Здоровый образ жизни как залог здоровья школьников
Содержание
Введение 2
1. Общее понятие о здоровье 3
2. Факторы, влияющие на здоровье ребенка 6
3. Формирование здорового образа жизни у учащихся 11
Заключение 15
Список использованных источников 16
Введение
Демографическая ситуация в нашей стране в последние десятилетия складывается не самым благоприятным образом. Поэтому состояние здоровья подрастающего поколения, которому суждено в будущем стать родителями новых граждан, вызывает особую озабоченность государства и общества. Фактически, от решения проблемы поддержания и укрепления здоровья детского населения и формирования культуры здоровья зависит будущее нации и государства.
Основы здорового образа жизни закладываются в самом раннем детстве, интенсивно расширяются и углубляются в детские и юношеские годы и, оформляясь в культурные навыки, закрепляются в молодом возрасте. Формирование мотивации здоровья и здорового образа жизни – дело весьма сложное, требующее решения многих задач, существенно отличающихся для людей разного возраста. Вместе с тем, никакие пожелания и наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Учитывая ускорение темпа жизни и стремление многих родителей максимально обеспечить ребенка в финансовом плане, ведущие к нехватке им времени для формирования культуры здоровья, роль школы в решении данного вопроса становится беспрецендетной. Задача научить ребенка следить за своим здоровьем, привить ему правильные привычки в питании и физической активности становится одной из основных для образовательного учреждения.
Общее понятие о здоровье
Во все времена здоровье рассматривалось как важнейшая и объективно необходимая составляющая человеческой активности. Однако до сих пор нет единого общепринятого понятия данного феномена. Рассматривая здоровье как фундаментальную характеристику человеческого существования, каждый исследователь вкладывает в его определение самые разные смысловые оттенки.
Наиболее распространенной является трактовка Всемирной организации здравоохранения, которая определяет здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов» [5]. Данная позиция исходит из биопсихосоциального подхода, который рассматривает физиологические, психологические и социальные факторы здоровья, а также взаимодействие между этими факторами.
Определение Всемирной организации здравоохранения четко связывает здоровье с благополучием и концептуализирует здоровье как право человека, требующее физических и социальных ресурсов для его достижения и поддержания [13].
Вышеуказанное определение исследуемого понятия не раз подвергалось содержательной критике, в частности, оппоненты указывают на то, что:
- данный подход нереалистичен, поскольку «оставляет большинство из нас нездоровыми большую часть времени», т.к. даже в развитых странах благополучие во всех перечисленных сферах встречается только у малого процента населения [14];
- указанный подход не учитывает не только временные периоды плохого здоровья, но и растущее число людей, живущих с хроническими заболеваниями и инвалидностью [18];
- некоторые из описанных аспектов здоровья могут находиться в противоречии друг с другом [19].
Но основная часть критики определения касается абсолютности слова «полный» по отношению к благополучию. Это непреднамеренно поддерживает стремление заинтересованных медицинских организаций и фармацевтической промышленности пересмотреть определение болезней, расширяя сферу охвата системы здравоохранения. Новые технологии скрининга выявляют аномалии, которые никогда не рассматривались как болезнь и, по сути, являются только возможными факторами риска нарушения здоровья. Так, сегодня широко производятся лекарства для «состояний», ранее не определявшихся как проблемы со здоровьем. При этом снижаются пороговые значения для лекарственного вмешательства, например, при повышенном артериальном давлении, уровне сахара в крови и т.д.
В 1948 году, когда Всемирная организация здравоохранения сформулировала свое определение здоровья, основное бремя болезней составляли острые заболевания, а хронические болезни приводили к ранней смерти. Но в последние десятилетия структура заболеваемости изменилась в результате принятия таких мер общественного здравоохранения, как улучшение питания, гигиены и санитарии, а также более эффективных медицинских вмешательств. Число людей, живущих с хроническими заболеваниями в течение десятилетий, растет во всем мире; даже в трущобах Индии смертность от хронических заболеваний с каждым годом снижается [20].
Альтернативные определения здоровья стремятся смягчить абсолютизм Всемирной организации здравоохранения.
Так, Ф. Леонарди определяет здоровье как способность справляться с собственным недомоганием и состоянием здоровья и управлять ими [21].
