Приветствие учащихся Прежде чем переходить к изучению нового материала, необходимо повторить изученный материал. Итак, ребята, мы закончили с вами изучение темы «Смутное время»: Хронологический диктант 1598г. – смерть Федова Ивановича, венчание на царство Бориса Годунова. Прекращение династии Рюриковичей. 1598-1605гг. – правление Бориса Годунова. 1605-1606гг. – Лжедмитрий I. 1606-1610гг. – Василий Шуйский. 1606-1607гг. – восстание Ивана Исаевича Болотникова. 1607-1610гг. – Лжедмитрий II. 1610-1613гг. – Правление «Семибоярщины» 22 октября (4 ноября) 1612г. – освобождение Китай-города от поляков. 26 октября (8 ноября) 1612г. –освобождение Московского кремля от поляков. январь 1613г. - Земский собор, избрание Михаила Федоровича Романова. Комментарий учителя: 4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. 20 февраля 1818 года в Москве был открыт памятник руководителям второго народного ополчения — Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. (на Красной площади). 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля. 27 декабря 2004 года в Российской Федерации был учрежден государственный праздник — День народного единства. (День Казанской иконы божьей матери) | Учащиеся выполняют задания на листочках (взаимопроверка), ответ на отметку. (слайд №1, хронологический диктант ) Архитектурные памятники, посвященные Минину и Пожарскому. (слайд № 2, памятники) Слушают, выполняют сформулированную задачу, участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока – «Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти». | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5.Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; осваивать социальные нормы, поведения, роли в группе; формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; |
Переходим к теме урока: «Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти». Открыли тетради, записали число, тему и план урока. | Обучающиеся работают в тетрадях, одновременно слайды на экране. Совместно определяют цель работы. слайд № 3 (тема урока) – записывают в тетрадь слайд № 4 (план урока) – записывают в тетрадь |
Далее на конкретных примерах разберем политическое развитие страны: Земские соборы Боярская дума Приказы Местное управление Задание в тетрадях: даты, основные понятия записываем в тетради | Выступления учащихся по группам. слайд №8 (центральное управление) слайд № 9 Земские соборы слайд №10 заседание земского собора слайд № 11 Земский собор слайд №12 Боярская Дума слайд №13 Боярская Дума слайд № 14 приказы (понятие) слайд № 15 приказная система слайд № 16 местное управление |
Вы послушали выступления групп, а теперь, в продолжении урока, работа с документами стр. 32., стр. 54-55 Законы. Соборное уложение 1649 года. (дополнительная информация) В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение - общерусский свод законов. В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание. В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) - это означало окончательное закрепощение крестьян. | Работа с документами в тетради |
Современники XVII века считают, что в политическом развитие страны при первых Романовых происходит значительно укрепление царской власти. При этом уменьшается роль сословно-представительных органов власти. Как вы думаете почему? Вывод учителя: Таким образом, в течение XVII века усиливается самодержавная власть, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат. Выставлении отметок за работу на уроке Домашнее задание: параграф 6, задания групп | слайд № 17 (понятие самодержавия) Вывод учащихся Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. |