть на старых людей, зачем еще жить до ста лет?
- Углов не просто продлил свою жизнь - он продлил активную жизнь. Он показал, что и в 100 лет можно работать, быть нужным людям, наслаждаться жизнью.
- Можно поучиться у этого хирурга, как сохранить здоровье и работоспособность до 100 лет.
V. Работа с «Памяткой российскому долгожителю»
Классный руководитель. Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил «Памятку российскому долгожителю». В этой памятке 12 правил. Но некоторые правила, казалось бы, не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать выводы. Постарайтесь объяснить, как выполнение каждого из этих правил скажется на улучшении нашего здоровья и о каком именно здоровье может идти речь?
Слушаем ваши разъяснения.
(Классный руководитель читает правило, желающие высказываются.)
1. Люби родину. И защищай ее. Безродные долго не живут. (Здоровье связано с патриотизмом. Родина - это корни, вера, желание оставить после себя хорошее наследство. Этот пункт касается нравственного, психического здоровья.)
2. Люби работу. И физическую тоже. (Работа дает энергию, цель в жизни. Именно в работе человек может наиболее полно раскрыть себя как личность. Этот пункт имеет отношение к физическому, психическому, нравственному здоровью.)
3. Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах. (Этот пункт касается психического здоровья. Упадок духа может привести к депрессии, когда сломаться может даже высоконравственный и физически крепкий человек.)
4. Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации. (Речь здесь идет о физическом здоровье. Эти вредные привычки буквально разрушают человека.)
5. Люби свою семью. Умей отвечать за нее. (Это правило говорит о психическом, нравственном здоровье. Семья дает человеку ощущение защиты, стабильности, сознание правильно прожитой жизни.)
6. Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай! (Речь идет о физическом здоровье. Но избыточный вес может стать причиной и психологических расстройств.)
7. Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных для жизни мест. (Травмы - это относится к физическому здоровью.)
8. Не бойся вовремя пойти к врачу. (Для этого нужно преодолеть свою лень и страх - значит, нужно обладать психическим здоровьем.)
9. Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки. (Это призыв защитить психику ребенка. Музыка может оказывать разрушительное воздействие: человек становится неуправляемым.)
10. Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его. (Нельзя переутомляться, нужно правильно распределять нагрузку. Иначе можно прийти к нервному срыву, а значит, подорвать психическое и физическое здоровье.)
11. Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого. (Забота о физическом, психическом, нравственном здоровье помогает продлить жизнь.)
12. Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. (Это правило помогает сохранить и физическое, и психическое, и нравственное здоровье.)
VI. Просмотр видеофильма о здоровом образе жизни.
Может быть вам покажется, что это герой не нашего времени. Но после просмотра видеофильма о современных здоровых духом и телом, успешных людях, вы убедитесь, что все о чем мы говорили – не пустые слова.
Просмотр видеофильма.
VII. Заключительная беседа
Классный руководитель. Здоровье – выбор мудрых. Чтобы сохранить здоровье, нужно проявить мудрость. Как это сделать?
Примерные ответы:
- Найти высшую цель, обрести смысл жизни.
- Отказаться от излишеств.
- Познать себя, делать то, что тебе полезно. Избегать того, что может навредить.
- Соблюдать меру во всем.
- Сначала подумать, а потом сделать, а не наоборот.
Классный руководитель. Философы говорят, что ум дается человеку от природы, разум дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что здоровье - это непрестанная работа над собой, воспитание себя. И опыт наших героев это наглядно подтверждает.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что в сегодняшнем разговоре показалось вам интересным и полезным? С чем вы не согласны?