А. Дж. Кард считает здоровье опытом физического и психологического благополучия. По его мнению, «хорошее или плохое здоровье возникают не как дихотомия, а как континуум; отсутствие болезни или инвалидности не является ни достаточным, ни необходимым условием для достижения хорошего состояния здоровья» [19].
Физиолог В.П. Казначеев говорит о здоровье как о «процессе сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активности жизни» [8].
Б.Н. Чумаков и В.В. Колбанов рассматривают здоровье как гармоничную систему структурно-функциональных подсистем организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму нормальную жизнедеятельность [6].
А.Г. Маджуга, И.А. Синицына и Л.Н. Уварова также рассматривают здоровье как многомерный феномен [Маджуга]. К компонентам целостного здоровья авторы относят физическую, эмоциональную, психическую, психологическую, духовную, нравственную и социальную его составляющие (рис. 1).
Рис. 1. Структура целостного здоровья [10]
Интересна интерпретация понятия здоровья с точки зрения Я.В. Чеснова: «Здоровье – это адаптация организма человека на постоянно изменяющиеся условия его жизни» [13].
Подобного взгляда придерживается и M. Хабер, по мнению которого «здоровье – это способность к адаптации и самоуправлению». Кроме того, Хабер указывает на субъективность здоровья: ощущение здоровья и благополучия значительно отличается у разных индивидов в зависимости от контекста и их потребностей [18].
В то время как вышеприведенные авторы отталкиваются в своих определениях на значимости здоровья для конкретного индивида, некоторые исследователи [2, 9, 13] склонны считать здоровье коллективной ценностью, благом, которое дает индивиду возможность полноценно участвовать в жизни общества.
С одной стороны, сторонники первого подхода рискуют проигнорировать важность здоровья для того, чтобы быть социальным существом и участвовать в жизни общества; с другой – сторонники второго подхода рискуют свести здоровье просто к фактору производства в экономике. Более сбалансированный подход мог бы признать ценность и того, и другого.
Множество различных подходов к пониманию здоровья отражают комплексную природу данного феномена. Мы же, в свою очередь, проанализировав приведенные выше определения, для целей настоящей работы будем придерживаться следующего понимания здоровья: здоровье - структурное, функциональное и эмоциональное состояние, совместимое с эффективной жизнью как индивида, так и члена общества.
Факторы, влияющие на здоровье ребенка
На здоровье любого человека, независимо от его возраста влияют самые различные факторы, которые можно объединить в несколько категорий:
- государственная политика;
- социальные факторы;
- уровень развития медицины и доступность медицинского обслуживания в государстве;
- индивидуальное поведение;
- генетика и наследственность.
Совокупность частных факторов из вышеперечисленных групп и определяет индивидуальное и популяционное здоровье. Как видно, значительная часть этих факторов выходит за рамки сектора здравоохранения: такие сферы как образование, жилищное строительство, транспорт, сельское хозяйство и окружающая среда, могут оказывать на здоровье индивида не меньшее влияние. быть важными союзниками в улучшении здоровья населения.
Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных нами групп факторов.
Государственная политика.
Политика государства на всех уровнях власти (местном, региональном и федеральном), независимо от отрасли экономики, прямо или косвенно влияет на благосостояние общества, определяет глобальные тенденции и перспективы его развития, а, следовательно, отражается и на индивидуальном здоровье граждан, в том числе и несовершеннолетних. Например, повышение налогов на продажу табака может улучшить здоровье населения за счет сокращения числа людей, употребляющих табачные изделия.
Некоторые политические решения воздействуют на целые группы населения в течение длительных периодов времени, одновременно способствуя изменению индивидуального поведения. Например, ужесточение законодательства о безопасности дорожного движения привело к повышению стандартов безопасности, включая обязательное применение автокресел при перевозке детей до 12 лет, что, в свою очередь, снизило уровень травматизма и смертности данной категории пассажиров в результате дорожно-транспортных происшествий [1].
Социальные факторы.
В последнее десятилетие именно этой группе факторов уделяется особое внимание при исследовании проблем детского здоровья.
Социальные факторы отражают социальные и физические условия окружающей среды, в которой рождается, живет, учится, играет конкретный ребенок. Эти факторы влияют на широкий спектр показателей здоровья, функционирования и качества жизни.
