Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка
В настоящее время все больше внимания уделяется вопросу сохранения здоровья школьников, их психологическому и физическому состоянию, оптимальной работоспособности и социальной активности в процессе обучения. Изучение иностранного языка– это один из самых трудоемких и продолжительных по времени процессов, который требует от учащихся огромных усилий и усидчивости. Начальный этапизучения иностранного языка совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда он наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды.
Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения в общеобразовательном учреждениисостояние здоровья учащихся заметно ухудшается. Одними из основных причин такой ситуации считается малоподвижность учащихся, чрезмерная утомляемость, рутинность и эмоциональная пассивностьна уроках. Впоследствии, у школьников обнаруживаются различного рода нарушения: нарушения осанки, невротические расстройства, склонность к частым простудным заболеваниям и т.д.Массовый характер таких заболеваний обуславливает необходимость в организациина уроках особой среды для учащихся, где учитывались бы все возникающие трудности и барьеры.
В связи с этим стало актуальнымвнедрениев педагогический процесс технологий, первоочередной задачей которых будетсохранение здоровья учащихся, мотивационной составляющей, эмоциональной среды и т.д. Эти технологии должны удовлетворять основным принципам охраны здоровья подрастающего поколения:
Используемыеприемы, методы и средства должны быть обоснованными, не наносящими вреда.
Учащиеся являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий в содержательном и в процессуальном аспектах.
Содержание и организация обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся: объем учебной нагрузки, сложность материала и т.д.
Комплексный, междисциплинарный подход: единство действий всех участников образовательного процесса.
В любом поступке или действии учащегося акцент всегда делается на успешную составляющую, а потом отмечаются недостатки.
Активное включение в образовательный процесс всех учащихся.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. С первых же уроков учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Интенсивные занятия требуют концентрации внимания и напряжения сил, и поэтому создание атмосферы сотрудничества и взаимоуважения является особой функцией педагога. Чем комфортнее чувствуют себя учащиеся, чем меньше напряжение, отрицательно сказывающееся на психологическом состоянии ребенка, чем больше доброжелательного фона и терпения в процессе обучения, тем выше уровень успеваемости.
На уроках английского языка я стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей, их основные потребности в общении, движении, самовыражении, поощрении за каждый успешный поступок или действие. Каждый урок, особенно в начальных классах (3-4 классы), я начинаю с фонетической зарядки, которая включает комплекс различных оздоровительных упражнений.Например, учащиеся представляют, что перед ними горящая свеча и пытаются задуть её, тем самым произнося звук [w], который далее отрабатывается в словах: Why, What, wind, willи т.п.Также я использую упражнения дыхательной гимнастики, стимулирующие работу органов дыхания, сердца и нервной системы ребенка: «Breathin!» –учащиеся представляют себя воздушными шариками и делают глубокий вдох, задерживают дыхание на несколько секунд. «Breathout!» – учащиеся медленно выдыхают.
Однимизпопулярныхсредиучащихся начальных классовупражненийявляетсягимнастикадляглаз: «lookleftandright», «lookupandlookdown», «lookatyournose», «closeyoureyes», «Openandsmile.Данное упражнения можно повторять по ходу урока, чтобы уменьшить усталость, утомляемость глаз.
В качестве физминуток я использовала подвижные и пальчиковыеигры, обеспечивающие создание внутренней наглядности для построения на уроках определенных ситуаций, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на английском языке. Например, упражнениедляразвития пальчиковоймоторики: детисчитают, загибаяпальцы– one, two, three, four, five – «Shakehands!» – six, seven, eight, nine, ten – «Shakehandsagain!» Этот вид разминки помогает снять усталость после правописания и других письменных видов деятельности учащихся. Упражнение, способствующее развитию у учащихся общей моторики:Handsup! Clap, clap.Handsdown! Shake, shake.Handsonhips! Jump, jump.Stopand standstill!Handsup! To the sides!Bend left! Bend right!One, two, three. Hop!One, two, three.Stopandstandstill!
С целью обеспечения положительного отношения ребенка к себе и окружающим, уверенности в себе, собственных силахиспользуютсяметоды эмоциональной раскачки, например, упражнение «Комплименты» – учащиеся говорят друг другуслова, характеризующие их с положительной стороны: «you are kind», you are beautiful»,«you are clever», «you are smart», «you are tidy»и т.п. Те же добрые слова я использую в качестве поощрения за правильные действия или ответы учащихся, также используя и невербальные методы поощрения: улыбку, жесты и т.д.
Особое место в процессе обучения занимает игровая методика, широко применяемая на младшем этапе. Использование ситуаций, приближенных к реальным условиям обеспечивает быстрое и легкое запоминание детьми языкового материала. Например, в процессе презентации нового лексического материала на базе учебника по английскому языку Верещагиной И.Н. я предлагалаучащимсяигру в мяч:я называла слово на русском языке и бросала мяч ученику, который, в свою очередь,возвращал мяч иговорилперевод этого слова на английском языке. Данная игра применялась при вводе новой лексики различной тематики.
Рациональное чередование различных видов деятельности на урокеспособствует исключению усталости и потери внимания.Разнообразные виды взаимодействия обеспечивают активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимают усталость, делая урок более эмоциональным.Результаты работы по формированию условий адаптивной среды показывают более высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности учащихся.
Литература
Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие.М., 2004.
Баранов А.А., Кучма В.Р.и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях.М., 2008.
Верещагина И.Н. Учебник по английскому языку 3 класс. М., 2014.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., 2004.
Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.
Шклярова О.А., Шестакова Н.В., Павлович И.Г. Здоровьесберегающее направление в современной школе. М., 2012.
Веб-ресурс http://festival.1september.ru.