Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Попова Алина Николаевна
учитель физической культуры
МБОУ ОО ШИ №1 "КАЗАЧЬЯ" г.Армавир
Проблема здоровья детей сегодня как никогда стала актуальной. Особенно теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». И не стоит говорить, на сколько снижается процент здоровых детей за время обучения в школе (близорукость, нарушение остроты зрения, нервно-психическими расстройства, нарушения осанки и др.)
Схема "Наиболее интенсивные факторы риска на растущий организм"
Интенсификация обучения
Переход на новые формы и методы обучения

Снижение двигательной активности
Факторы риска на растущий организм

Учебный стресс


Влияние светового, воздушно-теплового режима, подбор учебной мебели
Несбалансированное питание
По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И кто может сделать в этот период больше чем врач? Конечно же, педагог. Возрастает нагрузка на детский организм, тем самым перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья детей после поступления в школу. Педагогическое воздействие на учащихся будет зависеть от грамотности педагога в вопросах здоровья.
Недавно возникло особое направление в педагогике - «педагогика оздоровления». Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе технологий здоровьесбережения должна стать главным направлением в деятельности каждого учителя любого предмета. Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах ЗОЖ. Учитель, особенно в начальной школе, должен исследовать и оценивать состояние здоровья школьников, их резерв здоровья в процессе обучения; формировать установки на здоровый образ жизни; сохранять и укреплять здоровье детей; проводить уроки с учётом здоровьесберегающих технологий. При планировании и проведении любого урока учитель должен знать основные принципы здоровьесбережения (по Н.К. Смирнову):
"Не навреди";
забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете;
непрерывность;
соответствие содержания обучения возрасту;
успех порождает успех;
ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Н.К. Смирнов дает такое определение здоровьесберегающим образовательным технологиям (ЗОТ): "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога". Требования для применения технологий: нормальные условия для обучения (доброжелательная атмосфера); учет возрастных возможностей ребенка; рациональная организация учебного процесса; достаточный двигательный режим.
Наиболее общая классификация, по мнению специалистов, разрабатывающих данное направление, выглядит так: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия для обучения; технологии обучения здоровому образу жизни; психолого-педагогические технологии (урочная и внеурочная деятельность); коррекционные технологии.
ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий. Познакомимся со здоровьесберегающими технологиями в условиях школы:
Физкультминутка - особая динамическая пауза на 2-3 минуты. Проводится по мере усталости учеников для утомлённых групп мышц. Дети с большим удовольствием сами могут стать руководителем этой мини-зарядки.
Пальчиковая гимнастика - разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз проходит во время занятий для интеллекта, 2 - 3 минуты. Глаза работают благодаря мускулам, а мускулы надо тренировать.
Смена видов деятельности - это чередование разных видов деятельности (чтение, ответы на вопросы, письмо, игровые моменты и пр.).
Артикуляционная гимнастика - работа с развитием речи (считалки, ритмические стихи, устные пересказы, повторения хором) для умственного, психологического и эстетического развития, снятия эмоционального напряжения.
Игры (дидактические, ролевые, деловые) – это способ самовыражения. Они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают интерес учащихся к процессу обучения, дают возможность создать благоприятный настрой урока, увидеть индивидуальность.
Релаксация - проводится для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого потока информации (прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг).
Технологии эстетической направленности - все мероприятия, развивающие эстетический вкус.
Оформление кабинета. Учитывается чистота, освещение, температура, свежесть воздуха, отсутствие раздражителей.
Позы учащихся. Неправильные позы, которые непроизвольно принимает ребенок во время уроков, могут привести к нарушению осанки, быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и заболеваниям. В. Ф. Базарный в своих исследованиях доказал, что наша система обучения детей игнорирует природу ребёнка, что приводит к угасанию его жизнеспособности и активности. Авторская методика сохранения здоровья предполагает включение в работу ритмической сменяемости динамических и статических поз.
Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят методы, повышающие мотивацию, приемы, которые сплачивают коллектив, учат внимательности, способствуют личностному развитию. Например, двигательные тренинги без применения и с применением различных предметов (ластики, полиэтиленовые пакеты, одноразовые стаканчики, ватные диски и т. д.) способствуют хорошей разрядке и плодотворной работе во время занятий.
Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, занимательные моменты. Хорошее настроение ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки.
Беседы о здоровье. Нужно идти к тому, чтобы на уроках в различной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни.
Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от педагога демократичного стиля общения и тактичности. Душевный комфорт и чувство защищенности позволят учиться с удовольствием.
Работа с родителями. Действие ЗОТ должно быть непрерывным, следовательно, необходимо и активное участие родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня ребенка вне стен школы. Им педагог может предложить участие в спортивных мероприятиях, беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях и др.
Есть и такой вариант здоровьесберегающих технологий - медицинская профилактическая работа. Она направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Задача учителя — создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов. Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат.
Если мы научим детей с раннего возраста беречь свое здоровье, если мы будем образцом, то тогда можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы во всех аспектах и развиты физически. Внедрение ЗОТ ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Педагогу, освоившему эти технологии, интереснее работать: исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества, что тоже немало важно для здоровья самого педагога.
Список использованной литературы.
1. Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» (Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара, 2004г.
2. Безруких М..М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. Материалы курса «Здоровьесберегающая школа»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
3. «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе»:
Синева О.Г. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе // Завуч начальной школы. 2010. № 3.
4. Лукьянова Т.С. «Правила здорового образа жизни» // Справочник классного руководителя, 2009. - № 10.
5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии вобщеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт
применение / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм.
6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». М., 2006.