Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания
Доклад
«Здоровьесберегающие технологии
в музыкальном воспитании дошкольников»
Подготовила: педагог дополнительного образования
Камбегова Дагмара Алихановна
г. Беслан, 2019
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.
Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье – сберегающих технологий:
Валеологические песенки-распевки;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Оздоровительные и фонопедические упражнения;
Игровой массаж;
Пальчиковые игры;
Музыкотерапия.
Игровой массаж. (проводится без музыки)
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические, которые корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
«Динозаврики»
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность звуков: «У-О-А-И-скрип!
Четыре динозаврика, ура! Ура! Ура! (шагают на месте, на «ура» выбрасывают руки вверх).
Мы любим петь и танцевать тарам-па-ра-па-ра! (руки на поясе, выполняют «пружинку»)
Смешные мы, весёлые, мы любим пошалить! (делают пальчиками «нос Буратино»)
И мы всё время заняты, нам некогда грустить! (разводят руки перед собой, затем
указательным пальцем выполняют отрицательное движение).
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Например:
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем, крепко-крепко их потрём,
А потом повыжимаем, мы платочки отожмём.
А потом платочки наши так встряхнём, так встряхнём,
А потом мы их погладим, их погладим утюжком.
Мы платочки посчитаем, раз-два-три-четыре-пять!
А потом платочки наши будут весело плясать!
Мы платочками помашем, и платочки всем покажем!
А потом платочки сложим и на полочки положим!
Музыкотерапия, валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.