СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит со здоровьесберегающими технологиями и может быть использована на заседаниях методических объединений как учителей физкультуры, так и учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Здоровьесберегающие технологии  в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс: медико-гигиенической направленности  (осуществляемый при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдаётся приоритет занятиям физкультурной направленности);  экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса.

Это может быть образовательный процесс:

медико-гигиенической направленности (осуществляемый при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик);

физкультурно-оздоровительной (отдаётся приоритет занятиям физкультурной направленности);

экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,  научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы  здоровьесберегающей педагогики.  Общеметодические принципы  Принцип сознательности и активности  Принцип наглядности  Принцип систематичности и последовательности  Принцип «Не навреди!»  Принцип повторения  Принцип постепенности  Принцип доступности и индивидуализации

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

  • Общеметодические принципы
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип наглядности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип «Не навреди!»
  • Принцип повторения
  • Принцип постепенности
  • Принцип доступности и индивидуализации
Принцип непрерывности  Принцип цикличности  Принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.  Принцип оздоровительной направленности  Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников  Принцип активного обучения  Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей. Принцип связи теории с практикой
  • Принцип непрерывности
  • Принцип цикличности
  • Принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  • Принцип оздоровительной направленности
  • Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников
  • Принцип активного обучения
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
  • Принцип связи теории с практикой
Средства  здоровьесберегающих технологий.  средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.

Средства здоровьесберегающих технологий.

  • средства двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические факторы.
Методы здоровьесберегающих технологий.  специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).  В структуре метода выделяют приёмы: Защитно-профилактические Компенсаторно-нейтрализующие Стимулирующие Информационно-обучающие

Методы здоровьесберегающих технологий.

  • специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

В структуре метода выделяют приёмы:

  • Защитно-профилактические
  • Компенсаторно-нейтрализующие
  • Стимулирующие
  • Информационно-обучающие
Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Этап углублённого изучения Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики.

  • Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
  • Этап углублённого изучения
  • Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Организация учебной деятельности  Одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся. Под работоспособностью обычно понимается свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определённую деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени. Умственная работоспособность – это возможность ребёнка продуктивно и длительно выполнять определённую умственную деятельность, доступную его возрасту, при нервно-физиологических затратах; это одно из важных условий успешного обучения в школе.

Организация учебной деятельности

Одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

Под работоспособностью обычно понимается свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определённую деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени.

Умственная работоспособность – это возможность ребёнка продуктивно и длительно выполнять определённую умственную деятельность, доступную его возрасту, при нервно-физиологических затратах; это одно из важных условий успешного обучения в школе.

Работоспособность в процессе проведения одного урока.   Фаза врабатывания Фаза устойчивой оптимальной работоспособности Фаза «конечного прорыва».

Работоспособность в процессе проведения одного урока.

  • Фаза врабатывания
  • Фаза устойчивой оптимальной работоспособности
  • Фаза «конечного прорыва».
Ранговая шкала трудности предметов  № п/п  Предмет 1 Балл Математика 2 Русский (национальный) язык 8 3 4 7 Природоведение Русская (национальная) литература 6 5 5 История 6 Рисование и музыка 4 7 3 Труд 8 Физкультура 2 1

Ранговая шкала трудности предметов

п/п

Предмет

1

Балл

Математика

2

Русский (национальный) язык

8

3

4

7

Природоведение

Русская (национальная) литература

6

5

5

История

6

Рисование и музыка

4

7

3

Труд

8

Физкультура

2

1

Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания   (по данным В.Р. Кучмы и др., 2000)  Параметры расписания  Гигиенически рациональные характеристики параметров Начало занятий и их сменность. Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий – 8.30-9.00 с организацией их только в первую смену. Вторая смена может начинать работу в помещениях 1-и смены только через 30-40 минут после ее окончания при хорошем предварительном проветривании помещений (не менее 15-30 минут). Желательно начинать занятия 2-й смены не позже 14 часов. В образовательных учреждениях, работающих в 2 смены, учащиеся 1-х, 5-х классов должны обучаться в первую смену. Обучение в общеобразовательных учреждениях с расширенным и углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.

Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания (по данным В.Р. Кучмы и др., 2000)

Параметры расписания

Гигиенически рациональные характеристики параметров

Начало занятий и их сменность.

Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий – 8.30-9.00 с организацией их только в первую смену. Вторая смена может начинать работу в помещениях 1-и смены только через 30-40 минут после ее окончания при хорошем предварительном проветривании помещений (не менее 15-30 минут). Желательно начинать занятия 2-й смены не позже 14 часов. В образовательных учреждениях, работающих в 2 смены, учащиеся 1-х, 5-х классов должны обучаться в первую смену. Обучение в общеобразовательных учреждениях с расширенным и углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.

Продолжительность урока Для учащихся начальной школы рекомендуется 35 минут, в остальных классах – 45 минут. Малые и большие перемены Длительность малых перемен не должна быть менее 10 мин., а больших – 20-30 мин. 5-минутные перемены могут быть только после 30-35-минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20 минут с расположением их после 2 и 3-го уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх средней интенсивности Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах При 6-дневной учебной неделе максимально допустимое число часов в неделю: в 3-летней начальной школе для учащихся 1-3 кл.– 25 ч.; в 4-летней начальной школе для учащихся 1-х кл.-22ч, 2-4кл. – 25ч. Часы факультативных занятий в школах с расширенным и углубленным содержанием обучения должны входить в объём допустимой нагрузки учащихся. При 5-ти дневной учебной неделе предельно допустимое число учебных часов в неделю должно быть уменьшено: в 3-летней начальной школе для учащихся 1-3 кл.– 22 ч.; в 4-летней начальной школе для учащихся 1-х кл.-20ч, 2-4кл. – 22ч.

