- Ну что ребята, отправляемся в путь? А сейчас я расскажу вам о шахматных фигурах. В шахматы играют специальными шахматными фигурами. На шахматной доске соперничают две армии шахматных фигур. Один из шахматистов командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой -командует армией темных фигур. Это ЧЁРНЫЕ. - Хотите познакомиться с самими шахматными фигурами? - Тогда начнём знакомство.
- Я буду показывать вам шахматную фигуру, а вы будете повторять хором и запоминать название фигур.
-Белая и черная пешка! (Ученики хором повторяют три раза) -Найдите и сосчитайте сколько пешек в каждой армии? - Правильно. Они стоят на переднем строю, закрывают своим строем всех больших фигур. И ходят только вперёд и не могут перешагивать сразу через несколько полей. Потому что это солдаты - пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться. -Белая и черная ладья! (Ученики хором повторяют три раза)
- Посмотрите сколько ладей в каждом войске? - Правильно. Оценивается ладья в 5 очков, т.е. по силе приблизительно равна пяти пешкам. При записи обозначается буквой «Л».
-Белый и черный конь! (Ученики хором повторяют три раза) - Это очень подвижная, коварная фигура. Его стремительные, неожиданные, лихие ходы-наскоки весьма опасны для противника. -Белый и черный слон! (Ученики хором повторяют три раза) - Найдите сколько слонов в каждой армии? - Молодцы! Верно. Раньше слонов называли офицерами. Но сейчас их называют только слонами.
-Белый и черный ферзь! (Ученики хором повторяют три раза) -Самая сильная фигура в шахматах – ферзь. -В каждом войске по одному ферзю. Он может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон – по горизонталям и вертикалям и по диагоналям. Ферзь оценивается в 9 очков, т.к. он один соединяет в себе свойства сразу двух фигур: ладьи и слона.
-Белый и черный король! (Ученики хором повторяют три раза) Главная фигура в шахматах – король. - В каждом войске королей по одному – один белый, один чёрный. Король руководит сражением и он должен находится в самом безопасном месте под надежной охраной своих телохранителей.
-Откройте учебники на с.18. Посмотрите внимательно, на шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. (Обучающиеся, рассматривая с.18 учебника, видят эти различия) Педагог показывает детям шахматные фигурки демонстрационных шахмат (они такие же, как на диаграммах). -Откройте с.19 учебника, там на сюжетном рисунке нужно найти шахматные фигуры. Педагог раздает каждому из ребят коробочку с шахматными фигурами, обучающиеся высыпают их, в беспорядке расставляют на парте. -Я буду по одной поднимать шахматные фигуры, попрошу вас, назвать их и поднять такую же. |