Система здоровьесберегающих технологий как деятельностный компонент обновлённого содержания образования
Здоровье человека – главная ценность общества
- А.Шопенгауэр подметил: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».
- По данным медицинских исследований за последние годы лишь 10% выпускников наших школ не имеют проблем со здоровьем, а девять десятых несчастливы и нездоровы.
- К известному афоризму «Знание – сила» необходимо прибавить и здоровье, и духовность, и активность.
- В.А.Сухомлинский предупреждал: «Если мы не будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой».
- Сегодня методика внедрения «здоровьесберегающих» технологий обучения – активизация просветительской работы, интегративный, немедикаментозный подход. Принцип «повышения резервов здоровья» должен быть связан с правом субъекта на свободное проявление своих биологических и социальных возможностей.
Из истории вопроса о здоровье русского народа
- Сотни лет Русская земля рождала, взращивала и воспитывала на своих просторах богатырей по силе духа и тела трудолюбивых и бесстрашных мужей, воинов, жертвенно служивших Отечеству, мудрецов, вопрошавших природу и наделявших свой народ знаниями. Целомудренных невест, любящих жён, хранивших духовную и телесную чистоту, дававших жизнь новым поколениям и оберегавших домашний очаг, душевный лад в семье.
Но сегодня…
- Сегодня в нашем обществе этот механизм оказался вдруг сломанным. По данным Минздрава только 5% выпускников школ практически здоровы, 80% - хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно – психическими расстройствами: вместо акселерации наступает децелерация (низкорослость), тают ряды защитников Отечества. Сегодня эта трагедия «перекинулась» на репродуктивные возможности народа (из каждой тысячи новорождённых младенцев 800-900 имеют врождённые пороки развития)
Почему мы говорим «Здравствуйте!»
- Мы совсем не задумываемся о том, что каждый новый день мы начинаем не только с приветствия друг друга, а мы начинаем его с пожелания друг другу здравствовать, значит, быть здоровым.
- Приветствие – что напутствие, и желая здоровья детям и взрослым жителям вашего Дома, вы не только на словах, но и на деле должны направить их на путь здоровья.
- Устроить ваш Дом надо так, чтобы Здоровье его жителей стало главной ценностью. Поэтому главное пожелание мы всегда произносим как молитву, и просим за детей наших:
Дай бог здоровья!
Пожелав здоровья, мы только начинаем наш путь к здоровью. Главное – видеть цель. А цель – устроить ваш Дом таким, чтобы в нём жили здоровые дети, чтобы в этом Доме оберегали, охраняли здоровье, чтобы в здоровом теле жителей Дома был здоровый дух, ДУХ ЗДОРОВЬЯ.
Школа нездоровья и трагедия цивилизации
- Большинство детей рождаются ослабленными, а в школу приходят с массой недугов. Система школьного воспитания продолжает дело разрушения здоровья. Доктор В.Ф.Базарный называет ряд школьных факторов.
- 1-Поза детей во время учебного процесса напряжённо-неестественное положение.
- 2-Продолжительное воздействие на детей учебной среды-закрытых помещений, обеднённой природными стимулами.
- 3- «Книжное изучение жизни», ученик лишается самостоятельности мышления, свободы суждений.
- 4-Методики, предпологающие дробное, поэлементарное овладение знаниями, умениями, навыками, разрушающие целостность мировосприятия.
- 5-Увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному эмоционально-образному, сверхмощные СМИ изменяют психику ребёнка и представляют технологию психозомбирования детей.
Разрушающие факторы и условия
- 1-Замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на горизонтальные столы.
- 2-Замена каллиграфического импульсно-нажимного письма на безотрывное письмо с постоянным напряжением.
- 3-Замена электролампового освещения на высокочастотное люминесцентное, плюс излучение от дисплеев компьютеров.
- 4-Резкое ограничение деятельностно-трудового и конструктивно-творческого принципа обучения.
- 5-Отмена природосообразного раздельного школьного обучения.
- 6-Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, приведшая к возрастанию учебной напряжённости детей.
- 7-Внедрение в школу скоростных технико-информационных установок.
Педагогические здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного
- Особенности работы по системе В.Ф.Базарного.
- 1-Учебные занятия идут в режиме смены динамических поз (ростомерная мебель, с наклонной поверхностью парта и конторка).
- 2-Упражнения для зрительной системы.
