«Экономическая политика и земельно-водная реформа»
План:
Туркестан в начале 20-х годов.
Земельно-водная реформа и ее сущность и последствия
Колониальная направленность индустриальной политики Узбекистане.
Опорные понятия новой темы:
Политика "военного коммунизма", Н.Туракулов, К.Атабаев, И.Хидиралиев, земельно-водные реформы 1921-1922 и 1925-1929 гг., "Кошчи" (Пахарь), "Декларацию об образовании Узбекской Советской Социалистической Республики", Файзулла Ходжаев, Юлдаш Ахунбабаев, коллективизация.
Организационный момент
Вводная часть
Фронтальный опрос учащихся производится по следующим вопросам:
Какой была общественно-политическая обстановка в Туркестане накануне октябрьского переворота?
В чем заключались противоречия между советами и Туркестанской Автономией?
Почему была разгромлена Туркестанская автономия и каковы исторические последствия ее разгрома?
Как восприняли органы советской власти вооруженное движение "Истиклолчилар харакати" в Туркестане?
Каковы причины быстрого роста этого движения в Ферганской долине?
Почему стало возможным установление военной диктатуры большевиков в Ферганской долине?
Каковы предпосылки возникновения и развития движений за реформирование общества в Хиве и Бухаре?
Каковы последствия взаимодействия большевиков России и оппозиционных сил Хивы и Бухары?
Как складывались взаимоотношения между советами и официальной властью Бухары и Хивы?
Как была свергнута власть в Хиве?
Как была свергнута власть эмира в Бухаре?
Какие последствия имела монокультура хлопка?
В чем выражался колониальный характер развития промышленности Туркестана?
Назовите положительные факторы развития науки и литературы колониального периода.
Какие требования ставили перед властями народные восстания?
III. Объяснение новой темы
«Экономическая политика и земельно-водная реформа»
К началу 20-х годов коммунистическая партия установила свою монополию, контролируя формирование хозяйственных органов, профсоюзов, союзов молодёжи, женских и других общественных организаций, носивших классовый, политизированный характер. Введённая ею система "военного коммунизма" заложила основы будущего тоталитаризма. Край, в целом, оказался в полосе углублявшегося кризиса. Его главными причинами явились проводившиеся властью национализация промышленности, экспроприация частной собственности, централизация экономики. Неразбериха, связанная с этими мероприятиями, усугублялась введением продразвёрстки и монополии государства на торговлю хлопком. Резкий протест населения вызвало закрытие базаров, запрещение торговли и бесконечные трудовые повинности. Гонения на религиозных деятелей, запрещение судов казиев, ликвидация вакфов, закрытие мечетей, медресе, классических школ вызывало недовольство не только у местного населения, но и ряда местных руководителей.
Раскол в среднеазиатском обществе усугублялся резким ухудшением экономического положения. Усиливался голод, увеличивалась армия безработных, в том числе в кишлаке.
К весне 1921г. стала очевидной необходимость решительных изменений в экономических отношениях в стране. Начало этому положило решение о замене продразвёрстки продовольственным налогом. Сложилась система принципов, известная как новая экономическая политика. Основное содержание нэпа заключалось в отказе от военно-коммунистических методов, предоставлении свободы производителю, прежде всего крестьянину. Нэп создавал условия, позволявшие дехканину, после внесения установленного продналога, свободно распоряжаться остающейся частью урожая, продавать ее на рынке. Важнейшие отрасли экономики, переведенные на хозрасчет и самоокупаемость, оставались в ведении государства. Разрешалось создание акционерных обществ на частном капитале, наем рабочей силы и т.д.
Однако государственная монополия на хлопок-сырец сохранялась до начала 1923 г., а источники финансирования ирригации не были определены, здесь продолжалось применение водной - повинности - метода, не имевшего прямого материального стимулирования. Поэтому кризис в хлопководстве продолжался еще около 2-х лет.
В защиту интересов дехканства, особенно хлопкоробов, выступали руководящие работники из коренного населения: Н.Туракулов, К.Атабаев и, прежде всего, И.Хидиралиев, назначенный на пост наркома земледелия ТАССР. Он занимал принципиальную позицию при отстаивании экономических интересов дехкан-хлопкоробов, был сторонником умеренно-постепенного расширения хлопководства в Средней Азии и Узбекистане.
