СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии позволяет вести урок на высшем уровне. Позволяет провести урок без вреда здоровью. Такие уроки проводятся по школе России

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка


В настоящее время все больше внимания уделяется вопросу сохранения здоровья школьников, их психологическому и физическому состоянию, оптимальной работоспособности и социальной активности в процессе обучения. Изучение иностранного языка– это один из самых трудоемких и продолжительных по времени процессов, который требует от учащихся огромных усилий и усидчивости. Начальный этапизучения иностранного языка совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда он наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды.

Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения в общеобразовательном учреждениисостояние здоровья учащихся заметно ухудшается. Одними из основных причин такой ситуации считается малоподвижность учащихся, чрезмерная утомляемость, рутинность и эмоциональная пассивностьна уроках. Впоследствии, у школьников обнаруживаются различного рода нарушения: нарушения осанки, невротические расстройства, склонность к частым простудным заболеваниям и т.д.Массовый характер таких заболеваний обуславливает необходимость в организациина уроках особой среды для учащихся, где учитывались бы все возникающие трудности и барьеры.

В связи с этим стало актуальнымвнедрениев педагогический процесс технологий, первоочередной задачей которых будетсохранение здоровья учащихся, мотивационной составляющей, эмоциональной среды и т.д. Эти технологии должны удовлетворять основным принципам охраны здоровья подрастающего поколения:

  1. Используемыеприемы, методы и средства должны быть обоснованными, не наносящими вреда.

  2. Учащиеся являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий в содержательном и в процессуальном аспектах.

  3. Содержание и организация обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся: объем учебной нагрузки, сложность материала и т.д.

  4. Комплексный, междисциплинарный подход: единство действий всех участников образовательного процесса.

  5. В любом поступке или действии учащегося акцент всегда делается на успешную составляющую, а потом отмечаются недостатки.

  6. Активное включение в образовательный процесс всех учащихся.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. С первых же уроков учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Интенсивные занятия требуют концентрации внимания и напряжения сил, и поэтому создание атмосферы сотрудничества и взаимоуважения является особой функцией педагога. Чем комфортнее чувствуют себя учащиеся, чем меньше напряжение, отрицательно сказывающееся на психологическом состоянии ребенка, чем больше доброжелательного фона и терпения в процессе обучения, тем выше уровень успеваемости.

На уроках английского языка я стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей, их основные потребности в общении, движении, самовыражении, поощрении за каждый успешный поступок или действие. Каждый урок, особенно в начальных классах (3-4 классы), я начинаю с фонетической зарядки, которая включает комплекс различных оздоровительных упражнений.Например, учащиеся представляют, что перед ними горящая свеча и пытаются задуть её, тем самым произнося звук [w], который далее отрабатывается в словах: Why, What, wind, willи т.п.Также я использую упражнения дыхательной гимнастики, стимулирующие работу органов дыхания, сердца и нервной системы ребенка: «Breathin!» –учащиеся представляют себя воздушными шариками и делают глубокий вдох, задерживают дыхание на несколько секунд. «Breathout!» – учащиеся медленно выдыхают.

Однимизпопулярныхсредиучащихся начальных классовупражненийявляетсягимнастикадляглаз: «lookleftandright», «lookupandlookdown», «lookatyournose», «closeyoureyes», «Openandsmile.Данное упражнения можно повторять по ходу урока, чтобы уменьшить усталость, утомляемость глаз.

В качестве физминуток я использовала подвижные и пальчиковыеигры, обеспечивающие создание внутренней наглядности для построения на уроках определенных ситуаций, синхронизации мыслительных  и физических действий с речью на английском языке.  Например, упражнениедляразвития пальчиковоймоторики: детисчитают, загибаяпальцы­– one, two, three, four, five – «Shakehands!» – six, seven, eight, nine, ten – «Shakehandsagain!» Этот вид разминки помогает снять усталость после правописания и других письменных видов деятельности учащихся. Упражнение, способствующее развитию у учащихся общей моторики:Handsup! Clap, clap.Handsdown! Shake, shake.Handsonhips! Jump, jump.Stopand standstill!Handsup! To the sides!Bend left! Bend right!One, two, three. Hop!One, two, three.Stopandstandstill!

С целью обеспечения положительного отношения ребенка к себе и окружающим, уверенности в себе, собственных силахиспользуютсяметоды эмоциональной раскачки, например, упражнение «Комплименты» – учащиеся говорят друг другуслова, характеризующие их с положительной стороны: «you are kind», you are beautiful»,«you are clever», «you are smart», «you are tidy»и т.п. Те же добрые слова я использую в качестве поощрения за правильные действия или ответы учащихся, также используя и невербальные методы поощрения: улыбку, жесты и т.д.

Особое место в процессе обучения занимает игровая методика, широко применяемая на младшем этапе. Использование ситуаций, приближенных к реальным условиям обеспечивает быстрое и легкое запоминание детьми языкового материала. Например, в процессе презентации нового лексического материала на базе учебника по английскому языку Верещагиной И.Н. я предлагалаучащимсяигру в мяч:я называла слово на русском языке и бросала мяч ученику, который, в свою очередь,возвращал мяч иговорилперевод этого слова на английском языке. Данная игра применялась при вводе новой лексики различной тематики.

Рациональное чередование различных видов деятельности на урокеспособствует исключению усталости и потери внимания.Разнообразные виды взаимодействия обеспечивают активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимают усталость, делая урок более эмоциональным.Результаты работы по формированию условий адаптивной среды показывают более высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности учащихся.


Литература

  1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие.М., 2004.

  2. Баранов А.А., Кучма В.Р.и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях.М., 2008.

  3. Верещагина И.Н. Учебник по английскому языку 3 класс. М., 2014.

  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., 2004.

  5. Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

  7. Шклярова О.А., Шестакова Н.В., Павлович И.Г. Здоровьесберегающее направление в современной школе. М., 2012.

  8. Веб-ресурс http://festival.1september.ru.