Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии обучения и воспитания в соответствии с ФГОС
В соответствии с Законом “Об образовании” и новыми стандартами именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Уроки физической культуры, в определенной мере, могут компенсировать недостаток физической активности обучающихся.
Я думаю, что перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы:
-Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
-Как развивать интерес обучащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
При решении этих вопросов возникают противоречия.
С одной стороны – учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его здоровьесберегающей направленности;
с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, – снижение интереса к урокам физической культуры.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Решить данную проблему можно только при условии организации обучения с учетом сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся.
Задача здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья.
В физкультурно-оздоровительной работе применяю несколько компонентов здоровьесберегающей технологии:
- Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;
- Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;
- Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);
- Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;
- Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);
- Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:
активного участия в этом процессе самих учащихся;
создание здоровьесберегающей среды;
высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
планомерной работы с родителями;
тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:
1. Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.
На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, рассказываю о профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания. Включаю родителей в процесс обсуждения проблем, привожу статистические данные. На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.
2. Основными видами нетрадиционных уроков являются сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице, гимнастическим палкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
3. Комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.
Именно на интересе детей к занятиям стараюсь строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье.
Но только лишь на уроках физической культуры невозможно решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также внеурочная деятельность. В 2014 году наша школа стала победителем в конкурсе на лучшую образовательную организацию Ленинградской области, развивающую физическую культуру и спорт в номинации «Лучшая сельская общеобразовательная школа». Призовые деньги были потрачены на приобретение спортивных тренажеров, что способствовало повышению интереса к урокам физической культуры.
Ежегодно в школе проводится конкурс «Спортсмен года», за победу в котором борются обучающиеся 1-9 классов. Ребята участвуют в школьных, муниципальных и региональных соревнованиях, получая определенные положением конкурса баллы. В конце мая выявляется победитель в 1-4 и 5-9 классах, отдельно среди мальчиков и девочек.
С рождением спортивного клуба в школу «пришел» новый вид спорта- флорбол. Ребята с удовольствием овладевают техникой и тактикой игры. В марте 2018 года команды мальчиков и девочек 5-6 классов представляли Волосовский район на региональных соревнованиях по флорболу в городе Гатчина.
Для анализа своей деятельности я провожу ежегодный мониторинг состояния физической подготовленности учащихся с целью:
Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся и выполнению норм ГТО.
Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.
Результаты тестирования каждого класса заношу в “Паспорт здоровья”, а обучающиеся заполняют дневники самоконтроля, в которых очень наглядно видно: наблюдается ли положительная динамика или нет, и над чем стоит поработать особенно. Таким образом, многие учащиеся стараются улучшить свои результаты, а мне остается только подсказать, как это сделать.
Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
1.Повысить уровнь успеваемости и эффективности учебного процесса;
2.Улучшить динамику роста физической подготовленности учащихся.
3.Способствовать возникновению интереса обучающихся к занятиям физической культурой и мотивации к соблюдению здорового образа жизни.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из педагогов зависит состояние физического и душевного здоровья обучающихся.
2