- 3-С целью расширения зрительных горизонтов, воображения применяется «Экологический букварь» (картина-панно), природная местность изображена на стене, уходя вдаль.
- 4-Режим движения наглядного материала постоянного поиска и выполнения активирующих детей заданий.
- 5-Использование каллиграфических прописей.
- 6-Совместное создание с педагогами и родителями среды, в которой они обучаются и воспитываются.
- 7-Детское хоровое пение, это есть фундамент особого феномена русской жизни-соборности, о которой так много сказано русскими философами.
- 8-Обучение должно быть раздельно-параллельным (мальчики и девочки).
Современные проблемы здоровья и обучения
- Обучение здоровью через активность и творчество.
- Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, способы решения задачи, оформлять в словесной форме доказательства, утверждения, прибегать к обсуждению проблемы в группе, с родителями и, конечно же играть (образами, идеями, ролями).Без положительных эмоций, а именно они придают обучению окраску, «вкус» и служат источником интереса, а стало быть, активизируют ребёнка на познавательный поиск.
- Без удивления, удовлетворения от догадки нет активной педагогики, нет творчества, нет интереса, нет хорошего самочувствия.
- Результат возможно достичь через активные методы обучения, включающие ученика в практическое применение знаний, в поиск аналогий, обобщений, абстрагирование, выделение закономерностей и другие умственные операции.
Как теряется здоровье
- Здоровьезатратные факторы и их источники требуют от учащихся излишне большого или длительного напряжения (физического, умственного, сенсорного, эмоционального). К ним относятся:
- объективная сложность и большой объем учебного материала;
- несоответствие методики обучения уровню способностей, подготовленности, личностным особенностям учащихся;
- «клиповое» построение расписания уроков (5-7 уроков в день, все по разным предметам);
- трафаретность построения годового учебного плана и распределения в нем учебных предметов, например по одному-двум урокам в неделю в течение всего учебного года;
- традиционно жесткая схема урока (например, 8 этапов и всегда в одном и том же порядке);
- недостаточное знание учителем динамики работоспособности учащихся в ходе учебного процесса;
- недостаточное знание учителем физиологической и психологической сущности обучения и учения, а также «цены» усвоения материала;
- влияние климатогеографических и других внешних факторов, ухудшающих самочувствие, снижающих работоспособность и затрудняющих учебную деятельность;
Как теряется здоровье
- боязнь проверки, контроля, страх допустить ошибку, услышать грубое замечание, получить плохую оценку;
- ориентация учеников, родителей, учителей, руководителей преимущественно на оценки (отметки) в журнале, дневнике;
- обсуждение промахов и ошибок ученика при всем классе;
- сообщение о домашнем задании в конце урока, «под звонок», когда нет времени проинструктировать о его выполнении и ученики уже не воспринимают слова учителя;
- монотонность учебного процесса ;
- ежедневно повторяющаяся многочасовая статическая поза;
- очень большая зрительная нагрузка;
- неблагоприятные отношения ученика и учителя;
- повышение среднего возраста учителей и снижение уровня их здоровья.
Что может сделать педагог
- К здоровьесберегающим технологиям, выполнимым в существующих условиях, можно отнести:
- разнообразие и адекватность приемов установления и поддержания контакта и педагогического общения;
- использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
- выявление «зоны ближайшего развития» по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале;
- формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;
Что может сделать педагог
- проверку домашнего задания в начале урока, сочетание ее с выявлением «зон ближайшего развития»;
- сообщение о домашнем задании перед изложением нового материала, либо в ходе обобщения, либо перед практическим материалом;
- использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (по 2-4 человека). Для всех групп может быть одно задание либо разные, дополняющие друг друга. Результаты работы представляет один ученик из группы, остальные отвечают на вопросы или дополняют;
- разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работах пользоваться вспомогательными средствами, например конспектом;
- гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
- подведение итогов урока на последних 4-5-й минутах, и лучше всего – вместе с учениками;
- краткое напоминание учителя перед началом контрольной работы, какому разделу или теме посвящена работа, порядка ее выполнения. В ходе ее выполнения – оказание тихой индивидуальной поддержки; при сообщении о результатах работы – указание на общие итоги, разделы материала, в которых выявились недоработки, без обсуждения персональных оценок и ошибок; – при появлении признаков утомления у учащихся – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников (например неожиданным примером, проведением физкультминутки).
