Понятие и сущность здорового образа жизни (ЗОЖ)
По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении особенно следует выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обусловливают образ жизни материальными и нематериальными факторами. Культура же человека в контексте рассматриваемого вопроса означает, что человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом ее условий.
Ю.П.Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую – уровень жизни, социологическую – качество жизни, социально-психологическую – стиль жизни и социально-экономическую – уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей.
Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако, двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.
Тысячи поколений наших предков жили и работали в тесном общении с природой, синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.
Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной загруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит, в конечном счете, к развитию так называемых болезней цивилизации.
Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85 % связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. В нашей стране, как показывает Е.А.Овчаров 78 % мужчин и 52 % женщин ведут нездоровый образ жизни.
Наиболее плавно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «Здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни можно рассматривать как вид жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению (С.В.Попов).
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Б.Н.Чумаков считает, что здоровый образ жизни – активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Итак, попытаемся рассмотреть, вернее, оценить, факторы положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью.
Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основных позиций, оказывающих наиболее благоприятное воздействие (влияние) на здоровье. Каждая из позиций здорового образ а жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.
Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом.
Исходя из указанных предпосылок структура здорового образа жизни по Э.Н.Вайнеру должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, половую культуру, закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.
При переходе к здоровому образу жизни:
изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни;
исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков (хорошее настроение формируется «гормонами радости» - эндорфинами, которые образуются в организме человека);
половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению во времени половой и социальной зрелости.
Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями, как во времени, так и по траектории.
Двигательная активность (деятельность) является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах, - уже тогда в жизни и воспитании людей широко использовалась гимнастика, дыхательные упражнения, массаж.
Физическая активность – это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.
В настоящее время человечество накопило многочисленные факты благотворного влияния двигательной активности на уровень обменных процессов, функцию внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы организма человека. Общепризнано, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций центральной нервной системы, восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособности человека на высоком уровне. Адаптация к систематическим физическим нагрузкам обладает многократными перекрестными защитными эффектами: она ограничивает атерогенную дислипидемию, имеет выраженный антисклеротический эффект, снижает артериальное давление в начальных стадиях гипертонической болезни. Положительно влияет на течение сахарного диабета, повышает резистентность организма к гипоксии и тяжелым повреждающим воздействиям.
Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается каждые 10 лет на 8 %, что обусловлено главным образом ограничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4 %, т.е. у них тормозятся процессы старения. Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15 – 25 %, а также обращаемость за медицинской помощью в 2 – 4 раза по сравнению с остальной частью населения. В механизме адаптации к физическим нагрузкам имеют значение усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому усиливается функциональная мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, неспецифической адаптации. При систематическом воздействии физических упражнений их воздействие постепенно ослабевает, в связи с повышением устойчивости центральных регуляторных механизмов, а также периферических клеточных структур (изменение биофизических и биохимических свойств клеток), расширением резерва функциональных систем и адаптационных возможностей организма (Ф.З.Меерсон).
Физические движения: гимнастика, прогулки, походы, бег, дыхательные упражнения, а также такие вспомогательные процедуры, как душ, массаж, растирания, являются важным условием профилактики и сохранения здоровья. Все эти упражнения и процедуры оказывают на организм глубокое и благоприятное, а также оживляющее, стимулирующее и лечебное воздействие. Они противодействуют многим болезненным изменениям и недомоганиям, особенно у людей пожилого возраста: расширяют сосуды, нормализуют кровообращение и дыхание, улучшается общее состояние организма; стимулы, возникающие в мышцах, суставах и коже во время, например, душа, гимнастики, передаются и внутренним органам, активизируя их деятельность. Физические упражнения, вводимые постепенно, осторожно и выполняемые длительное время, оздоравливающе действуют и на хронически больных людей, улучшают состояние даже немощных людей. А у здоровых физическая культура поддерживает биологическую молодость и физическую силу до преклонного возраста.
