СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди достижений учащихся  по приоритетным направлениям инновационного развития, безусловно лидирующее место занимает система мер по поддержке спорта, физкультуры и пропаганда среди различных слоев населения здорового и активного образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие образовательные технологии.»

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках ОБЖ как

системный подход к обучению и воспитанию

Учитель ОБЖ Баженов А.В.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Среди достижений учащихся по приоритетным направлениям инновационного развития, безусловно лидирующее место занимает система мер по поддержке спорта, физкультуры и пропаганда среди различных слоев населения здорового и активного образа жизни. В то же время в национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Изменилась ситуация и в образовательных учреждениях, учителя стали понимать необходимость корректировки планов работы с учетом требований успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности – с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.

Видение одного из возможных путей решения проблемы, по которому движется школа в последние годы. «Здоровье учащегося» в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, он умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – учащийся уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане – обучающийся, проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья школьников является внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.

Что такое «технология»:

  • «технология» – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

  • «здоровье» – это состояние полного физического, психического и социального благополучия не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

  • «здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка» на всех этапах его обучения и развития.

  • «здоровье физическое» – это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

  • «здоровье психическое» – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренне моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

  • «здоровье социальное» – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я-самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, колледже: социальной группе).

  • «здоровье нравственное» - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок, мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человек, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

К нарушению здоровья обучающихся приводит ряд проблем: компьютеризация, недостаточная освещенность, перегрузка учебными занятиями и т.д. Проблемы сохранения здоровья школьников стали особенно актуальны на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья. По словам профессора Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающемуся. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учащихся.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения и сформулировал Н.К. Смирнов: «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Приоритет заботы о здоровье преподавателя и обучающегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на

психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  • Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном аспекте, и в процессуальном.

  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся –объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

  • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

  • Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

  • Ответственность за свое здоровье – у каждого учащегося надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым преподавателем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации учащихся.

В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что данные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Среди здоровьесберегающих технологий, внедряемых в школе , для оздоровления контингента можно особо выделить технологии личностноориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, во многом снимающие негативные факторы, о которых речь шла выше. Так личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед преподавателем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы; стимулирование студентов к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения .

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;

  • использование проблемных творческих заданий;

  • стимулирование обучающихся к выбору и

самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

  • применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условносимволическую);

  • рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья обучающихся как в психологическом аспекте, так и в физиологическом. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому обучающемуся, учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, медико-психолого-педагогическое сопровождение .

Рассмотрим урок с позиций здоровьесбережения. Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

Большинство позиций, по которым проводится анализ урока, касаются педагогических критериев проведения. Однако каждый их этих критериев имеет связь с проблемой здоровья обучающихся, а иногда и преподавателя.

Состояние, опосредующее эту связь – утомление и стресс Профилактика утомления и стресса – это одна их наиболее реальных возможностей здоровьесбережения. На что же следует обратить внимание в ходе урока, если говорим, что используем принципы здоровьесбережения?

Особое внимание на уроках ОБЖ я уделяю следующим компонентам принципов здоровьесбережения:

1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает учашимся освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь» и т. д.; б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»; в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.

  1. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Обучающиеся осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.

  2. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода обучающиеся учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

  3. Дозированное разноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер, на выбор ученика. Это подтверждает, что у любого есть всегда право выбора.

5.Учет индивидуальных способностей.

6. Опрос только тех обучающихся, которые желают отвечать (оценку ставить только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал урока). Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом обучающихся и учителя.

7.Включение в содержание уроков упражнений, текстовых задач, задани й, связанных с изучением своего собственного здоровья.

8.Личный пример преподавателя. (Благодаря позитивному примеру учителя обучающиеся овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)

9. Организация саморефлекции.

Эффективность урока с позиции здоровьесбережения усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  1. 5-25-я минута —80%;

  2. 25-35-я минута —60-40%; 3)35-40-я минута — 10%.

Исходя из вышесказанного, необходимо применение здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье, использование полученных знаний в повседневной жизни.

К сожалению, современные обучающиеся, не считают свое здоровье важной жизненной ценностью. Для учителя важно, чтобы обучающиеся овладели знаниями способов, средств и

факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих.

Список используемой литературы

«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года

«Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика»Центр «Педагогический поиск»,Москва – 2006г, под редакцией М. И. Лукьяновой

Бурдина Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации// Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2005.

Залыгин В. Проблема здравообразования // ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2006.

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – №3.

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- Москва: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 90–94.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – Москва: АПК и ПРО, 2002. Сухомлинский В.А. О воспитании. — Москва: Политиздат, 1985.