СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление знаний о политическом развитии страны при первых царях династии Романовых

Просмотр содержимого документа
«Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.»

Тема урока: Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.


Цель урока: углубление знаний о политическом развитии страны при первых царях династии Романовых через технологию обучения в сотрудничестве в рамках личностно-деятельностного подхода.

Планируемые результаты:

способствовать:

- углублению знаний учащихся о исторических личностях (Михаиле Федоровиче Романове, Алексее Михайловиче, и Федоре Алексеевиче).

- формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Создать условия для:

- освоения социальной роли учащегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

- стимулирования проектной (исследовательской) деятельности учащихся;

- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям;


Организовать деятельность учащихся по формированию:

- умения устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и заключения на основе анализа фактов, явлений, событий;

- навыка работы с различными источниками информации;

- умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


Содействовать:

- активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- проявлению готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


Оборудование: ЭОР авторская мультимедийная презентация «Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.»; раздаточный материал – «Хронологический диктант», раздаточный материал - документы «Русский историк В.О. Ключеский о Земском соборе 1613г.», «Иностранец А.Олеарий о Российской системе управления».



Подготовительный этап: обучающиеся заранее поделены на 4 группы, каждая из которых выполняла свое задание: подготовить характеристику сословно-представительных органов власти: Земский собор, Боярская Дума, приказы, местное управление.

Ход урока


этап урока: мотивация

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность

учащихся

формируемые универсальные учебные действия

Приветствие учащихся

Прежде чем переходить к изучению нового материала, необходимо повторить изученный материал. Итак, ребята, мы закончили с вами изучение темы «Смутное время»:

  1. Хронологический диктант

1598г. – смерть Федова Ивановича, венчание на царство Бориса Годунова. Прекращение династии Рюриковичей.

1598-1605гг. – правление Бориса Годунова.

1605-1606гг. – Лжедмитрий I.

1606-1610гг. – Василий Шуйский.

1606-1607гг. – восстание Ивана Исаевича Болотникова.

1607-1610гг. – Лжедмитрий II.

1610-1613гг. – Правление «Семибоярщины»

22 октября (4 ноября) 1612г. – освобождение Китай-города от поляков.

26 октября (8 ноября) 1612г. –освобождение Московского кремля от поляков.

январь 1613г. - Земский собор, избрание Михаила Федоровича Романова.

Комментарий учителя:

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

20 февраля 1818 года в Москве был открыт памятник руководителям второго народного ополчения — Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. (на Красной площади).

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля.


27 декабря 2004 года в Российской Федерации был учрежден государственный праздник — День народного единства. (День Казанской иконы божьей матери)


    1. Учащиеся выполняют задания на листочках (взаимопроверка), ответ на отметку. (слайд №1, хронологический диктант )

    2. Архитектурные памятники, посвященные Минину и Пожарскому.

(слайд № 2, памятники)



Слушают, выполняют сформулированную задачу, участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока –

«Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти».


Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5.Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

осваивать социальные нормы, поведения, роли в группе;

формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

Переходим к теме урока: «Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Первые Романовы: усиление самодержавной власти». Открыли тетради, записали число, тему и план урока.

Обучающиеся работают в тетрадях, одновременно слайды на экране.

Совместно определяют цель работы.

слайд № 3 (тема урока) – записывают в тетрадь


слайд № 4 (план урока) – записывают в тетрадь


  1. Этап выявления места и причины затруднения

Современники XVII века считают, что в политическом развитие страны при первых Романовых происходит значительно укрепление царской власти. При этом уменьшается роль сословно-представительных органов власти.

Как вы думаете почему?


Учащиеся дают характеристику личности первых Романовых

Сообщения:

    1. Михаил Федорович слайд №5

    2. Алексей Михайлович слайд № 6

    3. Федор Алексеевич

слайд № 7


  1. Этап построение проекта, выхода из затруднения

Далее на конкретных примерах разберем политическое развитие страны:

  1. Земские соборы

  2. Боярская дума

  3. Приказы

  4. Местное управление

Задание в тетрадях: даты, основные понятия записываем в тетради

Выступления учащихся по группам.

