«Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении».
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе - создание прочного фундамента здоровья.
С ХХI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. По мнению многих ученых (Г.И.Кукушкин, Н.А.Понамарев, В.М.Выдрин, Э.С.Маркарян, М.С.Каган и др.) определяющими причинами сложившейся ситуации выступают снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений. В то же время во всех программах обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности.
Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна.
Анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ.
Таким образом, основополагающим принципом работы учреждений образования является единство интеллектуальной и физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний руководителей учреждений и инструкторов по физической культуре. Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.
Актуальность вышеизложенной проблемы позволяет определить
задачи:
-изучить особенности физкультурно - оздоровительной работы.
-раскрыть знания аналитического подхода в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
-разработать и апробировать систему по физкультурно- оздоровительной работе в дошкольном учреждении.
-разработать методические рекомендации по физкультурно- оздоровительной работе в дошкольном учреждении.
Общетеоретической основой исследования явились труды педагогов Болдурчиди П.П., Глазыриной Л.Д., Доскина В.А., Ефименко Н.Н., Кожуховой Н.Н., Руновой М.А., Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г., Шебеко В.Н., Кудрявцева В.Т., Егорова Б.Б., АлямовскойВ.Г., Яковлева Л.В.
Анализ существующей системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ЧДОУ №152 ОАО "РЖД"
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Первое, с чем столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанке. Поэтому многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Поэтому в дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа П.П. Болдурчиди по физической культуре «Здоровье», которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Наряду с этой программой используется авторская технология Ж.Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Обучение создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей и детском саду. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
При разработке данной модели и ее реализации были выбраны современные методические походы к проблемам образования детей дошкольного возраста. Для систематизации образовательной работы была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?
Выход, соединение традиционной программы и внедрение технологий Ж.Е. Фирилёвой «СА-фи-дансе», авторской программы Н.Н.Ефименко «Театр физического развития», Н.А.Фомина «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» повышает интерес к физической культуре и спорту.
Введения увлекательных форм работы во все части занятий:
Танцевально-ритмическая гимнастика.
Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Игроритмика.
Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика.
Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
Игротанец.
Формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).
Нетрадиционные виды упражнений:
Игровой самомассаж.
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Пальчиковая гимнастика.
Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
Музыкально-подвижные игры.
Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
Креативная гимнастика.
Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.
Игропластика.
Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используются элементы древне гимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, ушу выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Игровой стретчинг.
Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры. Взаимосвязанные игровые ситуации, задания, упражнения подобранны таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.
Игры-путешествия.
Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Вышеперечисленные формы использую на занятиях следующим образом.
Вводной части физкультурного занятия разогреваем мышцы и суставы, и готовим детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Задача - научить своих воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно – жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души.
На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью предлагаю детям специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.
Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений («корова», «улитка», «силачи»). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Чтобы поднять настроение, использую упражнение, которое называется «Салют». Дети принимают свободную позу, закрывают глаза и вспоминают, как впервые с радостным чувством нетерпеливо ожидали прекрасное зрелище - праздничный салют. Произносится: «Огонь». После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: «Ура», вкладывая в этот крик радость и ликование.
В заключительной части занятия для восстановления организма провожу настройку (психогимнастика, релаксация). Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности.
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры - забавы, аттракционы. Тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта.
В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
-маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
-в среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
-в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
Поэтому использую разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
-занятия по традиционной схеме (водно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
-занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
-занятия - тренировки в основных видах движений;
-ритмическая гимнастика - занятия, состоящие из танцевальных движений;
-занятия - соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
-занятия - зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных видов движений на время, скорость, расстояние;
-самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего проверяется выполнение задания.
Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой:
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
3.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:
I) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, сама массажу, разнообразным видам закаливания.
4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Для реализации этих задач широко используются в ДОУ:
- информация в родительских уголках, в папках-передвижках, на информационном стенде, консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания, семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
- «открытые дни» для родителей с просмотром и (на видео) и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;
- хорошие результаты дает совместная организация и проведение спортивных мероприятий, праздников и развлечений.
- на информационном стенде для родителей размещаются фотографии из спортивной жизни детского сада, информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей.
Выпускники детского сада, поступив в школу, посещают разнообразные спортивные секции: волейбольную, баскетбольную, спортивные танцы, восточные единоборства.
Таким образом, созданная единая система "детский сад - дети - родители - школа" на данный момент достаточно успешно функционирует.
Для эффективного отслеживания уровня развития детей работа строилась на диагностической основе и коррекционной работе.
Индивидуальные тесты (задания), определенны для каждой возрастной ступени, начиная с 3-х лет.
На каждый возрастной ступени (в конце года) тестирование проводится по 6-ти показателям:
1)статическое равновесие;
2) динамическое равновесие;
3) силу движений;
4) ловкость движений (крупная моторика);
5) ловкость движений (мелкая моторика);
б) излишние сопровождающие движения.
Большинство приведенных показателей направлены на диагностику некоторых из основных физических качеств (равновесия, силы, ловкости). Выполнение теста по тому или иному показателю требует сформированности у ребенка определенного навыка или комплекса навыков, которые в наибольшей степени отражают развитие этого физического качества.
Анализ результатов диагностики.
Итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей. Было обследовано 190 детей, из них с 1 группой здоровья – 30, 148 детей со 2 группой,12 детей с 3-тьей группой. Средняя посещаемость – 84%. По полученным результатам диагностики видно, что произошел качественный рост по всем показателям. Высокий уровень развития физических качеств вырос на 4,5%, в двигательно-эмоциональной сфере высокий уровень вырос на 16% .
Вывод.
Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. Улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.
Работу строю по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях выступаю в роли помощника, а не педагога именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. Главное – научить детей быть здоровыми! Моя задача помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого.
Результатом работы считаю то, что дети с радостью идут на занятия по физкультуре, дают «клятвенные» обещания хорошего поведения в обмен на участие в спортивных соревнованиях. Получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности. Излучают энергию, бодрость.
"Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!" - сказал когда-то один философ.