Признаками усталости учеников могут быть
- частая смена позы, потягивание;
- встряхивание руками;
- зевота, закрывание глаз;
- подпирание головы, остановившийся взгляд;
- ненужное перекладывание предметов;
- разговор с соседом;
- увеличение количества ошибок, невосприятие вопроса, задержки с ответом;
- частое поглядывание на часы в ожидании конца урока.
Признаками усталости учеников могут быть
- в начале урока полезно проведение небольшой (10-15 секунд) разминки: для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера; для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи; для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо и громко, с разной акцентировкой; для кистей и пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах.
- в начале урока полезно проведение небольшой (10-15 секунд) разминки:
- для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;
- для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;
- для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо и громко, с разной акцентировкой;
- для кистей и пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах.
Компоненты Концепции по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства
- укрепление материально-технической базы учебных заведений;
- организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий обучения;
- организация занятий по физической культуре с учетом физиологического состояния здоровья учащихся;
- занятия в спортивных секциях и группах по интересам;
- массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия;
- рациональная организация быта.
Нормативные документы
- Национальная доктрина образования в РФ от 04.10.2000г.,
- Приказ Министерства образования «О примерном положении о центре содействия укрепления здоровья обучающихся воспитанников образовательного учреждения» от 15.05.2000 г.,
- Концепция модернизации образования на период до 2010 г., одобренная Правительством РФ от 29.12.2001 г.,
- Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации от 21.03.2003 г.,
- Отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003—2010 гг.»,
- Государственные образовательные стандарты.
Факторы, влияющие на состояние охраны и укрепление здоровья в ОУ, руководителем которого Вы являетесь
- 1. Социальные установки здорового образа жизни обучающихся и работников в вашем ОУ.
- 2. Создание психологической основы образования среды, опирающейся на индивидуальные ценности здоровья в вашем ОУ.
- 3. Медицинское обслуживание в вашем ОУ.
- 4. Условия организации ученического и педагогического труда, эргономика условий труда в вашем ОУ.
Условия охраны и укрепления здоровья, которые ОУ обязаны обеспечить для обучающихся
- 1. Медицинское обслуживание в ОУ.
- 2. Выполнение требований по охране и укреплению здоровья к учебной нагрузке и режиму учебно – воспитательного процесса.
- 3. Выполнение санитарно – гигиенических требований к помещениям, техническим состовляющим режима и оборудованию.
Современные здоровьесберегающие технологии
« Здоровая образовательная среда – здоровый ребёнок».
Здоровье детей – это будущее страны.
Но правильно ли мы заботимся об их здоровье?
Влияние образовательного процесса на здоровье и обучение элементарным приёмам ЗОЖ
- Здоровый образ жизни (ЗОЖ) не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Подготовка к нему ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого ОУ.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приёмам ЗОЖ:
- Профилактические методики – оэдоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, самомассаж и т.д.
- Простейшие навыки оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
- Привитие элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка и т.д.
- Использование подвижных перемен (музык) и физкультминуток.
- Проветривание и влажная уборка помещения, ароматерапия.
- Массовые оздоровительные мероприятия, подвижные игры.
- Работа с семьями по пропаганде ЗОЖ.
А что такое здоровьесберегающие технологии?
- Здоровьесберегающая технология – это наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья. Поэтому всё, что относится к ОУ: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д.,- имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.
- Постановка задачи здоровьесбережения в ОУ может рассматриваться в два этапа.
Первый этап заключается в обеспечении таких условий обучения , воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Фундаментальный принцип «Не навреди!»
Второй этап включает программу формирования у субъектов образовательного процесса физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика
- Успешный учитель – это творчески работающий учитель. Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесберегающей среды.
- Включение ученика и учителя в творческий процесс способствует поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал; развитию личности ребёнка, формированию его успешности; а следовательно, снижению утомляемости, преодолению стресса и, как результат, сохранение его здоровья.
- Создание ситуации успеха как для ученика, так и для учителя – одна из приоритетных задач нашей школы.
Характеристика урока, который можно назвать здоровьесберегающим
1. Выполнение рекомендаций СанПиНа:
- требования к освещенности кабинета,
- требования к мебели,
- температурный режим помещения,
- проветривание помещения,
- уровень шума,
- место и длительность применения ТОО и др.