Несмотря на выраженный оздоровительный эффект физической культуры, она до настоящего времени еще не получила широкого распространения среди населения, и, прежде всего, в системе диспансеризации при решении задач, связанных с уменьшением заболеваемости, профилактике патологических состояний, в том числе с утомлением после работы. Более 80 % взрослых городских жителей не имеют представления об уровне своего физического развития и работоспособности, не зная, где можно получить подобную информацию.
В настоящее время одной из серьезных проблем, самым неблагоприятным образом сказывающейся на здоровье человека, рассматривается недостаток движения, обусловливающие детренированность основных функциональных систем организма, снижение полезных свойств организма и т.д., что связано со снижением доли физического труда человека в быту и на производстве.
Недостаток движения – гипокинезия – вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию.
Весь спектр отрицательных последствий для здоровья при гипокинезии можно представить следующим образом: согласно сформулированному И.М.Аршавским закону свертывания функций за ненадобностью, возможности любой системы организма соответствуют востребованному от нее уровню активности, материальной базой для чего служит деятельность ДНК и РНК клетки и обеспечивающих их ферментов. Снижение же уровня функционирования ведет к атрофии или дистрофии тканей со снижением функциональных резервов. Мышечная активность является одним из механизмов интеграции функциональных систем и их со настраивания на данный уровень активности. Нарушение же этого механизма ведет к функциональной переориентации, когда каждая из систем начинает работать преимущественно на обеспечение, компенсацию самого слабого звена в организме, которое в данный момент отличается наибольшим напряжением функций. Снижение двигательной активности человека ведет к компенсаторной перестройке всех видов обмена веществ: минерального, жирового, белкового, водного, углеводного. Гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции – движение.
Процесс цивилизации сопровождается все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности человека и возрастанию нагрузки на его мозг. Естественно, что это веден к нарастанию нервного напряжения, извращению нервной регуляции активности систем жизнедеятельности. Закономерным следствием таких нарушений являются многие висцеральные и соматические заболевания: болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, сахарный диабет.
Валеологическая концепция влияния физических нагрузок на организм должна основываться на том, что двигательная активность является необходимым условием поддержания состояния здоровья, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития в жизни ребенка. Для детей движение – одно из наиболее часто используемых средств невербального общения, самовыражения и познания. Через движение осознается собственное «Я» и окружающий мир. Поэтому детям необходимо дать возможность участвовать в хорошо продуманном и осуществляемом процессе физического воспитания. Для достижения данных целей следует выработать полноценную программу физического воспитания, которая в своей основе была бы ориентированна на валеологический подход с позиций оптимального двигательного развития и всестороннего развития личности.
В детском и подростковом возрасте – периодах интенсивного роста и развития – средовые факторы в основном определяют у детей овладение двигательными координациями, расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на напряженный тренировочный и соревновательный режим.
Результативность лечебной и физкультурно-оздоровительной работы в детском возрасте актуальна еще и в связи с тем, что в этот период возможно выработать методами валеологического воспитания и обучения устойчивую мотивацию на здоровье и сформулировать практические навыки ведения здорового образа жизни человека в соответствии со стереотипом и моделью его поведения, заложенными в раннем детстве. Прослеживая вместе с пациентом его жизненный сценарий, можно выявить причины и пути коррекции того или иного психосоматического расстройства.
Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Однако, многие факты высказывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что, в первую очередь, связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников, которое осуществляется на основании действующих школьных программ.
Существующая система образования не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Это увеличенные учебные нагрузки, гиподинамия по вине учителя, опережающая уровень образования, что несоизменно с числом одаренных (до 6 %) и имеющих высокие учебные возможности (в пределах 12 – 15 % от общего числа обучающихся). Изобилие не всегда эффективных авторских программ также усугубляют программу, поскольку более трети детей сегодня испытывают затруднения в усвоении даже общеобразовательных программ. Интенсификация учебного процесса и его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объемов произвольной двигательной активности учащихся. Растущий организм ребенка требует огромного количества движений для своего развития; 50 – 60 % времени в режиме дня должно отводиться двигательной активности. Восстановительные процессы в организме проходят очень быстро, поэтому дети могут выполнять работу большего объема, чем взрослые. Значит, упражнения должны быть интенсивными, но кратковременными (20 – 40 с) , с небольшим отдыхом, а все основные упражнения должны занимать не более 20 – 30 минут занятий.
