СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Опыт и перспективы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается многолетний опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Опыт и перспективы.»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Т.В. Миронова

ГБОУ «Центр «Дар», реализующий адаптированные основные

общеобразовательные программы, г.Реж

[email protected]


Аннотация. Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что отражено в статье 51 Федерального закона «Об образовании». Надо отметить, что сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья требует большего профессионализма, педагогической изобретательности, специальных знаний у учителей. Следовательно, педагогу очень важно сделать так, чтобы в процессе получения знаний не ухудшалось здоровье детей.


Я работаю в ГБОУ «Центр «Дар» учителем индивидуального обучения. Обучаю детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью индивидуально на дому. Причины домашнего обучения у данных учащихся различны. Опираясь на научные исследования и собственные наблюдения, можно проследить четкую зависимость интеллектуального развития ребенка, его мышления, внимания, памяти, усидчивости от физического и психического развития, состояния здоровья.

Укрепление здоровья детей, повышение защитных сил детского организма и интереса школьников к собственному здоровью являются наиболее актуальными задачами. Поэтому темой моей методической работы стала: «Здоровьесберегающие технологии в индивидуальном обучении на дому».

Цель работы заключается в создании комплексной системы защиты физического и психического здоровья детей с тяжелой умственной отсталостью для успешного освоения образовательной программы в условиях индивидуального обучения на дому.

Это стало возможно с использованием во время реализации образовательного процесса здоровьесберегающих технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий, которые я использую в своей работе в индивидуальном обучении на дому с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:

  • Технология сохранения и стимулирования здоровья

  • Технология обучения здоровому образу жизни

  • Коррекционные технологии

В качестве технологий сохранения и стимулирования здоровья, использую – авторские физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.

Данные технологии способствуют

  • оздоровлению детей,

  • улучшению кровообращения,

  • улучшению работы сердца и легких у обучающихся,

  • восстановлению положительного эмоционального состояния детей,

  • смене вида деятельности на уроке.

Вторая группа технологий, которые я реализую в своей педагогической деятельности – это технологии обучения здоровому образу жизни.

При этом формируются

  • культурно-гигиенические навыки,

  • навыки самообслуживания,

  • полезные привычки;

  • элементарные нормы и правила в питании;

  • изучаются правила дорожного движения,

  • обучающиеся учатся правильно вести себя при различных природных явлениях и в чрезвычайных ситуациях.

Для развития динамической стороны общения, легкости вступления в контакт, инициативности и готовности к общению, развития сочувствия к партнеру, позитивного самоощущения, уверенности в себе, применяю в работе с детьми коммуникативные игры.

В обучении здоровому образу жизни важное место в моей работе занимает формирование установки положительного отношения к миру, различным видам труда, другим людям и самому себе.

Для этого использую авторские стихи и загадки о труде, загадки о профессиях и авторские учебные проекты.

Особое место среди здоровьесберегающих технологий занимают коррекционные технологии, которые способствуют социальной адаптации обучающихся в обществе, профессиональному самоопределению, а также развитию мелкой и крупной моторики, сенсорному развитию, снятию эмоционального напряжения у детей с ОВЗ. С этой целью мною был создан ряд учебных проектов.

Рассмотрим примеры учебных проектов, созданных мной за период 2016-2018 уч. годы для работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и другими нарушениями в развитии (см. табл. 1)


Таблица 1. Примеры учебных проектов для работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и другими нарушениями в развитии

Название учебного проекта

Цель

Фактический результат

Профессиональная направленность в обучении

Формирование у обучающихся внутренней потребности и готовности к труду и сознательному выбору доступной профессии



Учащиеся получили знания о специфике современного рынка труда, у обучающихся сформировались адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии, осознанно сделали выбор будущей профессии



Профессии, которые мы выбираем

Дать представление о профессиях, помочь выявить способности к определенному виду деятельности, повысить интерес к профессиям, расширить кругозор


Учащиеся окончательно определились с выбором профессии и местом работы в своем населенном пункте


Роль межпредметных связей в процессе обучения детей с тяжелой умственной отсталостью


Более разностороннее изучение обучающимися на дому с тяжелой умственной отсталостью предметов окружающего мира, привлечения для этого разных анализаторов, включение изучаемых объектов в различные виды деятельности


По результатам работы по проекту выяснила, что лучше сочетать предметы: русский язык и чтение; живой мир (экскурсии) и ИЗО; трудовое обучение и ИЗО и т.д.



Исследовательская деятельность в процессе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью индивидуально на дому»


Развитие личности ребенка через поисково-познавательную деятельность, которая понимается, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством педагога, развитие умений обучающегося взаимодействовать с исследовательскими объектами, как средствами познания окружающего мира



В проекте разработаны серии авторских наблюдений, исследований и опытов

Это наблюдения за снегом, за комнатными растениями, за цветковыми растениями, за телами и веществами, за солнцем, за деревьями и т.д.

Исследования воды, воздуха, почвы, горных пород и другие

Опыты с металлом

С точки зрения здоровьесбережения в процессе работы по данному проекту развивалась память обучающихся, активизировались их мыслительные процессы, обучающиеся получили реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, об их взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, расширили свой кругозор, кроме того повысился интерес обучающихся к предметам: живой мир, природоведение, естествознание


Подготовка к итоговой аттестации детей, обучающихся на дому в «Центре «Дар»



Разработка педагогических основ и определение рациональных здоровьесберегающих условий для подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, к итоговой аттестации


Главная педагогическая задача – помочь обучающимся индивидуально на дому обрести уверенность в себе при подготовке к итоговой аттестации и использование методов и приемов, которые помогут им сформулировать ответ на экзаменационные билеты при собеседовании



Для эффективной подготовки детей к итоговой аттестации я использовала основные элементы системы В.Ф. Шаталова, а именно «Опорные конспекты»


Такая целенаправленная работа привела к улучшению способности воспроизведения материала учащимися, к снятию эмоционального напряжения, повысила уверенность обучающихся в себе и помогла сформулировать ответ на экзамене

Обучающиеся сдали итоговую аттестацию на «5», отвечали на дополнительные вопросы, произвели на комиссию хорошее впечатление, были уверены в себе и показали знание теоретических и практических вопросов экзаменационных билетов


После успешной сдачи итоговой аттестации и окончания 9 класса, обучающиеся трудоустроены



Реализуя выше перечисленные проекты, работала в тесном сотрудничестве с узкими специалистами: дефектологом, психологом, логопедом «Центра «Дар», педагогами по русскому языку, трудовому обучению и другим предметам, выстроены отношения с родителями обучающихся, благодаря авторским педагогическим проектам («Тропинка к себе», «Профессии, которые мы выбираем», «Профессиональная направленность в обучении»), они вовлечены в жизнь образовательного учреждения, получили необходимые знания о воспитании и социальной адаптации детей.

Для меня, как учителя, реализация новых учебных проектов по теме: «Здоровьесберегающие технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья индивидуально на дому» - это путь к повышению профессиональной компетентности, дальнейшего развития и реализации своего потенциала.

О результатах моей работы можно судить и по успешной реализации с обучающимися образовательной программы, которые осваивают образовательную программу в полном объеме с хорошими результатами.

В перспективе я продолжу работу по теме «Здоровьесберегающие технологии в индивидуальном обучении на дому», поиск новых методов и путей решения проблемы, а также работу над уже имеющимися проектами, которая будет осуществляться в комплексе с изучением адаптивной образовательной программы и направлена на личностный, метапредметный, предметный результат, базовые национальные ценности в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.