К концу 1922 г. был разрешен вопрос о переброске в Туркестан хлеба, а в начале 1923 г. отменена государственная монополия на хлопок. Хлопковые посевы освобождались от налога, были повышены закупочные цены на хлопок-сырец. На восстановление ирригации центром стали отпускаться средства. Валовой сбор хлопка в Узбекистане с 39 тыс. тонн в 1922 г. вырос до 209 тыс. тонн в 1924 г., составив основу восстановления текстильной промышленности России.
К началу нэпа еще не был урегулирован земельно-водный вопрос в Туркестане. Он решался в процессе осуществления двух земельно-водных реформ 1921-1922 и 1925-1929 гг. Первая реформа началась весной 1921 г. Ее целью было уравнение в правах на землю и воду коренного и русского земледельческого населения Туркестана, поселившегося здесь в результате колониальной политики царизма и столыпинских аграрных преобразований и получившего лучшие земли, в ущерб прав местного населения. Земельно-водная реформа 1921-1922 г. осуществлялась путем привычных установок: отнять и поделить. Причем отсутствовали точные критерии в причислении того или иного собственника к категории "сельского эксплуататора". Метод административного давления, которым она проводилась, способствовал не только классовому, но и национальному размежеванию сельского населения.
В фонд землеустройства, кроме земель переселенцев, переходили также монастырские, церковные, вакуфные земли так называемых "нетрудовых хозяйств" и поместья офицеров белой армии.
Основным районом проведения реформы была Семиреченская область. Реформа проводилась также в некоторых районах Сырдарьинской и Ферганской областей, а также в Мервском уезде Туркменской области.
Результаты земельной реформы 1921-1922 гг. неоднозначны. С одной стороны, в какой-то мере стал разрешаться земельный вопрос, удалось уравнять в правах на землю и воду пришлое и коренное население. Малоземельные и безземельные дехкане получили долгожданные наделы, что в определенной степени укрепляло авторитет советской власти среди беднейшего населения. И в то же время обострила обстановку в кишлаке, в котором наметилось ожесточенное классовое противостояние, истребление крепких, умелых хозяев, отличавшихся лишь большим достатком.
Для создания соответствующей обстановки была развернута пропагандистская работа. Особенное внимание было уделено созданию специализированной классовой организации дехканства, получившей название - "Кошчи" (Пахарь), основной задачей, которой было усиление влияния на дехкан.
Территория нынешнего Узбекистана в 20-е годы входила в состав самостоятельных республик: ТАССР, Бухарской и Хорезмской республик. Еще в начале 1920 г. центром был поставлен вопрос о расчленении Туркестанской АССР и образовании автономных республик по национально-языковому признаку. Однако, "перекройка" административно-территориальной карты Туркестана отодвигалась по целому ряду причин: нарастание недовольства в крае политикой и преобразованиями большевиков; усиливающийся размах движения за независимость; резонанс борьбы вокруг национального вопроса в Закавказье и др.
Инициаторы этой идеи обосновывали необходимость преобразования национальных республик существовавшим неравенством в развитии коренных народов, нарастанием национальных конфликтов. Они провозглашали выходом из этой ситуации разъединение народов региона на основе образования государственности туркмен, киргизов и др. Акцентируя внимание на языковых, национальных различиях, сторонники перекройки территорий и размежевания в меньшей мере учитывали культурные, экономические факторы, наличие общих водных ресурсов, ирригационных систем. В целом, приоритетными считались политические моменты. Национальный вопрос был искусственно раздут и использован как решающий аргумент за радикальные государственно-территориальные преобразования. Принцип "разделяй и властвуй" воплощался в жизнь.
12 мая 1924 г. в центре был рассмотрен вопрос о размежевании в Средней Азии и принято решение о его проведении. Началась практическая работа. Комиссии разрабатывали вопросы о территориях и границах будущих образований, создавался аппарат управления, решались вопросы экономики, бюджета, организации просвещения, здравоохранения и др.
В феврале 1925г. в Бухаре I Всеузбекский съезд советов, принял "Декларацию об образовании Узбекской Советской Социалистической Республики" и сформировал высшие органы власти. Председателем Центрального исполнительного комитета республики был избран дехканин из Ферганской долины, деятель союза "Кошчи" Юлдаш Ахунбабаев. Правительство Узбекистана возглавил Файзулла Ходжаев. Столицей был назван Самарканд. Узбекская ССР была включена в состав бывшего СССР (создан в 1922 г.).
Национально-государственное размежевание было проведено без должного учета исторических особенностей развития края. В итоге карта региона изменилась. Созданные "суверенные союзные" Туркменская и Узбекская республики и автономные области стали, по сути дела, частями унитарного государства. Все главные вопросы, определяющие судьбу Узбекистана, решались в Центре. Однако нельзя не отметить, что это событие стало одним из рубежей в истории Узбекистана.