Потребность в движении у детей удовлетворяется в условиях школы самостоятельными движениями на 18 – 20 %. В дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания дети недополучают до 40 %, а без таких уроков – до 80 % движений. Если они пропускают уроки или не участвуют в подвижных играх при интенсивной умственной деятельности, то они отстают в физическом развитии, хуже учатся, чаще болеют. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что для удовлетворения естественной потребности в движении у младших школьников суточный объем активных движений должен быть не менее 2-х часов, а недельный – не менее 14 часов.
В школах широко практикуется неоправданное «освобождение» учащихся от уроков физкультуры, слабо внедряются «малые формы» физического воспитания (физкультурные паузы, игры на переменах и прочее), крайне неудовлетворительно поставлена внешкольная физкультурно-оздоровительная и культурно-массовая работа. Причина такого положения кроится в отсутствии условий для занятий физкультурой во многих школах. России, так как почти в трети школ нет спортивных залов, и занятия проводятся в приспособленных помещениях. Нагрузка на спортзалы превышает нормативы в 1,5 – 2 раза, только 0,5 % школ имеют плавательные бассейны.
Для решения вопросов, связанных с формированием оптимального индивидуального режима двигательной активности, важно отойти от проблем профессионального спорта, который является для человека профессией, отнюдь не формирующей его личное здоровье.
В настоящее время Валеологическая концепция механизма влияния физических нагрузок на организм человека используется преимущественно только в рамках деятельности спортивной физиологии либо в рамках лечебной физической физкультуры (ЛФК). Если первая анализирует преимущественно только механизм обеспечения физических нагрузок, то вторая рассматривает терапевтические, а значит, большие дозы влияния физических нагрузок.
Рациональное питание
Питание продуктами, которые могла в эволюции предложить живому организму природа, обусловило в конечном итоге и формирование организма человека, физиологические механизмы которого ориентированы на природные комплексы пищевых веществ. Многие миллионы лет предки человека были вегетарианцами, используя достаточную по белку, сравнительно богатую жирами и бедную углеводами пищу. Именно эти вещества явились теми «кирпичиками», которые стали структурными элементами каждой клетки любой ткани. Около 700 лет назад прошла первая волна цивилизации в области продовольствия, когда, разводя сельскохозяйственные культуры, человек ограничил набор пищевых продуктов и сдвинул их в сторону содержащих в значительном количестве углеводы. Вторая волна началась около 300 лет назад, когда вследствие урбанизации жизни пища, доставлявшаяся в города, стала содержать еще более узкий ассортимент продуктов питания.
Под рациональным питанием понимают хорошо подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывается характер труда, половые и возрастные особенности, климатогеографические условия проживания.
С понятием рационального питания неразрывно связано определение его физиологических норм. Они являются средними ориентировочными величинами, отражающими оптимальные потребности отдельных групп населения в основных пищевых веществах и энергии.
Понятие рационального питания включает соблюдение трех основных принципов:
Обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности.
Удовлетворение потребности организма в определенных пищевых веществах.
Соблюдение режима питания.
Нарушение принципов рационального питания неизбежно приводит к развитию заболеваний, которые укорачивают человеческую жизнь, делают ее неполноценной, а порой и мучительной. Достаточно сказать о таких проблемах, как голодание, ожирение, хронический дефицит в питании незаменимых пищевых веществ.
Таким образом, питание – важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Каждый образованный человек должен обладать необходимыми сведениями о рациональном питании, веществах, составляющих пищу, об их роли в жизнедеятельности здорового и больного организма. Все это формирует культуру питания и является неотъемлемой частью культуры общества.
