1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Валерьевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. - Прозвенел сейчас звонок Начинается урок! Подравнялись, подтянулись, Сели тихо, улыбнулись. - Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? - Клад - это богатство, деньги, золото. - Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! Слайд 1-2) | - Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок | |
2. Актуализация знаний Беседа Самостоятельная работа | - Сегодня на уроке мы пополним свои знания о нашей стране, о родном крае, которые тесно связаны с темой прошлого урока. - Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Всё верно. Давайте проверим, как вы усвоили прошлый материал. слайд 2 - Вам сейчас предстоит выполнить тест по теме предыдущего урока, в тесте 8 заданий, каждый правильный ответ оценивается в 1б, если 8 заданий, значит 8б-это 100%. Отметка за этот тест будет выставляться, поэтому читаем задания внимательно. Приступаем к выполнению теста, желаю вам успехов! На работу даю вам 5 минут. Тест «Наши подземные богатства» 1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители. 2. К полезным ископаемым относятся... а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина. 3. В строительстве используются... а) торф, железная руда, самоцветы; б) песок, глина, гранит; в) мрамор, каменный уголь, малахит. 4. Металлы получают из... а) каменного угля, янтаря, мела; б) жемчуга, известняка, торфа; в) железной руды, медной руды. 5. При помощи буровых установок добывают... а) нефть, природный газ; б) калийную соль, алмазы; в) мрамор, гранит. 6. В шахтах добывают... а) известняк, ракушечник, гранит; б) каменный уголь, антрацит, железную руду; в) поваренную соль, жемчуг, графит. 7. В карьерах добывают... а) известняк, песок, глину; б) золото, малахит, мрамор; в) нефть, торф, бурый уголь. 8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это... а) алмаз, известняк, графит; б) железная руда, поваренная соль, мел; в) каменный уголь, антрацит, торф. - Всё, закончили, отложили ручки. | - Наши подземные богатства | |
3. Формулирование темы, цели и задачи Планирование | - слайд 3 В названии темы урока «... – кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю и добром плачу. - Ребята, а какие значения имеет слово Земля? Слайд 4 - Нас будет сегодня интересовать Земля в качестве почвы. - Что нам даёт почва? Можно сделать вывод, что Земля нас кормит. - Значит можно сказать, что Земля это наша кормилица, это и будет темой нашего урока. - А какую цель мы поставим перед собой? - Я вам предлагаю работать по плану, а план такой: 1. Типы почв. 2. Почва Иркутской области. 3. Охрана почвы. - А какие задачи мы поставим перед собой? - Нам сегодня предстоит выяснить, почему землю называют кормилицей. | - Земля - Земной шар, суша, почва, поверхность - Что мы на ней выращиваем хлеб, на Земле растут грибы, ягоды собираем - Узнаем, почему землю называют «кормилицей» и какой бывает почва. - Узнать типы почв. Как нужно охранять почву. Какие почвы в нашей области. | |
4. Открытие новых знаний Рассказ учителя | - Вспомните, как называется верхний плодородный слой земли? - Из чего состоит почва? - На доске у нас схема и нам нужно вспомнить, что входит в состав почвы. - Вспомните состав почвы? - А теперь откроем учебники на странице 121-ой, рассмотрите, какие бывают почвы. - Как вы думаете, какая из этих почв наиболее плодородная? А почему? Это ваши предположения. Материал учебника позволит проверить ваши предположения. - Мы прочитаем с вами текст с остановками, т.е будем читать по абзацу и пояснять о чём же там говорится? -Прочитав текст, скажите, какие самые распространённые в нашей стране почвы? - А какие самые плодородные? Молодцы! - А сейчас послушайте рассказ о почве нашей Иркутской области. Сели все правильно, слушаем внимательно, потому что после рассказа я задам вам вопросы. очень интересная и полезная информация для нас, так как я думаю мало кто знает о почве нашей области Рассказ В Иркутской области преобладают подзолистые почвы, имеются чернозёмы и болотистые участки, встречаются солончаковатые и солонцеватые почвы. Для горных районов Иркутской области характерны горно-лесные подзолистые и горно-тундровые почвы. Наиболее разнообразен почвенный покров в таёжных районах южной части Среднесибирского плоскогорья, на котором мы с вами проживаем. Здесь распространены дерново-подзолистые почвы. Самые полезные в сельскохозяйственном отношении почвы располагаются в южной части Иркутской области. Наш город находится именно на юге нашей области. За пределами города вы видели поля, засеянные картофелем, свёклой, морковью для людей, кукурузой, турнепсом для корма животных, донником жёлтым для пчёл и другими культурными растениями. - А сейчас, откроем рабочую тетрадь и посмотрим на задание 2, нам нужно вписать основные сведения о почвах нашего края, итак давайте запишем. Теперь на странице 67-ой посмотрим на номер 3. Прочитаем, что нам нужно сделать? Но прежде чем заполнить пропуски, нам нужно прочитать текст учебника на странице 121- 122-ой. - Чтобы защитить почву на полях, необходимо, что делать? - А зимой, что необходимо проводить? А что это? -Ребята, а скажите, чего же боится почва? -А теперь заполним пропуски… | - Верхний слой земли называют почвой. - Остатки сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Останки сухих насекомых. - Воздух, вода, глина, песок, перегной и минеральные соли Ответы детей. - Подзолистые - Чернозёмные, потому что эта почва богата перегноем и он придаёт такой тёмно-коричневый цвет, а если посмотреть на другие почвы (они светлее), они не очень плодородные. Типы почв Иркутской области - Сажать полезащитные лесные полосы - Снегозадержание - это устройство снежных валов - Ядохимикатов - за 250-300 лет, за 5-6 тысяч лет | |