В развитии узбекского села к середине 20-х гг. наметились некоторые успехи. С переходом к нэпу дехканин вздохнул свободнее. Замена продразверстки продналогом позволила ему продавать излишки продуктов, а также расширять посевы хлопчатника и других культур, в результате чего возросло товарное обеспечение дехкан, несколько повысился их жизненный уровень.
Однако аграрный вопрос все еще стоял остро. Большинство узбекских кишлаков оставались малоземельными или безземельными. В 1925 г. почти 10% хозяйств республики не имели посевов. Средний размер дехканского надела колебался от двух до трех десятин. Но и эти наделы дробились на мелкие участки.
Новой попыткой его решения стала вторая земельно-водная реформа 1925-1929 г. Первоначально с 1925 г. земельно-водная реформа проводилась в наиболее развитых областях: Ферганской, Самаркандской, Ташкентской, затем в 1927 г. - в Зарафшанской, и в 1928-1929 it. - в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Хорезмской областях. В результате ее в Узбекистане было полностью ликвидировано около 1,5 тысяч хозяйств крупных землевладельцев, торговцев и духовенства. В фонд государства было передано более 207 тыс. десятин орошаемой земли. И лишь 10% мелких хозяйств получили землю, сельскохозяйственный инвентарь, рабочий скот. Водоемы, каналы полностью стали собственностью государства. Кроме того, методы осуществления реформы не соответствовали потребностям цивилизованного развития. Земельно-водная реформа привела и к обострению противостояния в кишлаке.
Дехканин, фактически, земли так и не получил. Государство заставило его передать свои наделы в колхозы. Уже в период земельно-водной реформы было организовано 522 колхоза. В середине 20-х годов было начато осуществление индустриализации, с целью поднятия экономического, технического и военного потенциала режима, приближения к уровню передовых индустриальных стран мира. Осуществление этого курса требовало значительных материальных затрат. Средства было решено, в основном, получить от крестьянства. Условия нэпа, дающие некоторую свободу производителю, мешали этому. Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 года стал толчком к кардинальному повороту в политике и форсированному свертыванию нэпа. Нэп с его установкой на хозрасчет, материальные стимулы, рассчитанные на подъем инициативы и предприимчивость производителей, заменялся административно-командной системой управления с предельной централизацией планирования и жесткой регламентацией всех управленческих функций.
Государственный сектор становился монополистом в промышленности и торговле. В крупной промышленности основным методом обобществления являлось создание государственных предприятий на базе национализированных средств производства. В мелкой промышленности, представленной, в основном, кустарными предприятиями с незначительным использованием наемного труда, процесс обобществления шел через кооперирование и вовлечение мелкотоварного производителя в государственную промышленность. В результате политики индустриализации и кооперирования кустарей частный сектор в промышленности был почти полностью ликвидирован.
Экономика Узбекистана носила аграрный характер. Продолжая колонизационную политику Российской империи, центр отводил Узбекистану статус сырьевой базы государства. Была разработана хлопковая программа, призванная обеспечить весь союз своим хлопком. Увеличивались посевы под хлопчатник за счет зерновых, бахчевых культур, садов и виноградников. Республика попадала в зерновую зависимость.
Предусматривалось первоочередное развитие отраслей обслуживающих сельскохозяйственный комплекс. Ставились задачи создания сельскохозяйственного машиностроения, осуществления ирригационного строительства, производства удобрений, промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции, а также добывающей промышленности. Для их решения создавался энергетический комплекс.
В 20-30-е годы был введен в эксплуатацию ряд новых промышленных предприятий (около 500), обеспечивающих решение этих задач. Однако Узбекистан продолжал существенно отставать от развитых регионов страны в производстве промышленной продукции на душу населения. При больших объемах добывающих отраслей доля обрабатывающих и машиностроительных отраслей в структуре экономики оказалась в несколько раз ниже общесоюзного уровня.
С осени 1929 г. в бывшем СССР начала насильственно осуществляться сплошная коллективизация. В Узбекистане было установлено 17 районов сплошной коллективизации, вопреки воле основной массы дехканства.
