СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Здоровьесберегающие технологии в работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены практические материалы из опыта работы учителя начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологии в работе с одаренными детьми" (из опыта работы)»

Здоровьесберегающие технологии в работе с одаренными детьми.

Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто, что способность не находить необходимой поддержки и удовлетворения, и тогда ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым. Наиболее остро эта проблема проявляется в школе, в отношении детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями, так как их запросы и возможности отличаются от тех, на которые ориентировано традиционное обучение.

Действительно, такие особенности этих детей, как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережения сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, независимость мышления и многое другое, вряд ли могут быть в полной мере «учтены» в рамках традиционных учебных программ и методов их преподавания. В результате несоответствия учебной программы потребностям и возможностям одаренных детей, происходит быстрее снижения интереса к обучению, и нарастающая скука, сопровождается этот процесс, может стать неопределенным препятствием для их дальнейшего развития.

Целью нашей работы является создание психолого – педагогический системы обучения и развитие детей с общей и специальной одаренности в условиях здоровьесберегающей среды.

Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов. Существует большое количество «списков» основных признаков одаренности, в которых отображаются особенности одаренных детей проявляемые ими в их реальной жизни и деятельности. Мы же остановились на общем, что может быть выделено из многочисленных отношений, относящихся к так называемой общей одаренности, в основе которой лежит интеллектуальная (умственная) одаренность ребенка.

Мы ведем наиболее общие характеристики, согласно которых строим учебно – воспитательный процесс:

  • повышенная познавательная потребность, которая проявляется в широкой любознательности и исследовательском поведении;

  • повышенная потребность в умственной нагрузке;

  • интерес к универсальному и общему, абстрактным идеям и теориям;

  • ярко выраженный интерес, к каким - то занятиям или сферам деятельности, необычайная увлеченность чем–то;

  • настойчивость в достижении самостоятельной поставленной цели;

  • высокий уровень общения и абстрактно – логического мышления.

  • Способность к выдвижению нестандартных идей и новых способов решений;

  • Самостоятельность мышления и способов действия – стремления все делать по своему;

Но, выделяя наиболее характерные «общие особенности» одаренных детей, необходимо обращать внимание на еще важном факте – широком спектре индивидуальных различий среди таких детей, а именно направленности их интересов, темпа интеллектуального развития или опережения, степени развития одаренности и т.д.

В связи с этим процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы содержание было ориентировано для:

  • представление возможности для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;

  • обеспечивать самостоятельность в учении, т.е. обучение, руководимое самим ребенком;

  • развивать методы и навыки исследовательской работы;

  • развивать творческое, критическое и абстрактно – логическое мышление;

  • поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;

  • поощрять создание работ с использование различных методов, способов и форм;

  • способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей;

  • учить детей оценивать результаты с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.

Наряду с индивидуальным подходом к развитию и обучению одаренных детей важным средством является сотрудничество детей и учителей в педагогическом процессе. Для развития и оформления личности, особенно одаренных детей, важнейшей является деятельность преобразовательная, которая связана с исследованием изучаемых объектов и явлений реального мира.

Одной из наиболее перспективных научно – практических задач становится интегрирование валеологизации образовательного процесса с личностно – ориентированным воспитательным обучением, т.к. сущность валеологического обеспечения образования состоит в необходимости создания такой предметно – информационно – образовательной сферы, в рамках которой представление учащимся свободы, в рамках которой представления свободы выбор – средств удовлетворения своих бравых потребностей должно обеспечить их саморазвитие в начальных классах, самопознание в основной школе, самосовершенствование и самоопределение в 9-х – 11-х классах.

В основу всех принимаемых решений по развитию дошкольного и школьного воспитания должен стоять ученик его психологическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучия. В настоящее время в педагогической жизни наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию индивидуализированному, дифференциальному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.для этого необходимо создание предметно – развивающей среды, осуществление психолого – валеологического сопровождения. Мы предполагаем, что среда должна являться адаптационным и реабилитированным пространством для каждого отдельного ученика.

Одним из ведущих принципов здоровьесберегающей технологии является принцип здоровьесберегающего подхода в образовании, предполагающий формирование духовного компонента сохранение и укрепление психического и физического здоровья учащихся. Т.е. с одной стороны он направлен на сохранение и развитие психологических качеств ребенка, с другой – на овладение знаниями и умениями, необходимыми для сохранения собственного здоровья и ЗОЖ, для творческой деятельности.

Очень важной характеристикой здоровьесберегающего содержания является применение интерактивных методов обучения, преимущество которых состоит в том, что они позволяют учитывать особенности воспитания и переработки новой информации, характерные для разных психотипов учащихся, представляя, то, возможность каждому ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Применение интерактивных методов обучения при реализации валеологизации процесса обучения позволяет строить обучение на основе собственного опыта ребенка. Представление ему известную свободу в 8 классе выбора вида учебной деятельности и технологии обучения. В результате возрастает интерес как к предмету изучения, так и к самому познавательному процессу.

При использовании здоровьесберегающей технологии необходимо уделять особое внимание современным методам обучения (интерактивные и активные методы), обучение, активирующее познавательную деятельность учащихся.

Преимущество данных методов состоит в том, что они позволяет учитывать особенности воспитания и переработки новой информации, характерные для разных психотипов учащихся, представляем, т.о. вариантность каждому ребенку проявить себя с наилучшей стороны.















Развитие одаренности детей в условиях здоровьесберегающей среды


В условиях нашей школы реализуется

2 вида одаренности



Общая специальная

(умственная) (художественная, музыкальная,

эстетическая, физически -

оздоровительная)


через модель:

  • содержание предметов, которое достигается через индивидуализацию и деференцацию.