Рациональный режим жизни
Активность человека предполагает учет всех видов его деятельности: профессиональной, бытовой, социальной, досуговой, физкультурной и т.д. При решении вопроса рациональной организации жизнедеятельности важно учитывать тот факт, что чем более объемна и интенсивна выполняемая работа, тем более полноценным должен быть период восстановления, причем следует учитывать не только пассивное состояние (сон, покой), но и активную реституцию.
Нормирование и рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха сохраняет высокую работоспособность и здоровье, вырабатывает стереотип деятельности человека. Неправильный распорядок дня или частая его ломка вызывают нарушения здоровья, проявляющиеся в утомлении, нарушении сна, повышенной раздражительности, различных заболеваниях.
В настоящее время более 70 % населения России проживает в городах, значительная часть из них в мегаполисах с миллионным населением в каждом. Жизнь человека ориентированна на согласование своего режима с жизнедеятельностью других людей, с которыми он связан совместной профессиональной деятельностью, семейными узами, транспортом, соседством и т.д. Независимо от преобладающего у человека суточного биоритма и «жаворонки», и «голуби» (аритмики), и «совы» вынуждены подниматься утром в одно время и ложиться спать, исходя из распорядка всей семьи.
Можно выделить следующие обстоятельства, обусловливающие противоречия между эволюционным прошлым человека и нынешним образом жизни:
снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивает в эволюции организму выживание;
противоречие между снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг человека, с возникающим перенапряжением его центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики;
комфортные условия выживания со снижением функциональных возможностей организма и развитием детренированности адаптационных механизмов;
нарушение природных пищевых комплексов и наличие большого количества ненатуральных и синтезированных веществ;
все большее исключение непосредственного участия человека в технологических процессах производства материальных благ.
Следует отметить, что не существует одинаковой для всех схемы распорядка дня, режима жизни. Так, режим дня школьника должен соответствовать необходимым требованиям к организации учебной работы в школе, домашнему режиму, отдыху, сну. Необходимо также уметь переключиться с активной напряженной деятельности в течение трудового дня на отдых, психическое и физическое расслабление. Активная физическая деятельность должна чередоваться с расслаблением и активным отдыхом, образуя некое динамическое равновесие. С возрастом человек больше нуждается в длительном отдыхе, ему необходимо больше расслабляться, и к тому же, вопреки некоторым распространенным мнениям, чаще и дольше спать.
Важное значение для полноценного отдыха имеет и подготовка ко сну. Сон является составной частью нормального режима дня, способствует восстановления душевных и физических сил. Нормальный сон здорового человека, который ночью ни разу не проснулся, имеет две биологически разные фазы, незаметно сменяющие одна другую. При засыпании сначала наступает нон-рем-фаза. Эта фаза медленных движений глаз. В этой фазе сон поверхностный, со спокойным дыханием, малой интенсивностью сердечной деятельности, без ярких сновидений. Потом наступает рем-фаза – глубокий сон с полной мышечной релаксацией, исключая глазные мышцы, которые вызывают быстрые движения глаз. В этой фазе можно видеть цветные сны. Обе фазы в течение ночи неоднократно чередуются, причем рем-фаза может повторяться пятикратно и составлять 20 – 25 % всего времени сна взрослого человека.
Что можно сделать, чтобы сон с возрастом оставался хорошим? Во-первых, ужин должен быть легким, желательно за 4 – 5 часов до сна. Необходимо предоставить организму возможность самостоятельного решения вопроса распределения крови, а не принуждать его к пищеварению во время сна, пить незадолго до сна тоже не рекомендуется.
Очень важно умение освободиться перед сном от забот и дневных проблем. Для этого существует несколько способов: недолгая вечерняя прогулка или несколько упражнений для расслабления мышц, или вечерняя зарядка (если не было времени на утреннюю). Перед тем как лечь, желательно принять теплую ванну (на 10 – 15 минут) и постараться полностью расслабиться. Потом встать под струи душа, которые «смоют» все неприятные впечатления прошедшего дня.