В качестве примеров социальных условий, влияющих на здоровье всех членов семьи, как взрослых, так и детей, можно привести:
- наличие у семьи ресурсов для удовлетворения повседневных потребностей, таких как: возможность получения образования, трудоустройство родителей, их доход, доступность качественных продуктов питания и воды и пр.;
- социальные нормы и установки, например, дискриминация семьи по любому основанию (национальность, вероисповедание и пр.);
- уровень преступности в регионе проживания и вероятность социальных беспорядков;
- социальная поддержка и социальные взаимодействия семьи;
- воздействие средств массовой информации и новых технологий, таких как Интернет или мобильные телефоны;
- социально-экономические условия, например, бедность;
- транспортная доступность места проживания / образовательной организации / места работы и т.д.
К физическим условиям можно отнести:
- природную среду, в частности, климатические условия или уровень озеленения;
- построенная окружающая среда, такая как здания или транспорт (экологичность строительных материалов и качество постройки зданий, уровень выхлопных газов и т.д.);
- воздействие токсичных веществ и других физических опасностей;
- физические барьеры, особенно для людей с ограниченными возможностями и т.д.
Неблагоприятные последствия для здоровья часто усугубляются взаимодействием между индивидами и их социальным и физическим окружением.
Например, миллионы людей в России в населенных пунктах с нездоровым уровнем озона или других загрязнителей воздуха, вследствие чего растет количество случаев астматических проявлений как у взрослых, так и у детей.
Уровень развития медицины и доступность медицинского обслуживания в государстве.
Отсутствие доступа или ограниченный доступ к медицинским услугам в значительной степени влияет на состояние здоровья человека. Например, когда люди не имеют определенных финансовых возможностей, они менее склонны заниматься тщательным обследованием организма в случае недомогания и более склонны откладывать лечение.
Помимо ограничения финансов, барьером при доступе ребенка к необходимым медицинским услугам может выступить: отсутствие в населенном пункте необходимых специалистов, удаленность населенного пункта от крупного города, отсутствие свободных мест в стационаре, ограниченные возможности здоровья родителей и т.д. Перечисленные барьеры приводят к возникновению неудовлетворенных потребностей в области профилактического врачебного надзора за ребенком, усугублении хронических заболеваний, применению родителями самолечения в отношении ребенка и пр., что, несомненно, может привести к самым серьезным последствиям и значительному ухудшению здоровья несовершеннолетнего пациента.
Индивидуальное поведение.
Говоря об индивидуальном поведении в отношении ребенка, скорее стоит подразумевать поведение и привычки, принятые его родителями.
Например, наличие вредных привычек у родителей, таких как курение или алкоголизм, в значительной степени влияет и на здоровье ребенка, причем не только на физиологического, но и на психическое.
На сегодняшний день многие мероприятия в области общественного здравоохранения направлены на изменение индивидуального поведения граждан, например, повышение привлекательности физической культуры и спорта. Позитивные изменения в индивидуальном поведении могут снизить уровень хронических заболеваний в целом по стране.
Примеры индивидуальных поведенческих факторов, определяющих здоровье ребенка, могут служить:
- физическая активность;
- рацион питания (диеты, склонность к «неправильному» питанию);
- соблюдение правил гигиены (в частности, мытье рук перед едой, ежедневная чистка зубов и т.д.);
- вредные привычки родителей и других членов семьи.
5. Генетические и биологические факторы
Некоторые биологические и генетические факторы влияют на определенные популяции в большей степени, чем другие. Например, дети первого года жизни биологически склонны к более слабому здоровью, чем подростки, из-за особенностей иммунитета в данном возрасте.
Серповидноклеточная анемия - распространенный пример генетической детерминанты здоровья. Это наследственная гемоглобинопатия, связанная с таким нарушением строения белка гемоглобина, при котором он приобретает особое кристаллическое строение. Этот ген наиболее распространен у людей с предками из стран Западной Африки, Средиземноморья, южной или Центральной Америки, Карибских островов, Индии и Саудовской Аравии.
Другими примерами биологических и генетических факторов здоровья ребенка могут выступить: пол ребенка, ВИЧ-статус, наследственные заболевания и пр.
Таким образом, на здоровье ребенка влияет целый ряд самых различных факторов, большая часть из которых не подлежит изменению со стороны законных представителей несовершеннолетних. Тем не менее, есть целая группа факторов, отрицательное воздействие которых можно свести к минимуму при должном усилии со стороны родителей, образовательных и медицинских организаций. Речь идет об индивидуальном поведении ребенка в отношении собственного здоровья.
