«Здоровьеформирующие
и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
Валентина Волевна Онишина,
к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры
ФГОС ДО
- Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни,
- овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
питание,
сон,
прогулка,
гигиена…
Составляющие здоровья (ортобиотика)
ФИЗИЧЕСКОЕ
здоровье
духовно-
нравственное
психическое
Ортобиотика. Мечников И.И.. Шепель В.М.
ВОСПИТАНИЕ ОПТИМИСТА. Они живут дольше, мыслят четче, осуществляют выбор целей, самореализуются и самоактуализируются.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ
- аксиологический компонент; - личностный компонент; - технологический компонент.
Не важно, о какой культуре идет речь (культура речи, культура питания, культура поведения и т.п.)
Противоречие в аксиологическом компоненте
Люди часто воспринимают ЗОЖ как ограничения и нагрузки, то есть не видят в этом радости.
- Дети делают не то, что им говорят, а то что видят в реальной жизни и на экране (родители далеки от идей ЗОЖ, часто пессимистичны).
Антикультурные нормы мышления и поведения или находятся в процессе усвоения.
ШРЕК. Одиозная фигура. Сказка наоборот, где незаметно подменяются традиционные ценности. Ведь стать королевной, царевной в сказке, обрести корону – это про душу, которая становится лучше, чище. Здесь героиня выбирает добровольно жизнь в болоте. Убийство птички, змейки проходит очень легко на этом фоне и довольно смешно. ПЕРЕВЕРТЫШИ.
Маша и медведь – чувство вины родителя, на чьем месте находится медведь. Обычно это происходит в том случае, если к своим родителям не прожит гнев. Тогда своим детям разрешается, что угодно. Маша, которая нарушает нормы общежития, демонстрирует поведение махрового эгоиста. И вообще не очень здорового психически человека. По крайней мере демонстрирует полное отсутствие эмоционального интеллекта. Современные учены EQ уделяют большое значение. На 80% успешность человека зависит от этого вида интеллекта.
Аксиологический компонент
НАДО
- Принятие ценностей ЗОЖ через ортобиотический подход к здоровью:
- воспитание оптимиста;
- опора на свои ресурсы;
- радость как базовое чувство.
Противоречие в личностном компоненте
Личностный компонент
НАДО
моделирование недостающего значимого опыта ЗОЖ:
- положительных эмоций;
- принятия ответственности на себя;
- спонтанного поведения;
- творческого состояния сознания и т.п.
- Обучение рефлексии и саморефлексии
Противоречие в технологическом компоненте
Внутреннее : дети не умеют себя контролировать и руководствоваться принципами.
Внешнее : в основном работа с ЗОЖ ведется эпизодично в рамках режимных моментов (ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ не происходит)
Способы: здоровьесберегающие технологии
- это совокупность форм, методов и приемов организации деятельности без ущерба для здоровья воспитанников
Способы: здоровьеформирующие технологии
это совокупность форм, методов и приемов организации деятельности воспитанника по обретению им
культуры ЗОЖ
Мировоззренческие основы усваиваются в возрасте до 5 – 7 лет.
СКАЗКА
«ЗДОРОВЬЕ» + «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Якорение ценностей («Снегурочка», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка»)
Формирование
основ культуры З О Ж
- 64 сказки
- формирование и развитие физического, психического и духовно-нравственного здоровья дошкольника;
- сценарии для работы на физической культуре.
Двигательно-игровой комплекс «Интерес. Движение. Игра» Реализация принципа сбережения триединства здоровья
- Сказочные образы стимулируют детей на обучение различным видам движений
- Снарядам и предметам придаётся образ и игровой характер
- Диагностика проводится в форме игровых упражнений (подгруппами и всей группой) с использованием образов, сюжетов сказок в форме игровых соревнований и эстафет.
- Визуализация образов сказки и их воплощение в психофизических и релаксационных играх.
- Дети преодолевают разнообразные двигательные ситуации, связанные с решением какой-либо проблемы
- Закрепление нравственных уроков сказки в игровом релаксационном отдыхе на «Волшебном коврике».
- Соотношение нагрузки и отдыха (чередование напряжения и расслабления).
- Постоянный психолого-педагогический и медицинский контроль состояния здоровья детей в процессе двигательной деятельности
Двигательно-игровой комплекс «Интерес. Движение. Игра» – Сказка в движении – каждое упражнение выполняет условно-речевую функцию, иллюстрируя сюжет сказки в движении
Виды физических упражнений
- ОРУ - Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
- Комплексы упражнений с использованием нетрадиционого оборудования (с мячами-фитбол, сухой бассейн)
- Комплексы упражнений игрового стретчинга, элементарные позы йоги.
- Комплексы упражнений по коррекции позвоночника и др.
- Дыхательные упражнения
- Движения-превращения психофизические упражнения
- Чудесные ладошки – игровой самомассаж, игры и упражнения на развитие моторной сферы
Двигательно-игровой комплекс «Интерес. Движение. Игра» - Игра - – Игровой релаксационный комплекс – «Волшебный коврик»
Цели:
- Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
- Активное взаимодействие в процессе игры
- Введение в речь новых слов, выражений.
* Приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме,
* Закрепление нравственных уроков сказки. Якорение.
Двигательно-игровой комплекс «Интерес. Движение. Игра» Интерес-мотивация
Эмоциональная настройка, создание интереса, получение сенсорного опыта;
- чтение сказки;
- познавательная информация
- рассматривание и наблюдение за окружающим пространством;
- рассматривание иллюстраций;
- показ слайдов;
- наблюдения, опыты, эксперименты, где ребенок – активный участник. и другие формы организации познавательной деятельности
- проговаривание образцов словесных форм, содержащихся в описании игр и упражнений комплекса, с опорой на наглядность.
УСЛОВИЯ
- Нужны носители культуры ЗОЖ.
- Нужны специальные психолого-педагогические техники, обращенные к созданию позитивного внутреннего опыта ребенка.
Мировоззренческие основы усваиваются в возрасте до 5 – 7 лет.
Спасибо за внимание!
Приглашаем Вас присоединиться к нашим группам «Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» на Facebook.com, VK.com
www.Lbz.ru
[email protected]
(495) 181-53-44