Лучший способ сделать ребёнка хорошим –
это сделать его здоровым
Оскар Уайльд
«Здоровьесберегающие технологии» — это реализация профилактических мероприятий с детьми, целью которых является сбережение и преумножение ресурса здоровья младших школьников. Этап начальной школы в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
"Не навреди"
Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
Соответствие содержания обучения возрасту.
Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти на занятия
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля.
Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:
Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.
Осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности.
Использование разнообразных методов и форм обучения.
Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.
Разумное использование наглядности.
Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.
Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося. Стимулирование положительной мотивации к обучению.
Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
формирование системы спортивно - оздоровительной работы.
В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах
обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в
различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для
их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики
формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления
здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают
несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные
аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
• Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для
обучения.
• Технологии обучения здоровому образу жизни.
• Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и
внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом
этапе урока и во время внешкольных занятий.
• Коррекционные технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их
использования по ФГОС
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает
школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ
эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный
вариант, исходя из конкретных условий.
Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы
• Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных
занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3
минуты.
• Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это
недолгая разминка пальцев и кистей рук.
• Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3
минуты.
• Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов
деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.).
Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса
учащихся.
• Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи,
считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые
используются на уроках не только для умственного, психологического и
эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
• Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только
учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают
напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
• Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия
напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации.
Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-
аутотренинг.
• Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи,
посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие
эстетический вкус ребенка.
• Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором
проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом
учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие
достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
• Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и
правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших
классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека
только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок
во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой
утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
• Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда
относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые
учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе,
способствуют личностному росту и самоуважению.
• Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора,
занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших
эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
• Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно
стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы,
касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего
делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные
со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать
тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
• Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя
демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный
комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не
по принуждению.
• Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без
участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима
питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах,
выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже
относится к здоровьесберегающим технологиям.
Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих
технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время
организации учебного процесса.
.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Самый лучший способ начать учебный день с утренней гимнастики.
Она может быть представлена, как физкультурной паузой, или дыхательной
гимнастикой, или в виде смехотерапии. Вариантов много, главное, в этом
приеме, что вся школа собирается вместе и настраивается на рабочий лад,
получает положительные эмоции, которые помогут сделать рабочий день
лучшим, а еще помогут «сохранить» первый урок от утренних пробуждений.
Подвижные паузы необходимо проводить на всех уроках, особенно это
важно для первоклассников, у которых еще недавно основным видом
деятельности была игра.
Оздоровительные минутки во время уроков должны комбинировать в
себе физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук, шеи, ног.
Физические упражнения лучше проводить под музыкальное сопровождение.
Этот прием помогает снять усталость, восстановить равновесие учеников.
Такие упражнения можно достаточно успешно предоставлять проводить
самим учащимся или сочетать с элементами игр.
Упражнения - энергизатор
Следует заметить,что у ребенка есть определенные пределы работоспособности, и чем меньше ученик, тем быстрее она снижается. Это связано с истощением нервных клеток, обусловленным неустойчивостью нервных процессов, повышенной возбудимостью коры головного мозга. Вот почему важно предотвратить возникновение усталости, своевременно выявить первые ее признаки и как можно быстрее ее снять. Для этого
проводятся энергизаторы, тщательно подобранные педагогами. Они должны
соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть простыми, интересными и доступными, удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными, достаточно интенсивными и тоже знакомыми детям
Энергизатор - это короткое упражнение, которое восстанавливает энергию класса. Назначение энергизатора на уроке - создание положительной психологической атмосферы в классе, восстановления энергии и усиление групповой активности. Энергизатор полезен для ослабления монотонности, возбуждение активности учащихся и поощрения их к дальнейшей работе.
Почти каждый энергизатор содержит элемент физкультминутки, но не
каждая физкультминутка является энергизатором, поскольку последний
используется не только для снятия усталости, но и для релаксации.
Игра - любимая форма работы для детей, особенно младшего
школьного возраста. Существуют много игр, которые можно назвать
терапевтическими. Такие игры полезны для любых детей, потому что учат
дружному общению, пониманию, снижают напряжение и формируют
определенные моральные принципы. Благодаря игровой терапии ребенок
приучается смело высказывать свое мнение, самостоятельно принимать
решения. Чем интереснее игровые события, которые используются на
уроках, тем незаметнее, но эффективнее ученики закрепляют, обобщают,
систематизируют полученные знания
Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.
Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Подвижная игра относится к разряду тех средств, которые многофункциональны по своему характеру; способствуют самореализации, самовыражению личности; интересны детям; органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы; обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса; решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра); развивают творческие способности детей.
В целом, эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных заболеваний.
Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что школа способна заботиться о здоровье детей. Передовые учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.