Формирование здорового образа жизни у учащихся
В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. От первого к выпускному классу здоровье школьников значительно ухудшается. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Профилактическая работа по формированию основ здорового образа жизни в условиях образовательной организации может включать в себя несколько направлений.
Первое направление - обучение школьников знаниям и практическим навыкам обеспечения здорового образа жизни (ЗОЖ):
1) может осуществляться через преподавание специальной дисциплины или элективных курсов, занятия которых построены нетрадиционно, с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (психотренинг, релаксация, ситуационные задачи, дневники самонаблюдений, обучение массажу);
2) через включение здоровьесберегающих технологий в преподавание частных дисциплин: наиболее приемлемо для массовой школы использование на уроках компонентов ортобиотики (ключевые понятия, приемы личного ортобиоза, экспресс-тесты для выявления уровня здоровья, компакт-советы), позволяющих обучать школьников простейшим способам самодиагностики здоровья и его сохранения в течение жизни.
Второе направление - развитие личностного интереса школьников к своему здоровью и создание стойкой мотивации на здоровый образ жизни как исходной предпосылки формирования культуры здоровья:
1) проведение социологических опросов на выявление отношения школьников к своему здоровью, выпуск стенных газет на актуальные темы;
2) широкий круг мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню здоровья детей (7 апреля): конкурсы плакатов в защиту здорового образа жизни среди учащихся 6-7 классов; командные игры для 8-9 классов; среди старшеклассников - конкурсы на знание пословиц и поговорок о здоровье с целью закрепления основных понятий, представлений, знаний по проблематике здорового образа жизни.
Третье направление - создание системы сохранения здоровья детей в образовательном учреждении и организация работы учительского коллектива и родителей школьников для обеспечения здоровья учащихся.
В решении данной задачи может помочь организация мониторинга здоровья подростков, сопровождающаяся сравнением показателей их здоровья в начале и конце учебного года.
Мониторинг позволяет отслеживать динамику антропометрических показателей, развития физических качеств и уровня здоровья учащихся благодаря совместной деятельности школьного врача, социального педагога, психолога, учителя физической культуры. Итогом скрининг-контроля должно стать не только получение достоверных данных о динамике функционального состояния школьников на основе комплексных психофизиологических обследований, но и создание в школе полноценной здоровьесберегающей среды.
Кроме того, целесообразно проведение родительских семинаров по созданию мотивации родителей учащихся на здоровый образ жизни.
В работе с родителями школа должна учитывать следующее:
- родителям нужна информация о здоровом образе жизни;
- они должны быть в курсе того, что преподается детям на уроках биологии или основ безопасности жизни;
- следует поощрять откровенность в общении между детьми и родителями и готовность последних отвечать на вопросы детей, касающиеся здоровья;
- может понадобиться убеждение родителей в необходимости предоставлять детям большую самостоятельность в этих вопросах.
Целью семинаров может стать формирование прочной мотивации родителей на здоровый образ жизни, а в качестве тем для семинаров: «Факторы риска здоровья школьников», «Роль родителей в здоровом образе жизни детей», «Оздоровительная работа со школьниками в современных лагерях отдыха» и другие.
Привлечение родителей к работе по формированию культуры здоровья важно еще и потому, что формирование навыков здорового образа жизни должно носить системный характер, только тогда усилия заинтересованных в сохранении детского здоровья сторон будут максимально эффективными.
В этих же целях можно обязать школьников вести дневник здоровья, который является одним из способов совместной работы детей и родителей, и направлен на изучение ребенком себя и окружающего мира. Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем активную жизненную роль, особенно, если взрослые подтолкнут его к этой мысли. В целом, грамотное заполнение дневника учит детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Перечисленные формы работы по формированию ЗОЖ могут быть дополнены и другими: встречами с медицинскими работниками, неделями и днями здоровья в школе, классными часами соответствующей тематики, просмотром и обсуждением видеофильмов, туристическими походами.
Но прежде всего, в основе любого из используемых направлений и методов должна быть заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в качестве основополагающего компонента личности. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только будет способствовать сохранению здоровья учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обусловит успешность обучения.
Заключение
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
На здоровье человека влияют многие факторы: внешняя среда, деятельность системы здравоохранения. Но самый существенный фактор, влияющий на здоровье человека – его индивидуальное поведение или образ жизни.