2. Динамическая организация урока:
- физкультминутка,
- дыхательная гимнастика,
- глазная гимнастика,
- кинезеологические упражнения,
- поза учащегося во время урока.
Характеристика урока, который можно назвать здоровьесберегающим
3. Психологический подход при проведении урока:
- учет индивидуальных особенностей учащихся,
- учет темперамента учащихся,
- умение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.),
- дифференцированный подход в обучении.
4. Психологический климат урока:
- мажорность урока (эмоциональность),
- проявление доверительного подхода к ученикам,
- наличие на уроке эмоциональной разрядки,
- создание ситуации успеха и др.
Характеристика урока, который можно назвать здоровьесберегающим
5. Некоторые педагогические знания и умения:
- чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
- количество используемых на уроке методов, чередование методов,
- плотность урока,
- темп окончания урока,
- определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
- умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,
- умение оценить уровень работоспособности.
6. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
- включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,
- постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни
- Оформление стенда или классного уголка «Здоровье и мы», «Здоровый образ жизни».
- Уроки творчества, нп. «Сказка о Цветке Здоровья и Счастья».
- Внеклассная работа. Ролевые игры – «Вред алкоголизма», «Дорога, ведущая вниз». Устный журнал «СПИД – курьер». Интеллектуальная игра «Закон жизни». Брейн – ринг «Зелёная улица».
- «Дни здоровья»:
- спортландия «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- праздник «Все - на старт», «В здоровом теле – здоровый дух»;
- конкурсно - игровая спортивная викторина «Береги здоровье смолоду»;
- спортивный праздник «Путешествие в Развлекляндию»;
- музыкально – конкурсно - игровой праздник «Спорт, школа, я – дружная семья»;
- советы «Доктора Воды»;
- игра «Полезно – вредно»;
- экскурсия в природу «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Система, сберегающая здоровье школьников (рекомендации)
Профилактика утомляемости.
- Учитывать суточные циклы работоспособности подростков (1, 6 уроки – низкий; 2,3 уроки – высокий; 4,5 уроки – средний).
- Учитывать динамику функционального состояния организма человека на протяжении недели (вторник, четверг – подъём работоспособности; среда – резкий спад; понедельник, пятница, суббота – ухудшение работоспособности).
- Наибольшее значение для предупреждения утомления имеют занятия трудом, физкультурой, особенно когда они проводятся на 3 – 4 уроках, т.к. в этом случае последние уроки проходят при относительно высокой работоспособности. Проведение этих уроков на 1,5,6 – эффект незначителен.
- Осознавая, насколько важно следовать циклам работоспособности необходимо уделить особое внимание расписанию уроков.
Система, сберегающая здоровье школьников (рекомендации)
Решаем проблему нагрузки.
1. Изучение учебного материала курса крупными блоками, которые соответствуют отдельным темам программы.
2. Содержание одного урока отдельного блока не должно быть усвоено учащимися к следующему уроку. Надо, чтобы все ученики имели возможность усвоить материал в процессе изучения всей темы, а ежеурочный контроль за знаниями с непременным выставлением оценок в журнал вовсе не обязателен.
3. В начале изучения каждой новой темы производится целеполагание учащихся по трём уровням сложности через описание результатов обучения: называть, показывать, определять, описывать, объяснять, прогнозировать.
Уровни сложности: первый – базовый, соответствует оценке «3»,
второй – базовый сильный, оценка «4»,
третий – продвинутое обучение, оценка «5».
4. Этапы учебного процесса внутри блока: 1) изложение нового материала; 2) учитель создаёт условия для усвоения материала учениками; 3) коррекционная работа с учащимися, слабо усвоившими материал; 4) итоговый контроль по теме.
Система, сберегающая здоровье школьников (рекомендации)
Просвещаем и закаливаем.
Правильная организация режима дня предусматривает:
- Наиболее эффективную продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании.
- Достаточный по продолжительности и оптимальный по интенсивности физической нагрузки активный отдых на открытом воздухе.
- Регулярное питание, сбалансированное по содержанию питательных ингредиентов.
- Гигиенически полноценный ночной сон, а при отклонениях в состоянии здоровья – и дневной.
- Повышение двигательной активности путём увеличения занятий физическими упражнениями, физкультурные паузы, спортивные часы, посещение спортивных секций во внеклассное и внешкольное время.
Анкета для школьников