С.В. Кирдяшкин,
учитель физической культуры МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева», с. Бея
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы)
Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни. Для школьников основными составляющими элементами здорового образа жизни являются: рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых. В современных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения различных заболеваний. Необходимо формировать у обучающихся нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым [1].
Одно из направлений развития образовательного учреждения – организация здоровьесберегающего пространства, создание в школе атмосферы сбережения здоровья, использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, обеспечение комфортных психоэмоциональных условий обучения, охранительного режима учебной деятельности школьников [2].
Применяю в работе технологию создания ситуации успеха: создаю психологический комфорт в начале урока и поддерживаю его на протяжении всего урока, тем самым создаю благоприятные морально-психологические условия для обучения. В начале урока всегда делаю установку на оптимистическую перспективу, на конкретный результат. В конце каждого урока провожу рефлексию, позволяющую каждому школьнику выразить своё мнение об итогах работы на уроке. Использую в работе как внешнюю мотивацию – оценку, похвалу, поддержку, соревновательный момент во время урока, так и внутреннюю мотивацию обучающихся – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к предмету. Применяю в работе интерактивные методы обучения: создаю ситуации активного влияния в совместной деятельности (различные варианты взаимоконтроля, взаимопомощи); предлагаю обучающимся выбор партнёра для совместной учебной деятельности (выполнения упражнений, заданий, игр - в парах, группах, командах).
При оценке учебных достижений обучающихся обязательно учитываю индивидуальные и психофизиологические особенности школьников, состояние здоровья. Всегда положительно отношусь к малейшему достижению обучающегося. Моя главная задача – настроить обучающихся на то, чтобы они стремились улучшать свои же результаты. Стараюсь не придерживаться жёстких рамок нормативов, считаю, что у многих учеников это может способствовать нежеланию заниматься физкультурой вообще. Чётко ставлю отметку по нормативам только на уроках лёгкой атлетики (бег на различные дистанции, прыжки в длину с места, с разбега, метание). Текущие и итоговые результаты каждого раздела программы оцениваю в форме проведения контрольных тестов. Процедуру тестирования провожу в доброжелательной обстановке, с уважением личности ребёнка, что способствует интеллектуальному и психологическому комфорту обучающихся на уроке. Оцениваю достижения обучающихся различными способами. Использую цветовые, знаковые обозначения при контроле; соответствие определённой отметки – набранным баллам в процессе выполнения заданий. Например, обучающиеся в течение урока, выполняя упражнения, задания, в процессе учебно-тренировочной игры, эстафеты, и т.п. заполняют «Карту результативности», которая даёт возможность школьникам в конце урока оценить себя самостоятельно. Дополнительно оцениваю различную внеурочную деятельность школьников, сдачи норм ГТО, участие в олимпиадах, соревнованиях.
В процессе педагогической деятельности, формирую у школьников культуру здорового и безопасного образа жизни, прививаю любовь к занятиям физическими упражнениями и играми, воспитываю дисциплинированность, вырабатываю самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость в преодолении трудностей. В процессе обучения юношей 9-11 классов, акцентирую их внимание на значение физической подготовки для успешного прохождения службы в армии. Формирую у допризывной молодёжи высокий уровень спортивной мотивации; обращаю особое внимание на воспитание у обучающихся патриотизма. Очень важно, правильно организовать свободное время школьников и хорошо, если это будет спорт, ведь именно он формирует характер, учит мужеству, смелости, укрепляет здоровье. Считаю, что одно из главных условий привития любви к спорту, к здоровому образу жизни у школьников – это положительный пример учителя физической культуры, поэтому стараюсь сформировать у обучающихся сознательную установку на систематические занятия спортом своим личным примером.
Мною создана сборная команда школы по баскетболу, которая ежегодно пополняется новыми спортсменами из числа обучающихся школы. Данная команда, на протяжении многих лет, является победителем районных соревнований по баскетболу. А в финале дивизионального этапа Чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» команда юношей и команда девушек неоднократно становилась призёрами. Участие школьников в различных спортивно-массовых мероприятиях способствует расширению коммуникативных навыков детей, укрепляет их здоровье, содействует военно-патриотической подготовке.
В ходе проведения мониторинга состояния здоровья обучающихся была выявлена закономерность, что занятость в спортивной жизни школы, района, республики и занятость в спортивных секциях положительно влияет на здоровье обучающихся (были взяты за основу заболевания ОРВИ и грипп). Целенаправленная спортивно-оздоровительная работа даёт свои результаты: количество простудных заболеваний снизилось: в 2022 году на 3%, а в 2023 году на 8%.
Для решения образовательных и воспитательных задач осуществляю взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся. В данном образовательном учреждении работаю учителем физической культуры уже 39 лет и многие родители моих учеников – это мои бывшие ученики, поэтому находить контакт с ними мне легко, я хорошо знаю семьи обучающихся, знаю отношение в каждой семье к ЗОЖ. Привлекаю родителей к организации и проведению совместных с детьми внеклассных мероприятий, где они являются как болельщиками, так и активными участниками. Общаясь с родителями, обращаю особое внимание на успехи обучающихся. Моя задача – показать родителям, что школьники добиваются в своей спортивной деятельности значительных результатов, только в том случае, когда видят положительный пример родителей, чувствуют их поддержку, видят в своей семье правильное отношение к физической культуре и ЗОЖ.
Анализ результатов работы с родителями (законными представителями) показал, что по сравнению с 2018-2019 учебным годом в 2022-2023 учебном году увеличился процент активности родителей на 18%. В конце 2022-2023 учебного года был проведён ежегодный мониторинг степени удовлетворённости родителей (законных представителей) качеством физкультурно-оздоровительной работы в школе. Общая выборка исследования составила 647 человек (82% от общего числа родителей). Респондентам было предложено ответить на 12 вопросов анонимной анкеты. Анализ анкет показал, что 89% родителей высоко оценили качество физкультурно-оздоровительной работы в школе. В сравнении с результатами анкетирования 2018-2019 учебного года увеличился процент родителей (на 24%) удовлетворённых качеством работы данного направления в школе. Высокий процент удовлетворённости (более 90%) показали родители в таких вопросах, как организация спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности обучающихся по физической культуре и степень занятости детей во внеурочное время.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение в работе здоровьесберегающих технологий, в правильно сформированной физкультурно-спортивной пространственной среде, способствует раскрытию потенциальных возможностей школьников, повышению учебной мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся.
Библиографический список:
Воронова Е.А., Здоровый образ жизни в современной школе. – Ростов: Феникс, 2009.С. 24-25.
Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - Москва: ВАКО, 2004.C. 13–14.