Современного ребенка окружают условия, в которых он нередко испытывает стресс, информационное и эмоциональное перенапряжение, влияние экологически неблагоприятных факторов. Воспитание здорового образа жизни среди учеников — одна из задач школы наряду с интеллектуальным и культурным развитием. Только привитые с детства знания культуры здоровья помогут сформировать здорового взрослого человека и само общество.
Здоровый образ жизни школьника — залог крепкого здоровья, хорошего самочувствия, правильного физического и умственного развития каждого ребенка, подростка.
Список использованных источников
Гучко В.Г. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в России: проблемы и пути решения // Академическая мысль. – 2019. - № 1 (6). – С. 59-61.
Дорофей Ю.О. Здоровье человека как социально-культурный феномен // Научный вестник Крыма. – 2018. - № 6 (17). – С.10-14.
Евстропов В.М., Старченко С. В., Климов А. С. Факторы, влияющие на здоровье человека // Молодой исследователь Дона. – 2019.- №3(18). - С. 138-141.
Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка риска для здоровья подростков в зависимости от факторов окружающей среды и образа жизни // Казанский медицинский журнал. – 2016. - № 5. – С. 771 - 777.
Залетов А.Б. О понятии «Здоровье» и количественных отношениях в психологии и охране здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-zdorovie-i-kolichestvennyh-otnosheniyah-v-psihologii-i-ohrane-zdorovya (дата обращения: 20.09.2020).
Игнатова Ф. В., Симонова Г. И. Формирование отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95543.htm (дата обращения: 20.09.2020).
Казакова Е.Н. Просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями по здоровому образу жизни // NSPORTAL.RU. – 2013. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/01/12/prosvetitelskaya-rabota-s-pedagogami (дата обращения: 20.09.2020).
Косинов М. Здоровье как педагогическая проблема // ОмГПУ. – 2017. URL: http://www.rusnauka.com/pdf/238561.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
Мавропуло О.С. Культура нездоровья в российском обществе: ценностные детерминанты и поведенческие практики // Гуманитарий Юга России. – 2017. - №3 – С. 165-173.
Маджуга А.Г., Синицина И.А., Уварова Л. Н. Здоровье человека как многомерный феномен: фрактальный подход // Здоровье и образование в XXI веке. - 2015. - №4. - С.292-298.
Новикова Г.П. Здоровый образ жизни как фактор сохранения психического, физического и социального здоровья личности в современном обществе // Человек: преступление и наказание. – 2017. - № 4. – С. 677-680.
Пономарева Т.А. Особенности формирования ценностных ориентаций населения на здоровый образ жизни // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. - № 1. – С. 82-90.
Романова Е. В. Современные интерпретации феномена здоровья: аналитический обзор // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 2(5). - С. 3-48.
Ушакова Е. В., Наливайко Н. В., Воронцов П. Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – № 1 (4). – С. 18-29.
Филатова А.Ф. Здоровье и благополучие: уровни, «элементы», критерии, диагностика // ОмГУ. - 2017. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-i-blagopoluchie-urovni-elementy-kriterii-diagnostika (дата обращения: 20.09.2020).
Чайка Л.Н. Здоровьесбережение детей как проблема российского общества // Учёные записки ЗабГУ. - 2016. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberezhenie-detey-kak-problema-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 20.09.2020).
Чеснокова М.Г. Понятие здоровья в контексте ключевых категорий культурно-деятельностного подхода // Вестник Московского университета. - 2015. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zdorovya-v-kontekste-klyuchevyh-kate-goriy-kulturno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 20.09.2020).
Fallon С.K., Karlawish J. (2019) It’s time to change the definition of ‘health’. STAT. Available at: https://www.statnews.com/2019/07/17/change-definition-health/ (accessed 20 September 2020).
Card A.J. (2017) Moving beyond the WHO definition of health: a new perspective for an aging World and the emerging era of value-based care. World Med Health – Pol. 9 (1), pp. 127-137.
McCartney G., Popham F., McMaster R., Cumbers A. (2019). Defining health and health inequalities. Public health, 172, 22–30. Available at: https://doi.org/10.1016/j.puhe.2019.03 (accessed 20 September 2020).
Leonardi F. (2018). The Definition of Health: Towards New Perspectives. International journal of health services: planning, administration, evaluation, 48(4), 735–748. Available at: https://doi.org/10.1177/0020731418782653 (accessed 20 September 2020).
10