Здоровьезберегающие технологии в ДОУ с использованием «Лего конструктора» во время динамических пауз.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
Здоровье физическое.
Здоровье психическое.
Здоровье социальное.
Здоровье нравственное.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
Улучшение памяти, внимания, мышления;
Повышение способности к произвольному контролю;
Улучшение общего эмоционального состояния;
Повышается работоспособность, уверенность в себе;
Стимулируются двигательные функции;
Снижает утомляемость;
Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
Стимулируется речевая функция.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие
Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,
Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия).
Практика показывает, что наборы ЛЕГО имеют ряд определенных преимуществ перед другими средствами обучения, развития. Они многофункциональны и предполагают большой диапазон построек и использования. Отзывы зарубежных и отечественных педагогов однозначно говорят о том, что терапевтическое воздействие ЛЕГО-конструктора проявляется в следующем:
— быстро устанавливается контакт между ребенком и воспитателем;
— у ребенка формируется чувство уверенности в своих возможностях, так как он видит наглядный результат своего труда;
— улучшается физическое состояние ребенка (развивается мелкая моторика рук, скоординированность движений тела, рук, пальцев);
— формируются и корригируются психические процессы (мышление, память, восприятие, внимание, воображение, развивается эмоционально-волевая сфера ребенка;
— у ребенка заметно повышаются способности к концентрации внимания, появляется целеустремленность доведения задуманного до конца, умение работать в коллективе;
— улучшается восприятие цвета, формы, пропорций, развиваются творческие способности, ассоциативное и абстрактное мышление.
Педагогическая практика показывает, что использование различных игр, кукол и игрушек конструктора ЛЕГО является прекрасным средством воспитания и обучения. Современное конструктивно-игровое средство ЛЕГО позволяет построить учебный процесс на новом уровне, при котором трудные задачи решаются с помощью веселой игры, что устраняет негативизм ребенка к трудностям обучения и способствует развитию познавательного интереса.
ЛЕГО — это прекрасное тестирующее средство, которое позволяет полнее раскрыть личностные особенности ребенка, помогает объективно выявить и скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы в развитии.
Формы организации здоровьесберегающей работы в ЛЕГО-терапии:
Физкультурное занятие-2 раза в неделю в спортивном зеле или на свежем воздухе. Проводятся в соответствии с программой, ЛЕГО элементы, постройки используются как оборудование для занятий, развитие общей моторики.
Самомассаж- В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания самомассажа, используя элемент ЛЕГО конструктора в качестве предмета для массажа.
Пальчиковая гимнастика- Ежедневно со всеми детьми. Использование ЛЕГО элементов для активизации мелкой моторики рук.
Гимнастика для глаз -Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время. Используется наглядный материал (ЛЕГО постройки, показ воспитателя.)
Корригирующая гимнастика -В разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется ЛЕГО элементы для построения коррекционных дорожек.
Подвижные и спортивные игры- Как часть физкультурного занятия, в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей.
Динамические паузы-По мере утомляемости детей. Включает элементы физкультуры.
Упражнение «Солнышко»(дети в свободной позе, в руках по кубику ЛЕГО, глаза закрыты):
Солнышко проснулось. Открываем глаза.
Головы коснулось. Кубики ЛЕГО соприкасаются с лобной частью головы.
Лучиками провело и погладило. Медленными движениями проводят линии отлобной части головы к затылочной(3-4р).
Ручки разбудило. Кубиками ЛЕГО плавными движениями проводимлинии от плеча к кисти руки поочередно меняя руки(3-4р).
Ножкам дверь открыло. Кубиками ЛЕГО плавными движениями проводим линии от колен к стопе руки(3-4р).
Переходим ко второму упражнению.
Упражнение «Молоточек»(соединить кубики в один кубик ЛЕГО):
Кубик в руки я беру
По ладошке постучу
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Активно стучим по внешней и внутренней стороне
кисти руки.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
Да-да-да, да-да. Каждый пальчик с внутренней стороны кисти руки простукиваем.