СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьсбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования.

По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной в 2002 году, доля здоровых детей снизилась до 32,1 %, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии, - их теперь 16,2 %. Уровни завышенной учебной нагрузки в учебных заведениях приводят к тому, что уровни физической активности в 2-3 раза ниже минимально необходимых, в результате снижения мышечной силы составляет 18 %, жизненной емкости легких – 15 %. По результатам обследований школьников выявлено, что число здоровых детей в младших классах не превышает 10 %, в старших – 5 %, у 80 %школьников нарушена социальная адаптация. Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей.

Цель данной работы – показать особенности применения различных видов работы на уроке музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья школьника. Эта цель конкретизируется

в решении следующих задач:

1) раскрыть виды деятельности на уроке с позиции здоровьесбережения;

2) определить эффективность применения их на уроке;

3) раскрыть музыкальные технологии.

Именно практика показывает, что учитель, владеющий всем комплексом знаний, умений и навыков в различных областях музыкально – педагогической деятельности, сможет квалифицированно проводить уроки музыки.

Музыкальное воспитание должно строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей – это и определило новизну и актуальность данной работы.

Гипотеза – здоровьесберегающее сопровождение уроков музыки – одно из наиболее необходимых условий развивающего обучения на уроках музыки.

Объект – профессиональная подготовка учителя музыки.

Предмет – метод здоровьесберегающих технологий – как один из необходимых методов музыкального обучения.

База исследования – МОУ Мокробугурнинская средняя общеобразовательная школа

Под здоровьесберегающим сопровождением уроков музыки мы понимаем создание таких условий, форм и методов обучения, которые будут способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Учитывая, что музыкальное воспитание – это часть эстетического воспитания, для нас важно создать условия для формирования духовного здоровья.

По мнению Д. Б. Кабалевского, главной задачей музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность. Все формы занятий со школьниками на уроке музыки направлены на их духовное развитие. И что очень важно,- музыка не может проходить мимо детей и подростков, не затрагивая их чувств и эмоций. Задача учителя – помочь формированию взглядов учащихся на музыку, как не отделимых от их взглядов на жизнь вообще.

1. Здровьесберегающие технологии на уроках музыки

1.1 Терапевтические возможности музыкального искусства

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Начиная с ХIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В современной медицине все большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.

В современной образовательной ситуации актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.