Продолжительность урока

Для учащихся начальной школы рекомендуется 35 минут, в остальных классах – 45 минут.

Малые и большие перемены

Длительность малых перемен не должна быть менее 10 мин., а больших – 20-30 мин. 5-минутные перемены могут быть только после 30-35-минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20 минут с расположением их после 2 и 3-го уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх средней интенсивности

Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах

При 6-дневной учебной неделе максимально допустимое число часов в неделю: в 3-летней начальной школе для учащихся 1-3 кл.– 25 ч.; в 4-летней начальной школе для учащихся 1-х кл.-22ч, 2-4кл. – 25ч. Часы факультативных занятий в школах с расширенным и углубленным содержанием обучения должны входить в объём допустимой нагрузки учащихся. При 5-ти дневной учебной неделе предельно допустимое число учебных часов в неделю должно быть уменьшено: в 3-летней начальной школе для учащихся 1-3 кл.– 22 ч.; в 4-летней начальной школе для учащихся 1-х кл.-20ч, 2-4кл. – 22ч.

Распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности.

Учебные предметы по трудности должны быть распределены в течение дня в соответствии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на те уроки, когда работоспособность детей максимальна. Наиболее высокая работоспособность у младших школьников отмечается на 1-3 уроках, причём оптимальная на 2-м уроке. Учебные предметы по трудности располагаются в ранговом порядке.

Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели.

Учебные предметы по трудности должны быть распределены в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы должны приходиться на дни наиболее высокой работоспособности. Загруженность учебного дня можно определить количеством уроков и трудностью (по баллам) предметов. Целесообразно распределять учебную нагрузку следующим образом: вторник и среда в 1 кл. – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 25 – 27 баллов; во 2-4-м кл. по 5 уроков, до 29 баллов (2-й кл.) и до 30-32 баллов (3-4-й кл.). Понедельник – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 20 баллов (1-2-й кл.) и до 22 баллов (3-4-й кл.). Четверг – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 15-10 баллов (1-2-й кл.) и до 17 баллов (3-4-й кл.). Пятница – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 18 баллов (1-2-й кл) и до 20 баллов (3-4-й кл.). Суббота – 4 урока до 20 баллов (1-2-й кл.) и до 22 баллов (3-4-й кл.).

Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов. При освоении школьных предметов на уроках детьми выполняются преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счетно–решающие, аналитико – синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы не желательно располагать на смежных уроках. Сдвоенные уроки по изучению одного учебного предмета. В младших классах недопустимо ставить в расписании сдвоенные уроки по изучению одного предмета, т.к. это приводит к быстрому утомлению школьников. Место уроков физической культуры и труда в расписании дня недели. Физкультура и физический труд снимают умственное утомление школьников и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне. Поэтому эти предметы следует ставить 3-4-м уроком и в учебные дни, с которых начинается падение работоспособности у детей и подростков (четверг, пятница).

Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов.

При освоении школьных предметов на уроках детьми выполняются преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счетно–решающие, аналитико – синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы не желательно располагать на смежных уроках.

Сдвоенные уроки по изучению одного учебного предмета.

В младших классах недопустимо ставить в расписании сдвоенные уроки по изучению одного предмета, т.к. это приводит к быстрому утомлению школьников.

Место уроков физической культуры и труда в расписании дня недели.

Физкультура и физический труд снимают умственное утомление школьников и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне. Поэтому эти предметы следует ставить 3-4-м уроком и в учебные дни, с которых начинается падение работоспособности у детей и подростков (четверг, пятница).

Облегченный учебный день в течении недели Для поддержания недельной динамики работоспособности школьников необходимо предусматривать в расписании занятий облегченный день в середине недели. Таким днем предпочтительно делать четверг. Облегченный день создается как путем уменьшения длительности или числа уроков, так и планированием на этот день двух-трех уроков по изучению легких предметов (физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование). «Ступенчатый» режим обучения первоклассников. Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить число уроков на первой неделе. В течение первого года обучения используется «ступенчатый» режим: 1-я четверть – 3 урока по 30 мин., 2-я четверть – 4 урока по 30 мин., 3-я и 4-я четверти – 4 урока по 40 мин..

Облегченный учебный день в течении недели

Для поддержания недельной динамики работоспособности школьников необходимо предусматривать в расписании занятий облегченный день в середине недели. Таким днем предпочтительно делать четверг. Облегченный день создается как путем уменьшения длительности или числа уроков, так и планированием на этот день двух-трех уроков по изучению легких предметов (физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование).

«Ступенчатый» режим обучения первоклассников.

Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить число уроков на первой неделе. В течение первого года обучения используется «ступенчатый» режим: 1-я четверть – 3 урока по 30 мин., 2-я четверть – 4 урока по 30 мин., 3-я и 4-я четверти – 4 урока по 40 мин..

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову). Факторы урока Гигиенически рациональный уровень урока Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80%. Число видов учебной деятельности 4-7 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин. Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Число видов преподавания Не менее 3.

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову).

Факторы урока

Гигиенически рациональный уровень урока

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%.

Число видов учебной деятельности

4-7

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Число видов преподавания

Не менее 3.

Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин. Наличие эмоциональных разрядок (число) 2-3 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого. Психологический климат Преобладают положительные эмоции Момент наступления утомления учащихся Не ранее чем через 40 мин.

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее чем через 40 мин.