Процесс проведения коллективизации повсеместно сопровождался грубейшими нарушениями законности. Случалось, что инструкторы по коллективизации на собраниях в кишлаках угрожали не вступившим в колхозы лишить их воды, дать худшие земли, снять со снабжения промтоварами, обложить увеличенным налогом и даже выселить за пределы кишлака, области, Узбекистана, в результате такого насилия коллективизация в ряде районов была завершена в течение нескольких недель. Колхозник становился бесправным человеком, своего рода "крепостным", он был, фактически, лишен не только собственности, но и становился полностью зависим от государства (колхозники в тот период не имели даже паспортов).
Проведение коллективизации сопровождалось раскулачиванием, т.е. насильственной конфискацией у крепких хозяйств, отнесенных к кулакам, имущества и построек. Раскулачивание, развернувшись в Узбекистане с февраля 1930 г., сопровождалось грубейшими нарушениями прав человека. Основанием для определения кулацких хозяйств послужили списки зажиточных дехкан, индивидуально облагавшихся сельхозналогом. Эти списки составлялись финансовыми органами и нередко расширялись за счет середняков и бедняков. В результате только в 1930 г. в Узбекистане было ликвидировано 2648 так называемых кулацко-байских хозяйств. Все это вызывало неуверенность и тревогу у дехкан. Значительное число раскулаченных лиц были переселены за пределы Узбекистана, главным образом, в Сибирь и на Украину. Многие были подвергнуты репрессиям, направлены в лагеря. Некоторые бежали, бросив свои хозяйства на произвол судьбы, забивали и продавали скот. Поголовье крупного рогатого скота по Узбекистану в 1930 г. уменьшилось более чем на 60 тысяч.
Проведенные мероприятия обострили политическую обстановку в республике. Нарастало недовольство дехкан, которое в ряде районов вылилось в массовые выступления. 25 февраля 1930 г. выступления протеста начались в ряде районов Ферганского округа. Затем перекинулись на районы Андижанского и некоторые районы Бухарского, Ташкентского, Хорезмского и Самаркандского округов.
Центр, опасаясь, что ситуация может выйти из-под контроля, предпринял ряд лицемерных шагов, направленных на снижение напряженности. Была проведена компания осуждения перегибов, причем вся ответственность за них перекладывалась на местных руководителей. Однако это не означало смену политической линии, а было лишь призвано снять напряженность. Коллективизацию продолжали осуществлять.
Официально коллективизация сельского хозяйства в Узбекистане была завершена в 1932 г. К этому времени общественный сектор объединил около 75% дехканских хозяйств. В колхозах отсутствовала правильная организация труда, не было условий для ведения крупного животноводческого хозяйства, снижены стимулы и заинтересованность в результатах труда. Все это привело к снижению урожайности и объемов производства сельскохозяйственной продукции. Кроме того, 1932 год был неурожайным в зерновых районах России и Украины. В результате разразился страшный голод, унесший миллионы жизни. Однако процесс насильственной коллективизации продолжался и к 1939 г. в общественный сектор было включено уже 99,5% дехканских хозяйств Узбекистана. Крупное общественное производство стало практически единственной формой организации сельского хозяйства.
Таким образом, силовое насаждение коммунистического аграрного строя серьезно подорвало сельское хозяйство Узбекистана. Вследствие губительных большевистских экспериментов оказались разрушены экономические связи между городом и селом, упала урожайность, снизилось поголовье скота, форсированно шел процесс развития монокультуры хлопка.
В итоге ориентированной на интересы империи индустриализации, губительной для дехканина коллективизации, Узбекистан превратился в крупный сырьевой регион, крупнейшего производителя и поставщика сельскохозяйственного и минерального сырья для промышленных регионов бывшего Союза. Он поставлял хлопковое волокно, шелк-сырец, продукты овощеводства, виноградарства, серу, озокерит, некоторые металлы.
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА
1. Кто является автором следующих слов: «Родина – это место поклонения»?
а) Амир Темур
б) И.А.Каримов
с) А.Авлани
д) А.Фитрат
2. Когда в Ташкенте был образован Совет рабочих и солдатских депутатов?
а) в марте 1917 года
б) в феврале 1917 года
с) в январе 1918 года
д) в сентябре 1919 года
3. Которая из следующих газет издавалась в Самарканде?
а) «Нажот»
б) «Кенгаш»
с) «Турон»
д) «Хуррият»
4. Кому принадлежат следующие слова «Право берется, а не дается»?
а) Мунаввар Кары
б) М.Бехбуди
с) А.Авлани
д) А.Фитрат
5. Когда и где была образована организация «Шурои Исламия»?
