«Здоровое детство – здоровая жизнь»
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст.51 Федерального закона «Об образовании». В настоящее время в России
резко снизились показатели здоровья детей. По свидетельству специалистов, при поступлении в школу имеет различные заболевания каждый десятый. По данным валеологов болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Нас, учителей начальных классов, волнует состояние здоровья детей. За последние годы произошло увеличение потока информации, усложнились школьные программы,- из-за этого растёт умственное напряжение учащихся. Школьные программы стремятся дать максимум для развития интеллекта ребёнка, а уже попутно реализуют цель сохранения здоровья ребёнка.
Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей. Решение этой проблемы – требует совместных усилий педагогов, родителей, медицинских работников и самого ребенка. Школьники должны знать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни, навыки по рациональному питанию. Учащиеся должны обладать знаниями и умениями , которые необходимы для для выбора питательной, вкусной пищи на протяжении всей жизни.
МБОУСОШ с.Никульевка, где я работаю, 39 лет, нашей школьной столовой – 17 лет. До этого мы питались в совхозной столовой, что доставляло много неудобств: время на дорогу, необходимость брать с собой сменную обувь, стоять в очереди. И мы решили сделать столовую сами, усилиями учителей и учащихся, в школьном здании, где раньше располагалась библиотека на 72 посадочных места. Помещения столовой укомплектовано всем необходимым.
С этого времени в нашей школе начала складываться система работы по формированию культуры здорового питания школьников с целью сохранения и укрепления их здоровья.
В сельской школе имеется больше возможностей для проведения работы по здоровому питанию. Это происходит за счет выращивания собственной продукции. На площади 2 гектара мы, учителя, учащиеся средних и старших классов выращиваем картофель. Большую помощь в этом оказывают родители. На пришкольном участке каждый год собираем хороший урожай капусты, свеклы, моркови, чеснока, лука, помидоров, огурцов, зелени. В зимнее время при школе работает теплица, которая обеспечивает столовую, свежей зеленью – луком, петрушкой, укропом. Для профилактики простудных заболеваний и авитаминоза в рационе используется чай из трав, собранных самими учащимися при посещении детского оздоровительного лагеря, компоты из яблок и черной смородины (продукты пришкольного сада), напиток с лимоном, кисель из свежезамороженных ягод. Излишки продукции реализуются в детский сад, в районную больницу, «Мясной дворик».
В 2014-2015 учебном году в нашей школе обучается 146 учащихся. 2-хразовым питанием обеспечены 100% обучающихся. Рационально составлен график работы столовой, который соответствует режиму работы школы:
12.15 - после четвертого урока (для 7-11 классов)
Стоимость одного дня питания составляет 25 рублей. Льготным питанием пользуется 98,2 % обучающихся.
Обед состоит из салата, первого, второго и третьего блюда. Самыми любимыми блюдами, по данным анкетирования детей, являются первые блюда (щи, рассольник, супы, борщ) и компот. Это говорит о том, что горячее питание во время пребывания в школе – одно из важных условий поддержания здоровья учащихся и способности к эффективному их обучению.
В соответствии с нормами СанПин используется двухнедельное цикличное меню.
Установлен график дежурства учителей во время завтрака и обеда. В школе работает общественная комиссия. В ее состав входят: школьная администрация, медицинский работник из местной амбулатории, управляющий совет. Главная задача данной комиссии – контроль за питанием учащихся, за качеством и ассортиментом блюд. Представители Управления Роспотребнадзора регулярно проводят проверки столовой.
Администрация школы организует совместную работу с предпринимателями, которые поставляют продукты питания: СПК «Петровский» (молоко), ООО «Никульевский хлебозавод» (хлебобулочные изделия), «Мясной дворик» (мясная продукция), ЧП «Привалова».
Культура питания – одна из важнейших составляющих частей общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому и питаться они должны здесь же полноценно, особенно в условиях введения федеральных государственных стандартов нового поколения (ФГОС). Работа над формированием культуры здорового питания должна начинаться с первого класса и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастных особенностей.
Моя работа по привитию культуры здорового питания включает два направления: включение в учебно-воспитательный процесс занятий по формированию культуры здорового питания; просветительская работа с родителями.
Уроки русского языка, математики, окружающего мира, технологии, ИЗО, английского языка способствуют повышению общего уровня культуры питания. Например, в курсе «Английский язык» в учебниках “Enjoy English 2—4” содержится информация, направленная на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. В 3-ем классе дети знакомятся с полезными продуктами питания, учатся строить этикетный диалог за столом.
Повышению уровня культуры питания способствует система воспитательной внеурочной работы. Программа «Школа здоровья», по которой я начала работу в этом году, направлена на решение следующих задач:
сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок пришел в образовательное учреждение;
воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа «Школа здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов по 1 часу в неделю. 1 класс – предусматривает 33 часа, 2-4 класс – 68 часов.
Программа включает три основных раздела:
В ходе изучения первого раздела программы «Школа здоровья» учащиеся, если говорить о культуре питания, научатся включать в свой рацион питания полезные продукты.
«Самые полезные продукты» - тема занятия для первого класса (2 часа)
«Режим питания», «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» - темы занятий для второго класса. Здесь же учащиеся работают над проектом «Основа здорового питания» (всего 9 часов).
«Азбука питания», «Как избежать отравлений» - темы занятий в 3 классе (4 часа).
«Оказание первой помощи при отравлениях» - тема занятия в 4-ом классе. Работа над проектом «Секреты здоровья» (8 часов).
Содержание всех тем представлено практическими заданиями, при выполнении которых ребенок самостоятельно закрепляет материал. Большой интерес вызывает у детей чтение по ролям, разыгрывание сценок, отгадывание кроссвордов, рисование, раскрашивание, составление и защита мини-проектов, оценивание своих поступков.
На классных часах, внеклассных мероприятиях семинарах дети знакомятся и приобретают практические навыки рационального питания, изучают народные традиции, связанные с питанием. С целью создания условий для взаимодействия родителей и детей в неформальной обстановке были проведены такие мероприятия: «Искусство чайного стола», «Семейный обед», «Кафе для мамочки».
В рамках проекта «Обучение для жизни» учащиеся младших классов посетили ООО «Никульевский хлебозавод», где познакомились с профессией пекаря, а так же узнали о пользе хлеба.
На районном семинаре директоров «Культура поведения за столом. Этикет питания» дети показали свои практические знания поведения за обеденным столом, пользования столовыми приборами.
Интерес и отношение к проблеме правильного питания обусловлен в значительной степени психологическим климатом в семье. Поэтому задача педагога – сделать родителей своими союзниками. Необходимо просвещать их в вопросах организации рационального питания, повышать гигиеническую грамотность в вопросах питания. А это можно достигнуть путем лекций, бесед, совместных мероприятий с детьми. Исследования специалистов показывают, что лишь 40% родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания.
В МБОУ СОШ с.Никульевка созданы и соблюдаются все условия для правильного питания.