Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10


Из опыта работы
учителя ОБЖ
Писклова Андрея Васильевича
п. Ерик
Мастер – класс
учителя ОБЖ МБОУСОШ № 10, пос.Ерик, Апшеронского района
Писклова Андрея Васильевича
по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» (слайд 1)
Цель: развитие мотивации педагогов к применению в своей деятельности новых педагогических приёмов – кластера, синквейна.
Задачи:
создать условия для восприятия опыта работы по формированию навыков здорового образа жизни;
познакомить с педагогическими приемами, предоставить возможность для оценки их эффективности;
показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в воспитании, в развитии интеллектуальных, творческих способностей;
содействовать формированию мотивации на осуществление деятельностного подхода в обучении.
(слайд 2) Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
Я рад видеть Вас сегодня на моем мастер - классе, тема которого «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Моя методическая тема самообразования «Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся». Изучая ее, рассматриваю использование новых технологий при формировании здорового образа жизни школьников.
Я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер-классе. Но предупреждаю, что сегодня речь пойдет больше не об использовании физических практических технологий, а о развитии теоретических знаний школьников.
Хочу, чтобы вы заранее определились, что вы ждете от этого мастер-класса, какие цели при его посещении для себя поставили. В конце занятия мы к этому вернемся.
Цель мероприятия для детей: формирование навыков здорового образа жизни.
Основные задачи:
научить детей формировать основные социально – полезные качества;
формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
научить учащихся заботится о своём здоровье и творчески относится к возникающим проблемам.
Предлагаю вам разделиться на две группы. Каждая группа будет работать самостоятельно. А затем мы вместе выработаем определение понятия «Здоровый Образ Жизни» его составляющие! Какие факторы входят в понятие «ЗОЖ»?
Цель этого задания, выявить знания воспитанников о здоровом образе жизни.
Итак, начнем. Перед вами два листа ватмана. В течение нескольких минут вам требуется написать на нем созвучные с выражением «здоровый образ жизни » слова, словосочетания.
Цель данной работы, формирование коммуникативных УУД.
Посмотрите те факторы, которые указывают воспитанники объединения (слайд 3)
Перед детьми я ставлю проблемные вопросы:
Какие вредные привычки вы знаете?
Почему говорят, что капля никотина убивает лошадь?
Чем опасен алкоголь?
К чему приведёт употребление наркотиков?
Поговорим об основных составляющих понятия, которые вы указали.
(слайд 4)
Правило №1. Здоровое питание
От нашего питания зависит очень многое.
Сейчас я вам буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь их закончить (слайд 5):
- хочешь, чтоб тебя уважали, не говори много;
- хочешь быть здоровым – не ешь много;
- умеренность - лучший врач;
- не в меру еда-болезнь и беда.
Правило №2. Отдых и сон
(слайд 6)
Продолжаем заканчивать пословицы:
- сон – лучшее лекарство;
- от хорошего сна – молодеешь;
- выспался – будто на свет народился.
Правило №3. Третье правило – отказ от вредных привычек
Запишите все те, вредные факторы, которые отрицательно влияют на здоровье человека
Все вредные привычки вы выделили на листах.
- Послушайте поучительную легенду, которая возможно изменит ваше отношение к предостерегающим советам об отказе от вредных привычек ваших родных, знакомых.
(слайд 7)
Легенда
Всегда ли мы слушаем людей, которые предостерегают нас от вредных привычек? Я вас познакомлю с одной легендой, а вы сделайте для себя выводы.
«Жил некогда великий повелитель. И был у него верный друг – птица сокол, которого он всегда брал с собой. Однажды в долгом походе сморила Хана жажда. И вдруг он увидел тонкую струйку воды, пробивающуюся среди камней. Только начал он набирать воду в свой шлем, как сокол выбил его из рук грозного Хана. Рассердился Хан. Второй раз начал он набирать воду в свой шлем, все больше мучила его жажда. И опять выбил из его рук шлем сокол. И взял тогда хан острый меч и начал в третий раз набирать воду. Опять выбил сокол шлем из рук Хана, но был убит острым мечом. Но шлем закатился так далеко, что не смог найти его Хан. Тогда он с трудом поднялся на гору к озеру и увидел, что в этом озере лежит ядовитая змея, капли яда, которой хватит, чтобы убить несколько человек. И понял тогда повелитель, что сокол спас ему жизнь, а он убил его».
Подумайте о том, как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей!
Цель знакомства с легендой, сделать выводы, о тех, кто нас предостерегает от опасностей. Дети называют чаще всего своих близких и родных людей
Правило №4. Активный образ жизни
(слайд 8)
- Наконец мы подошли к самому основному правилу - активный образ жизни.
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век,
Подвержен всем изъянам.
Мы с вами сейчас сделаем небольшую зарядку. Она поможет не только размяться, но и тренирует координацию и память.
А, ну-ка попробуй!
Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы ладони должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!
Послушай, поверь и себя проверь
Положить руки на колени, хлопнуть в ладоши, потом левой рукой взяться за нос, а правой за левое ухо. Опять хлопнуть в ладоши и поменять руки.
Делай одновременно
Одновременно отбивайте одной ногой два удара, а другой три.
Тот педагогический прием, с которым я знакомил вас сегодня, называется кластер. Он очень хорошо воспринимается ребятами, способствует формированию мышления.
(слайд 9)
На слайде вы видите рекомендации педагогам при использовании этого приема. Ведь как говорил Конфуций:
«Хороший педагог настаивает, но не тянет за собой,
Побуждает, но не заставляет,
Показывает путь, но не доводит до конца».
Дети с удовольствием выполняют творческие задания.
(слайд 10)
Синквейн – педагогическая технология, развивающая творческие способности учащихся.
Методика построения синквейна. Стихотворение из пяти строк!
1 строка – существительное, отображает главную идею!
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль!
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы!
4 строка – фраза из нескольких слов, выражающее отношение к теме!
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним, чаще всего существительное, эмоциональное отношение к идеи)
(практическая работа педагогов и предоставление результатов работы)
В конце мероприятий о ЗОЖ воспитанники делают для себя выводы, что каждый человек должен помнить, что его здоровье во многом зависит от него самого. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. И только тогда человек будет здоровым, если он сможет сказать нет вредным привычкам.
Ведь быть здоровым человеком – это важно!
И закончить свой мастер-класс я хочу рефлексией. Посмотрите на свой лист ожидания и цели, которые вы определили в начале мастер-класса. Тот прием, который я предлагаю, называется «Дерево чувств и чудес». Вы видите перед собой необычное дерево.
Рядом лежат яблоки трех цветов:
- если чувствуете себя хорошо, комфортно, настроение на высоте, занятие принесло вам пользу, то вешайте на дерево яблоко красного цвета;
- если настроение хорошее, но занятие не произвело на вас впечатления, то вешайте на дерево яблоко желтого цвета;
- если настроение ухудшилось, потому что занятие не понравилось, то вешайте на дерево яблоко зелёного цвета. Выберите нужного цвета яблоко и поместите на дерево!
Спасибо всем за работу! (слайд 11)