а) 1917 году в Бухаре
б) 1918 году в Хиве
с) 1917 году в Ташкенте
д) 1917 году в Коканде
6. В каком городе была организована организация «Мирваж ул Ислом»?
а) в Самарканде
б) в Коканде
с) в Андижане
д) в Ташкенте
7. Журналом какой организации является «Ал Изох» и когда началось его издание?
а) «Шурои Исламия» в мае 1917 года
б) «Шурои Уламо» в июле 1917года
с) «Турон» 25 декабря 1917 года
д) «Клуб Исломия» в марте 1917 года
8. Когда по инициативе «Шурои Исломия» был созван I Общетуркестанский съезд мусульман?
а) 31 июля 1917 года
б) 16 апреля 1917 года
с) 20 сентября 1917 года
д) 2 мая 1917 года
9. В каком государстве был создан парламент «Махкамаи Шариаъ»?
а) Кокандское ханство
б) Бухарский эмират
с) Хивинское ханство
д) Туркестан
10. Когда большевики захватили крепость Топраккала, где находилось временное правительство Туркестанского комитета?
а) 1 ноября 1917года
б) 28 ноября 1917 года
с) 5 декабря 1917 года
д) 9 февраля 1918 года
1. 12-15 ноября 1917 года в Ташкенте был созван III съезд ….
а) туркестанских рабочих, солдатских и дехканских депутатов
б) туркестанких мусульман
с) ташкентских беков, садров и кази
д) ташкентских джадидов
2. Когда и где начал свою деятельность III съезд туркестанских рабочих, солдатских и дехканских депутатов?
а) 12-15 ноября 1917 года в Ташкенте
б) 15-22 ноября 1917 года в Ташкенте
с) 11 декабря 1917 года в Коканде
д) 18 февраля 1918 года в Коканде
3. Кто из перечиленных является председателем совета народных комиссаров?
а) М.Бехбуди
б) С.Герцфельд
с) Ф.Колесов
д) У.Ходжев
4. На каком съезде была образована Туркестанская Автономия?
а) IV съезде туркестанских рабочих, солдатских и дехканских депутатов
б) III съезде туркестанских рабочих, солдатских и дехканских депутатов
с) V съезде туркестанских рабочих, солдатских и дехканских депутатов
д) VI съезде туркестанских рабочих, солдатских и дехканских депутатов
5. Покажите неправильный ответ
а) О.Махмудов – министр образования
б) С.Герцфельд – министр финансов
с) М.Чокаев – министр иностранных дел
д) М.Танышбаев – министр иностранных дел
6. Что случилось 13 декабря 1917 года в городе Ташкенте?
а) большевики атаковали мирное население во время митинга
б) I съезд туркестанских рабочих, солдатских и дехканских депутатов
с) джадиды отправили письмо в Петроград, с просьбой признать Туркестанскую автономию.
д) государственный переворот во главе М.Чокаева
7. Когда начальник миршабов младший Эргаш совершил государственный переворот?
а) 18 февраля 1918 года
б) 27 декабря 1917 года
с) 26 ноября 1917 года
д) 1 ноября 1918 года
8. Когда в Москве прошел I Всероссийский съезд мусульман?
а) 1-2 ноября 1917 года
б) 1-2 мая 1917 года
с) 26-28 ноября 1917 года
д) 19-28 февраля 1918 года
9. 20 апреля и 1 мая 1918 года была создана …
а) Туркестанская автономная советская республика
б) ССССР
с) Туркестанкая автономная республика
д) Узбекская ССР
10. Высшим законодательным органом Туркестанской автономной советской республики является …
а) Совет Народных комиссаров
б) Туркестанская компартия
с) Центральный исполнительный комитет
д) Центральный комитет СССР
Для проведения игры в группах группа 9-1-12 Б разделяется на 4 подгруппы и учащимся раздаются карточки со следующими вопросами и заданиями:
Средняя Азия в начале ХХвека
Диаграмма Венны
IV. Закрепление новой темы
Для закрепления новой темы ведется расспрос новой темы, решается диаграмма Венны и на доске создается класстер.
Вопросы для закрепления новой темы
Какие социальные последствия имела земельно-водная реформа?
Каковы последствия коллективизации сельского хозяйства?
Чем были вызваны кризисные явления в аграрном производстве?
Какова сущность административно-командной системы и как она отразилась на экономической политике Узбекистана?
Каковы последствия индустриализации в республике?
В чем заключались противоречия в культурном и духовном строительстве республики в 20-е годы?
Какие последствия имело насильственное внедрение атеизма?