    • уровень сложности

    • творчества

    • самостоятельности


    • ч ерез методы:

активные деятельность

    • оптимальный набор учащихся

интерактивные

    • малая академия


      • фазы урока основанная по работоспособности учащихся (вырабатывание, физическая устойчивость работоспособности, физическое снижение работоспособности, утомление, умственное повышение работоспособности).

      • Валеопауза, музыкатерапия, релаксация, снятия напряжения и утомления.

      • Режим дня, расписание

      • Полный день

      • II половина дня, системы оздоровления (питания, ЛФК, массаж, физиотерапия, плавание)

      • Домашнее задание.








Принцип преемственности предусматривает постоянное расширение и углубление знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления, через спиралевидное построение учебного материала с учетом возрастных особенностей.

Принцип природосообразности и культуросообразности подразумевает учет половозрастные психофизиологических особенностей, а также народных и культурных традиций населения Казахстана.

Модель валеологизация процесса обучения в образовательном процессе осуществляется через взаимосвязанные составляющие компоненты: содержательный, структурный, процессуальный, оздоровительно – реабилитационный, социальный, устойчивости и протяженности.

Содержательный компонент основывается на государственном стандарте общего среднего образования РК и содержит: специальный курс по валеологизации учебно – воспитательного процесса для педагогического коллектива; валеологизацию учебного плана; валеологизацию содержания предмета; модернизацию учебных программ, учебных программ, учебников и методических пособий по валеологии , соблюдая при этом законы последовательности, непрерывности, устойчивости и протяженности.

Структурный компонент включает в себя научно – практическую деятельность служб: инновационных технологий, валеологической, психологической, медицинской, физкультурно – оздоровительной и лаборатории информационных – образовательных технологий, через деятельность которых осуществляется комплексная диагностика природных задатков психофизиологических и психических особенностей, мониторинг здоровья всех участков образовательного процесса, индивидуальную работу детьми с систематически накопляемой базой данных.

Оздоровительно – реабилитационный компонент модели охватывает следующие Здоровьесберегающие системы используемые в образовательной деятельности:

  1. Здоровьесберегающие технологии обучения, которые включают в себя: педагогику сотрудничества; «школу радости»; креативные системы обучения, индивидуальные, личностно – ориентированное обучение, критическое мышление, программированное обучение, Step by Step, рефлексивное обучение.

  2. Системы психоэмоционального здоровья: цветотерапия, музыкотерапия, метеотерапия, активный отдых, трудотерапия, полноценное питание, релаксация, аутотренинг, танцетерапия, светотерапия.

  3. Системы реабилитации: психофизиологическая разгрузка, лечебный массаж, физиотерапия, мануальная коррекция функционального состояния, народные способы восстановления, грязелечение, пчелопроизводство, сауна, баня, активный отдых, лечебная и адаптивная физическая культура, фитотерапия, иглотерапия, ароматерапия, концентрация, воздуха (люстры Чижевского), гомеопатические средства, различные сорбенты, сон.

  4. Системы питания: вегетарианство, сыроядение, углеводное, правильное, раздельное, умеренное, народная традиционная кухня, всевозможные диеты, голодание (по Брегу).

  5. Системы закаливания подразделяются на моржевание, природные (солнце, воздух, вода), обливание, обтирание, контрастный душ, босохождение, народные системы, система П. Иванова.

Социальный компонент модели включает в себя работу в макросоциуме – осуществление связи со средствами массовой информации и учреждениями и организациями, работающими в области формирования культурных навыков учащихся; работу в микросоциуме через организацию деятельности с педагогами, школьниками и их родителями через консультирование и научно – методическое обогащение.

Через управленческий компонент модели валеологизации УВП в системе школьного образования и контроль научно – методической, практической деятельности всех участников образовательного процесса с другими учебными, научными, социальными и административными группами.

Процессуальный компонент предлагаемой модели валеологизации УВП в системе школьного образования предусматривает осуществление наблюдения и рациональной организации режима учебного дня и работоспособности учащихся.

Рассматривая оценочно – результативный компонент модели важно отметить, что в нем отражены основные критерии оценки уровня организации здоровьесберегающего учебно – воспитательного процесса. К ним относится:

  1. уровень здоровья, который включает в себя физический, соматический и психологические аспекты;

  2. уровень освоения учебных программ, что подразумевает качество, уровень развития знаний, умений и навыков;

  3. уровень сформированности валеологической культуры, характеризующийся достаточным (для данного возраста) уровнем физического, психического, духовно – нравственного развития и образованность, осознанием и принятием способов достижения этого уровня, а также повседневным следованием им в разнообразных видах валеологической деятельности и жизнедеятельности;

  4. уровень мотивации учащихся к учебному труду (мотивационно – ценностное отношение) и потребность педагогического коллектива в совершенствовании профессиональной деятельности.

Таким образом, представленная модель способствует формированию у школьников культуры здоровья, увеличение потенциала их здоровья, а также ее внедрение в образовательные организации позволит обновить существующую систему образования.






ГУ «Валеологическая специализированная школа – комплекс для одаренных детей»

Администрация ГУ «ВСШКОД»


Научно – методический совет

Научно – исследовательская лаборатория

Службы

Научно – практическая деятельность педагогов

Консультации

Семинары

Диагностика

Образовательные учреждения области (школы, детские сады).

Спортивно - оздоровительная

Адаптивной и лечебной физической культуры

Система общеобразовательной школы

Спортивно – оздоровительный цикл

Лаборатория информационно – образовательных технологий

Гуманитарно-эстетический цикл

Естественно – математический цикл

Цикл начального образования

Валеологическая

Медицинская

Психолого – логопедическая

Система дошкольного воспитания

Система дополнительного образования

Общеобразовательный цикл

Нравственно – эстетический цикл

Спортивно – оздоровительный цикл