Здоровьесберегающие технологии в гуманитарном образовании среднего звена
"Здоровье - это вопрос номер один. Если у вас слабое здоровье, что толку говорить о хорошей работе, хорошей защите прав, хорошем образовании!" - Сара Макклендон.
Разнообразны виды человеческой деятельности: учение, труд, игра, но в основе всего — здоровье. Понятие здоровья всё ещё не имеет того глубокого экзистенциального смысла, который человек ищет в своей обыденной жизни. В этом плане ещё никто не высказывался более точно, чем Сократ: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — ничто». Пришло время разработать философскую концепцию здоровья, отражающую связь между житейским опытом, научными медико-биологическими знаниями и мировоззренческими ценностями. Изучение проблемы здоровья с точки зрения философии сводится не только к улучшению здоровья тела или духа, оно отражает заботу о росте гуманитарной культуры личности. Введение гуманитарных ценностей в систему укрепления здоровья духа является основой философского подхода. Формирование ответственного отношения к своему здоровью напрямую зависит от духовного состояния [1]. Духовное здоровье является обязательным условием для самореализации, но в то же время чувство реализованного потенциала определяет уровень физического здоровья. В расстановке приоритетов современной молодёжи — самореализация и востребованность. Быть востребованным — значит не только проявлять компетентность, профессионализм, но и обладать физическими возможностями. Не случайно говорят, что в здоровом теле — здоровый дух. Тело — это храм, и его нужно беречь. Физическая активность является эффективным способом снятия стресса, характерного для студенческой жизни. Занятия помогают улучшить настроение, снизить уровень тревожности и повысить самооценку. Психология помогает понять, как физическая активность влияет на психическое состояние и научиться использовать её как метод саморегуляции. Психология помогает преодолевать трудности, достигать результатов и верить в свои силы. Как изучаемая студентами дисциплина «Психология общения» влияет на мотивацию занятий спортом? Без пропусков уроков физкультуры занятия физической культурой проходят в групповом формате. Это создаёт условия для развития сотрудничества, командного духа и умения взаимодействовать с разными людьми. Студенты учатся координировать свои действия, учитывать мнения остальных и поддерживать друг друга, а также, при возникновении конфликтов, разрешать их и работать на общий результат. Анализ этих процессов в рамках психологии общения помогает студентам понять динамику групповой работы, роль лидера, влияние коммуникативных стилей (видов общения) на эффективность занятий. Общеизвестно, что здоровье — одна из важнейших фундаментальных потребностей человека, определяющая способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие человека. Здоровье — это главная предпосылка к познанию мира и самого себя, самоутверждению и счастью. Система мер, направленная на сохранение и укрепление здоровья, определяется как здоровьесберегающие технологии. Выделим суть трёх главных компонентов здоровьесберегающих технологий:
-
аксиологический компонент — осознание учащимися высокой ценности здоровья, убеждённость в необходимости вести здоровый образ жизни;
-
гносеологический компонент — приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, связанных с интересом к вопросам собственного здоровья;
-
эмоционально-волевой компонент — проявляется через эмоциональные и волевые психические механизмы, закрепляющие желание вести здоровый образ жизни.
Рассматривая эти компоненты, мы приходим к подтверждению идеи о том, что здоровый образ жизни предполагает единение тела, разума и души. Сама идея здоровьесберегающих технологий берет начало из философии здорового образа жизни и концентрирует свое внимание не только на улучшении и поддержании здоровья человека, но и на сохранении текущего состояния здоровья, осуществляя комплексную профилактику заболеваний, коррекцию и реабилитацию здоровья. Исходя из этого, можно дать расширенное определение здоровьесберегающих технологий как систему мер, направленных на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья субъекта познавательного процесса.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и образования студентов следует опираться на опыт Древней Спарты (одного из наиболее значимых полисов Древней Греции), на уникальную систему воспитания мальчиков, действовавшую с VIII по IV век до нашей эры. После завершения системы в возрасте двадцати лет, юноша получал полные права гражданина Спарты, но продолжал находиться под наблюдением воспитателей до достижения 30 лет, продолжая физически и морально совершенствоваться.
Актуализируя опыт античности, преподаватель должен следовать следующим принципам здоровьесберегающей технологии:
-
Активность — активное включение в процесс снижает риск переутомления.
-
Непрерывность — работа ведется не от случая к случаю, а ежедневно на каждом уроке.
-
Междисциплинарный подход — единство действий педагога, психолога и врачей.
-
Успех порождает успех — в любом действии сначала выделяются положительные аспекты.
-
Приемы, используемые в рамках программы здоровьесбережения, должны быть аргументированы и не наносить вреда жизнедеятельности объектов и субъектов учебно-воспитательного процесса.
Итак, проблема здоровья человека — одна из самых актуальных и сложных на сегодняшний день. Философия относит её к тем современным проблемам, которые обычно называют глобальными. Одним из главных вопросов, решаемых науками о личности, является постановка вопроса здоровья как основополагающего права и особой ценности в современной цивилизации [2].
Проблема ценности здоровья — это не только животрепещущая проблема современного мира, но и одна из вечных проблем философии, суть которой заключается в исследовании путей к соразмерному существованию, включающему гармонию тела и души. Продуктивное решение проблемы здоровья возможно лишь при условии междисциплинарного подхода, который разрабатывается философией. Здоровье в системе ценностей различных мировоззрений — основной ориентир личной жизни индивидов, поскольку оно является предпосылкой их творческого потенциала.
Фундаментом здоровья служит здоровый образ жизни. Это не просто набор рекомендаций по питанию и физическим упражнениям. Это философская концепция, затрагивающая фундаментальные вопросы о ценности жизни, ответственности перед собой и окружающими, а также о гармонии физических и духовных аспектов человеческого существования.
Здоровый образ жизни — это стремление к самосовершенствованию. Философские школы, начиная с античности и заканчивая современностью, подчеркивали важность самосовершенствования. Здоровый образ жизни можно рассматривать как практическую реализацию этой идеи. Древнегреческая философия, например, акцентировала внимание на "каллистемии" — гармоничном развитии тела и духа. Стоицизм подчёркивал управление своими эмоциями и телом как путь к счастью и мудрости. Современные философские направления, такие как экзистенциализм, акцентируют личную ответственность за собственную жизнь, включая заботу о здоровье [3].
Таким образом, рассматривая здоровый образ жизни с философской точки зрения, мы можем лучше понять его значимость и сложность, а также выработать более сбалансированный и этичный подход к собственному здоровью и здоровью общества.
Литература:
1. Алягутдинова А.А. Здоровый образ жизни || Студенческий, 2023 №17-4 (229) стр. 31-32.
2. Антонова А.А., Яманова Г.А. Здоровый образ жизни и здоровье современных студентов || Международный научно-исследовательский журнал, 2022 №7-2 (121), стр. 7-9.
3. Аршинов А.Б. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни у студентов профессиональных образовательных организаций || Синергия Наук 2023, №79, стр. 213-221.