СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здравствуй, матушка – зима!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Познакомить учащихся с рассказом Г. Скребицкого «В зимнюю стужу»
  • Развивать умение бегло читать , делить текст на части , находить главную мысль , подробно пересказывать прочитанное.

Просмотр содержимого документа
«Здравствуй, матушка – зима!»»





План открытого урока по литературному чтению в 3 классе.

Лексическая тема «Здравствуй, матушка – зима!»

Материал для чтения «В зимнюю стужу»

Цели.

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с рассказом Г. Скребицкого «В зимнюю стужу»

  • Развивать умение бегло читать , делить текст на части , находить главную мысль , подробно пересказывать прочитанное.

Развивающие:

      • Развивать речь, орфографическую зоркость, память.

      • Развивать учебно-организационные навыки ( ставить перед собой цели,

      • разбивать их на задачи, намечать пути реализации, анализировать

      • свою деятельность.

      • Развивать мыслительные операции (анализ, группировка по признакам)



Воспитывающие:

  • Поддерживать интерес к русскому языку.

  • Воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь.

  • Развивать умение работать в коллективе (в группах), согласуя свои действия и мнения.

  • Прививать любовь к родной природе.

Оборудование:

  • Картинки про зиму.

  • Магнитная доска.

  • Учебник.

  • Дидактический материал.



Ход урока.

1.Организация начала урока.

-Сейчас у нас урок литературного чтения. Проведём речевую разминку.

- Прочитайте , пожалуйста , стихотворения великих русских поэтов о зиме.

( домашняя работа)

Дети читают стихотворения о зиме.


2. Актуализация опорных знаний . Постановка целей урока.

- Назовите зимние месяцы ( декабрь , январь , февраль )

-Какое время года предшествует зиме ? Назовите его последний месяц. (осень, ноябрь).

- Какое время наступает после зимы? Назовите его первый месяц. ( весна , март)

- Какую одежду люди носят зимой, почему ? ( Шубы , пуховики, пальто , тёплые куртки , шапки , варежки, перчатки , комбинезоны. Люди носят одежду , которая может защитить от ветра , снега и холода )

-Какую обувь носят люди зимой и почему? ( утеплённые сапоги , валенки , унты ,утеплённые ботинки ) . Зимняя обувь защищает ноги человека от холода )

-Какие краски природе дарит зима ? ( белые , голубые , сиреневые ,серебристые)

- За что декабрю в народе дали имена «студень» и «хмурень»? ( студень или студный - из-за зимней стужи и морозов . Хмурень – из-за хмурого неба

-Назовите зимние виды спорта ( хоккей , биатлон , лыжные гонки , фигурное катание, слалом , сноубординг, конькобежный спорт ).

3 . А теперь, отдохнём. Физминутка:

                      Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

. Прыг – скок, прыг – скок,

Завертелась как волчок

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень

Тири – тири , тень-тень-тень


4.Работа по теме урока . Сегодня будем читать рассказ Г. Скребицкого «В зимнюю стужу».

  • Работа над правильным произношением слов:[фс'о] всё замёрзло , [шыш]

шишками, [услышыш] услышишь, царапали лицо ,[п] карабкался,[вспархнула ], вспорхнула , трещали деревья [в'й'а].

  • Словарная работа :

Клёст- кээрген

Тусклый- неяркий , слабый , невыразительный , безжизненный.

Спускаться – куду бадар

Спуститься – куду дужер

Наклониться – согаяр , ийленир

Закоченевший – кожуй берген

Угрюмый лес – мунгаранчыг арга

Посмеиваться – каттыргылаар

Копошились – медленно шевелились

Распушившись – пушистый

Убедиться – поверить во что- нибудь

Карабкался – поднимался

Лютый холод – злой , беспощадный холод


5. Чтение рассказа в « Зимнюю стужу» учителем.

Г.М. Селиверстова , Ф. Т. Манзанова «Литературное чтение» , 4 класс (часть первая)Стр 85 – 88.

  • Чтение с остановками:

1 этап – «Вызов»:

У : Оставим название рассказа как есть , или у кого – то по этому вопросу есть предложение ?

Д : Я бы назвал рассказ «В зимний холод» , «Птенцы клестов» , « Гнездо на ели» …

2 этап - « Осмысление»:

Ученики читают текст по частям . После чтения фрагмента начинают рассказывать о прочитанном:

  1. Зимнее солнце …

  2. Спит лес…

  3. Лесная поляна …

  4. Не слышно пения птиц …

  5. Целая стайка птиц пронеслась над поляной …

  6. Клесты облепили вершины елей …

  7. Один подлетел к старой ели и скрылся …

  8. Вспомнил одну замечательную особенность из жизни клестов …

  9. Голые птенцы…

  10. Каким стал угрюмый лес …

Сценка «Чиж и клест»

- Ты клест чего визжишь? Обидели тебя, что ли ?

- Да нет , чижик , это я радуюсь !

- Нашёл время радоваться.

- Как раз самое время , как раз ! У меня в гнезде птенчики вывелись ,- до чего милы , до чего хороши :

- В такой – то мороз ? Да они живыми не останутся !

- Ещё как будут жить – поживать ! Я им еловых семечек таскаю , а мать – клестиха греет их вроде печечки . И тепло им , и сытно , и от моей песенки весело !


- Почему же радовался клест ?

- Почему у клеста птенцы выводятся зимой ?


Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны . У этих растений семена созревают к зиме . Значит , и корма больше всего для клестов бывает в этовремя года. Кругом снег и лютый мороз , а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна , потому что они всегда сыты.


11.Зачем он полез на сосну ? …

12. Почему автор замер от изумления ?...

13 . Что он сделал , чтобы не тревожить эту удивительную семью ?...



6. 3 этап . Стадия рефлексии.



      1. Синквейн



Учитель:Заканчивая разговор о зимнем лесе , о жизни клестов в зимнем лесу я предлагаю вам написать об этом синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка -новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).











Пример синквейна:

Лес

Зимний , заснеженный

Изучает, открывает, сообщает.

Лес – это жилище клестов.

Дом.



На сегодняшнем уроке я узнал…

Сегодня я сумел (а) …

 7. Подведение итогов урока:

    • Что вам понравилось на уроке?

    • С какими трудностями вы столкнулись?

  • Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

Выставление оценок.














7