ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Цели занятия:
Обучающая: Определить содержание понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Воспитательная: Показать важность и возможность принятия на себя ответственности за собственное здоровье
Развивающая: Развивать навыки работы с анкетой, обсуждения темы в группе, самостоятельного письменного изложения своих мыслей
Ключевые слова и понятия:
Обоснование темы:
Приступая к изучению курса «Здоровый образ жизни», учащиеся должны составить себе ясное представление о том, что здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние полного физического, психического и социального благополучия, позволяющего человеку активно действовать и строить гармонические отношения с миром и с самим собой
Ход урока
Организационный момент
Учитель говорит:
Сегодня мы поговорим о том, что такое «здоровый образ жизни». Наш курс так и называется: «Здоровый образ жизни». Но это не обычный школьный предмет. Здесь, на наших уроках, вам не придется писать контрольные, решать задачи и пересказывать написанное в учебниках. Да и учебника-то подходящего у нас пока нет.
Здесь мы будем играть, рассказывать друг другу истории, которые когда-то (или совсем недавно) произошли с нами (или могли произойти), иногда мы будем прыгать и бегать, а иногда даже громко кричать.
Но самое главное - мы будем учиться наблюдать, описывать, сравнивать поведение разных людей. Мы будем оценивать разные стили жизни. Мы будем учиться также высказывать свое мнение и быть терпимым к мнению других.
А когда урок закончится и вы выйдете из класса, наступит время действовать. Действовать тоже нужно учиться.
Потом, когда наш курс подойдет к концу, вы напишете большое сочинение. В этом сочинении вы не будете пересказывать прочитанные вами книги. В нем вы расскажете о том, что вам удалось сделать. Вы также попытаетесь объяснить, почему вы попали в ту ситуацию, в которой у вас возникла необходимость действовать. И почему вы выбрали именно такой, а не какой-нибудь другой способ действий. И вы расскажете, какой результат вы получили.
А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету. Для того, чтобы знать, с чего мы начинаем.
Анкетирование1
Текст анкеты
1. Быть «здоровым» для меня означает:


2
. Думаете ли Вы, что «здоров» можно сказать о человеке, который:
колет наркотики
пьет спиртное раз в неделю
один раз попробовал курить анашу
занимается сексом .
хлюпает носом.
оцарапал коленку.
плачет из-за всякого пустяка.
спит на уроках
прочитает один абзац три раза и ничего из прочитанного не вспомнит
боится сказать «нет»
3. Как ты думаешь, в каком из этих случаев о человеке нельзя сказать, что он болен, зато можно сказать, что ему пора позаботиться о своем здоровье?
4. На мое здоровье влияют:


После того, как анкеты собраны, учитель обращается к классу:
Что нужно для того, чтобы «быть здоровым»?
Для начала, конечно, нужно «быть живым». Поэтому во всем мире люди особое значение придают выживанию детей, их безопасности.
Но просто «быть живым», конечно, мало. Дети должны расти и развиваться, «играть и учиться, переживать и радоваться, уметь оставаться в одиночестве и уметь поддерживать компанию.
Здоровье имеет три стороны:
физическое
социальное
душевное
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет «здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Что такое «образ жизни»?
Каждый из вас живет среди определенных людей, в определенных условиях. У каждого из вас есть свои представления о том, как нужно или можно себя вести. «Образ жизни» - это ваше поведение (в том числе не только заранее обдуманные, но и ваши стандартные реакции) в тех ситуациях, в которых Вы оказываетесь. «Образ жизни» появляется тогда, когда Вы пытаетесь жить так, как Вы считаете нужным, в той среде, которая реально Вас окружает. Люди и вещи вокруг Вас могут помогать Вам жить в соответствии с Вашими представлениями о том, что на самом деле для Вас хорошо. Однако чаще они мешают Вам.
Поэтому Вам приходится:
Решать, действительно ли то, что Вы делаете, хорошо для Вас;
Если да, то что нужно сделать, чтобы:
использовать преимущества своей среды для реализации своих намерений
противостоять тому, чтобы окружающие заставили Вас вести себя не так, как Вы решили
Здоровье общества в целом зависит от того, насколько каждый из нас заботится о своем здоровье. Каждый человек, в том числе и школьник, имеет право знать все, что он хочет, о здоровье. Он также имеет право получать медицинскую помощь.
Обсуждение
Многие люди относятся к своему здоровью пассивно. Они ожидают, что хорошее состояние их здоровья обеспечит кто-то другой (например, врач, который должен будет непременно вылечить их в том случае, если они заболеют).
Однако в мире становится все больше людей, которые активно заботятся о своем здоровье и здоровье окружающих. Как вы думаете, что это значит?
(Дети высказывают свое мнение. По окончании обсуждения учитель подводит итог, перечисляя следующие выводы)
Во-первых, они стараются предотвратить болезни и недомогания, считая, что, чем искать самые лучшие лекарства и самого лучшего врача, лучше вовсе не иметь поводов обращаться к врачу. Они укрепляют свое здоровье, стараясь правильно питаться, закаливаясь и уделяя время физическим упражнениям.
Во-вторых, они стараются избегать ситуаций, в которых их здоровью может быть нанесен вред.
В-третьих, они передают свои знания тем, кто их не имеет.
В-четвертых, они помогают тем, кто нуждается в помощи.
Обратите внимание, в каком порядке мы перечислили эти действия.
Советы относительно того, как лучше всего позаботиться о себе, лучше выслушать от того, кто уже бывал в той ситуации, в которой находитесь вы, и успешно с ней справился.

Рис. 1.1. Узнай и пойми - изучи -действуй - оцени
Дать разумный совет кому-либо вы можете только после того, как сами распознали опасную для здоровья ситуацию и успешно справились с ней. Просто присутствовать на уроке или даже самостоятельно прочитать даже очень хорошую книжку об охране здоровья недостаточно.
Ситуации, опасные для здоровья, возникают очень часто. Поэтому нужный вам опыт вы можете приобрести очень быстро. Нужно только быть внимательными, стараться вовремя определить, есть ли реальная угроза вашему здоровью и, если есть, насколько она велика.
Тот образ действий, которому вам нужно научиться, похож на то, как переходят по камешкам речку (рис. 1.1). Четыре камешка, которые помогут нам, - это:
Узнай и пойми - изучи - действуй - оцени |
Мы вместе сделаем два первых шага. Следующие вы будете делать самостоятельно. Если вы сможете рассказывать всем о том, как вам удавались самостоятельные действия и к каким выводам вы пришли после самостоятельных размышлений, будет очень хорошо.
1 Ответы учащихся на вопросы этой анкеты могут быть использованы для стимуляции обсуждения темы.
4