слайд №8 (центральное управление)

слайд № 9 Земские соборы

слайд №10 заседание земского собора

слайд № 11 Земский собор

слайд №12 Боярская Дума

слайд №13 Боярская Дума

слайд № 14 приказы (понятие)

слайд № 15 приказная система

слайд № 16 местное управление


  1. Этап реализации построенного проекта

Координация работы групп

Выступления с презентацией

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учащиеся по ходу выступления групп ведут записи в тетради

Составление конспекта по ходу выступления групп. Заполнение таблицы (приказы, их функции)

Вы послушали выступления групп, а теперь, в продолжении урока, работа с документами стр. 32., стр. 54-55

Законы. Соборное уложение 1649 года. (дополнительная информация)

В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение - общерусский свод законов.

В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.

В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) - это означало окончательное закрепощение крестьян.



Работа с документами в тетради

  1. Этап включения в систему знаний и повторение

Работа с основными понятиями

Работа со словарем исторических терминов

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Современники XVII века считают, что в политическом развитие страны при первых Романовых происходит значительно укрепление царской власти. При этом уменьшается роль сословно-представительных органов власти.

Как вы думаете почему?

Вывод учителя:

Таким образом, в течение XVII века усиливается самодержавная власть, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат.


Выставлении отметок за работу на уроке


Домашнее задание: параграф 6, задания групп

слайд № 17 (понятие самодержавия)





Вывод учащихся











Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.


Приложение

Таблица «Приказная система в XVII веке

Приказы

Функции


Посольский приказ

Ведал вопросами внешней политики. Он же ведал вопросами освобождения военнопленных за выкуп.


Приказы Большого дворца

Ведал Дворцовым хозяйством и имуществом царя.


Казенный приказ

Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи.


Конюшенный приказ

Распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов.


Разрядный приказ

Занимался распределением дворян и бояр на царскую службу.


Поместный приказ

Ведал Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин.


Ямской приказ

Отвечал за быструю и надежную почтовую власть


Приказ каменных дел

Ведал каменным строительством в столице и крупных городах.


Челобитенный приказ

Рассматривал прошения и жалобы царских подданных.


Приказ тайных дел

Контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи



Приложение

Вопросы для групп


Вопросы группы № 1

    1. Назовите дату созыва первого Земского собора?

    2. Дайте определение, что такое Земский собор?

    3. Назовите дату созыва последнего Земского собора?


Вопросы группы № 3

  1. Назовите количество приказов в XVII веке?

  2. Какие дела рассматривал посольский приказ?

  3. Какие дела рассматривал разрядный приказ?

Вопросы группы № 2

  1. Какова численность Боярской Думы при первых Романовых?

  2. Кто входил в состав Боярской думы?

  3. Что такое «ближняя» Дума?


Вопросы группы № 4

  1. Кто стоял во главе уездов?

  2. Назовите численность уездов в XVII веке?

  3. Дайте определение понятия «разряд»?


Приложение

«Хронологический диктант»

Хронологический диктант

________________________


1598г. –

1598-1605гг. –

1605-1606гг. –

1606-1607гг. –

1606-1610гг. –

1607-1610гг. –

1610-1613гг. –

22 октября (4 ноября) 1612г. –

26 октября (8 ноября) 1612г. –

январь 1613г. –


Хронологический диктант

__________________________


1598г. –

1598-1605гг. –

1605-1606гг. –

1606-1607гг. –

1606-1610гг. –

1607-1610гг. –

1610-1613гг. –

22 октября (4 ноября) 1612г. –

26 октября (8 ноября) 1612г. –

январь 1613г. –

Хронологический диктант

________________________


1598г. –

1598-1605гг. –

1605-1606гг. –

1606-1607гг. –

1606-1610гг. –

1607-1610гг. –

1610-1613гг. –

22 октября (4 ноября) 1612г. –

26 октября (8 ноября) 1612г. –

январь 1613г. –

Хронологический диктант

__________________________


1598г. –

1598-1605гг. –

1605-1606гг. –

1606-1607гг. –

1606-1610гг. –

1607-1610гг. –

1610-1613гг. –

22 октября (4 ноября) 1612г. –

26 октября (8 ноября) 1612г. –

январь 1613г. –