СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»







Обобщение опыта по теме

"Здоровьесберегающие технологии

на уроках физкультуры в условиях сельской школы"



«Воспитание крепкого здорового тела важно

одинаково как цель и как средство».

Э. Торндайк


Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы. Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья обучающихся.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в школе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (Концепция модернизации российского образования).

Использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целей. Это создание в ходе воспитательного процесса ситуаций, которые стимулируют субъектную активность учащихся, использование личностно ориентированных технологий, ориентированных на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников.

При использовании здоровьесберегающих воспитательных технологий я выбираю такие психолого-педагогические технологии, программы и методы, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому образу жизни: оздоровительная, безопасности жизнедеятельности, здоровьеформирующая, здоровьеразвивающая.

Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающих важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на обучающихся.

Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической технологии являются:

1. успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).

2. показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).

3. социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).

Смена форм проведения урока, от классического до нестандартного, снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти свою нишу. Проводя нетрадиционные уроки, особенно связанные с применением компьютерных технологий, обязательно слабым ученикам заранее даю маленькие сообщения. Это всегда успех. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.

В условиях нашей школы мы стараемся рационально организовать двигательную активность обучающихся. Во-первых, это уроки физической культуры, динамические паузы, физкультминутки в течение урока, а также физкультурно-оздоровительная работа.

Задачи гармоничного физического развития наиболее успешно решаются с помощью гимнастики, так как в её распоряжении имеются разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Гимнастика – не только хорошее развитие мускулатуры, эта слаженная деятельность органов сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма. Мониторинг поэтапного обучения гимнастике в школах (начальная школа, среднее звено, полная школа, выявил недостаточную двигательную активность детей с самого начального звена.

С самого раннего возраста надо закладывать в ребенка стремление к занятиям физической культурой. Правильный подбор упражнений, изучение новизны, способствуют интересу к занятиям.

При применении данных здоровьесберегающих технологий используются упражнения и игры различной интенсивности и направленности. В основе своей это психологические игры и упражнения, направленные на развитие психической сферы и укреплению физического здоровья обучающихся.

Теория и методика проведения утренней гимнастики были разработаны Н.А.Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия. Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать работу мышц. Общая продолжительность утренней гимнастики 10—12 мин. В комплекс включается не более 8—10 упражнений, каждое из которых повторяется 6—8 раз в бодром, не очень быстром темпе. Каждый комплекс повторяется одну-две недели, причем со второй недели некоторые упражнения несколько усложняют. Затем переходят к новому комплексу.

Упражнения должны быть посильны и интересны детям. Предлагаемые нами комплексы упражнений дли утренней, гимнастики располагаются в определенной последовательности с учетом того, чтобы они сначала воздействовали на мышцы плечевого пояса, потом ног и живота. Надо следить за тем, чтобы ребенок перед выполнением упражнения занял требуемое исходное положение, правильно поставил ноги, выпрямился, приподнял голову, расправил плечи. Важно также, чтобы ребенок точно выполнял движения. Во время упражнений дети должны ровно дышать, сочетая дыхание с движением. Очень полезно вводить в утреннюю гимнастику упражнения для формирования правильной осанки и укрепления стопы ребенка, содействовать переходу к более интенсивной деятельности.

Развитие основных движений — одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы по физической культуре. Упражнения в основных движениях должны проводиться ежедневно как в утреннее, так и в послеобеденное время. Для того чтобы дети могли энергично двигаться и не испытывали стесненность, упражнения в основных движениях лучше всего организовывать на прогулке (во дворе, в парке, в лесу, в поле).

Если упражнения в том или ином виде основного движения проходят весело, в игровой форме, дети более заинтересованно и качественно выполняют их. Во время упражнений в ходьбе и беге учитель должен постоянно следить за сохранением правильной осанки у детей, приучать смотреть несколько вперед, не наклоняя голову.

Организованное проведение перемен. Благоприятные условия для отдыха создаются на переменах между уроками.

Перемены, особенно большие, заполнены активными и разумными движениями, которые облекаются в форму коллективных игр, спортивных развлечений и аттракционов. Следует учитывать, что на переменах собираются дети различного возраста и физического развития, поэтому игры и развлечения двигательного характера организовываем в разных местах, чтобы обучающиеся имели возможность выбора. Игры, устраиваемые на переменах, в основном знакомы школьникам, простые по содержанию, с небольшим количеством правил, непродолжительные по времени.

Плохо организованные перемены, во время которых обучающиеся не успевают отдохнуть, “сбросить” накопившуюся на уроках усталость, повышают вероятность наступления утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно-сосудистой системы, кровообращения.

Главная цель двигательной перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

Многие ученики относят бесцельное “беганье” по школе к двигательной активности, хотя после такой перемены учитель по 10-15 минут не может привести их в чувство готовности к учебной деятельности.

Поэтому, перемены необходимо организовывать. С учениками на перемене после второго урока проводить игровые упражнения на развитие компонентов учебной деятельности и поддержания психологического комфорта в процессе обучения.

Поскольку с помощью игр происходит переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровые упражнения) – то это способствует повышению продуктивности последующей учебной деятельности, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния школьников.

Приоритетными факторами, содействующими здоровью, являются: психическое здоровье школьников, комплекс медико-социальных мероприятий и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, расширение сети спортивно-оздоровительных мероприятий. Большую роль в этой проблеме играют здоровьесберегающие технологии, направленные на повышение объема и разнообразия форм двигательной активности, на воспитание культуры ребенка, которая определяется культурой здорового образа жизни и умением создать гармонию своего существования в самом широком смысле. В современных условиях значительное увеличение объема двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к конкретизации и переключения внимания, пространственно-временной точности движений. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость.

Считаем, что развитие ловкости, как комплексной способности, является важной составляющей в повышении объема двигательной активности школьников.

В среднем школьном возрасте ловкость развиваем в комплексе с координацией движений. В школьной программе по физической культуре имеются такие упражнения, которые к развитию ловкости предъявляют особые требования. Сюда относятся вращения, упражнения в равновесии, в особенности на поднятой над полом и уменьшенной опоре. Вращательные движения мы включаем в акробатические упражнения. На первых порах при попытке выполнить эти действия у детей имеет место потеря ориентировки в пространстве. Необходимым условием для освоения этих двигательных умений мы считаем предварительную подготовку системы ориентации учащихся к необычному положению тела. Для адаптации учащихся к необычному положению тела в пространстве и к вращательным движениям в уроки включаются специально подобранные упражнения.

Как показывают наши многолетние наблюдения, в этом возрастном периоде ценным средством развития ловкости считаем подвижные и спортивные игры, где занимающиеся сталкиваются с разнообразными и непредвиденными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных реакций.

В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий, изменением существующей идеологии, возникает вопрос о путях и способах повышения качества образования. Общеобразовательная школа проходит сложный период поиска новых путей развития детей.

Проблема укрепления и сохранения здоровья школьников является одной из ведущих задач современных образовательных учреждений. Школы используют различные формы работы по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного пространства.

Результаты проведенного исследования доказывают на достоверном уровне значимости, что действительно, комплекс проводимых мероприятий способствуют повышению уровня развития внимания, объема зрительной и слуховой памяти, повышение уровня психологического комфорта в классе, снимается психоэмоциональное напряжение обучающихся, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям.

Расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности; расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации; гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье; формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном общении и взаимодействии; формирование навыков и умений использовать акробатику и гимнастику как средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,
совершенствование физического состояния обучающихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.