Важное условие освежающего сна – хорошо проветренное помещение. Необходимо его проветривать перед тем, как лечь, еще лучше спать при открытом окне круглый год. Свежий воздух улучшает качество сна и одновременно является средством закаливания.
Тренировка иммунитета и закаливание
Закаливание – необходимый компонент подготовки к здоровой, активной старости. Современный образ жизни сделал человека довольно изнеженным и восприимчивым к переменам погоды, атмосферного давления, температуры воздуха. Если человек болезненно реагирует на перемены погоды, то холодный дождь или снег и ветер могут вызвать у него переохлаждение организма. Охлаждение или простуда как таковые не являются болезнью, но могут способствовать ее возникновению, так как ослабляют защитные функции незакаленного организма. Наиболее распространенные заболевания, сопутствующие простуде: катар верхних дыхательных путей с кашлем и насморком, грипп и даже воспаление легких. Закаливание повышает устойчивость организма к воздействия болезнетворных микробов. Если закаленный человек все же заболевает, то болезнь протекает обычно в легкой форме.
Процесс закаливания связан с регулярным воздействием воздушных и водных процедур. Когда говорят о закаливании воздухом, то имеют в виду пребывание и движение на свежем воздухе в любую погоду, летом и зимой. Важно, чтобы желание побывать на свежем воздухе в любую погоду стало серьезной потребностью человека, а удовлетворение этого желания – составной частью его образа жизни.
Если холодный душ или обливание верхней части тела холодной водой не является составной частью образа жизни с детства, привыкать к этой процедуре надо летом. Надо умываться или обливаться сначала прохладной водой, постепенно снижая ее температуру (кстати, холодная вода из обычного водопровода имеет температуру около 120). К закаливанию холодной водой не поздно приступить (если вы здоровы) в любом возрасте. Начав закаливание летом и продолжив обливание по утрам осенью, вы совершенно незаметно для себя перенесете эту привычку и на зимние месяцы.
Отсутствие вредных привычек
Следует отметить широкую распространенность в нашей стране таких вредных привычек, как табакокурение, токсикомания, пьянство, растет употребление наркотиков среди подростков и молодежи.
Не вызывает сомнения необходимость работы по предупреждению и устранению вредных привычек, в основе которой должно лежать воспитание у человека стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья. Продолжительность жизни курильщиков на 7 – 15 лет меньше, чем некурящих. Подсчитано, что курение ответственно за 90 % случаев смерти от рака легкого. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память, заметно снижает половую потенцию. У курильщиков чаще, чем у некурящих рождается неполноценное потомство. Все это и позволяет говорить: «Курить – здоровью вредить». Расстройства здоровья возникают только через 20 – 30 лет после начала курения. Курение существует как социальный феномен, входящий в число привычных элементов образа жизни людей.
Курение может быть не только активным, но и пассивным, причем во вторичном дыме (дым, находящийся в помещении) содержание некоторых канцерогенных веществ, в частности, соединений из класса нитрозаминов, оказывается даже большим, чем в дыме, вдыхаемом курильщиком. Следовательно, в случае приема алкоголя в прокуренном помещении даже некурящим человеком значительно возрастает опасность повреждения ДНК его клеток. Итак, как показали исследования, канцерогенные эффекты табачного дыма и алкоголя взаимно усиливают друг друга, то есть эти вредные факторы действуют на организм синергически.
Хорошо иллюстрируют значение образа жизни пословицы и поговорки, в которых можно найти для себя нормы здорового образа жизни:
кто излишне полнеет, тот стареет.
двигайся больше, проживешь дольше.
кушай просто, проживешь лет до ста.
кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке.
не в меру еда – болезнь и беда.
без бодрости в теле нет четкости в деле.
живи не для того, чтобы есть, а ешь для того, чтобы жить.
с водкой дружить – здоровье пропить.
пешком ходить – долго жить.
кто друг дурным привычкам, тот враг сам себе.
нервы нужно держать на поводке.
быстрого и ловкого болезнь не достигнет.