III. Выход на тему и цель урока Задачи этапа: Развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками (личн.) Развивать умение формулировать тему и цель урока (регул.) Формировать умение коллективно составлять план урока (регул.) Формировать умение осознавать познавательную цель урока (позн.) Развивать умение принимать участие в учебном диалоге (коммун.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (коммун.) | | - Давайте обратимся к учебнику на стр. 116 ( на слайде памятка) - Для чего мы с вами повторили памятку? – Тема нашего урока: «Текст-описание в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Какие задачи поставим на сегодняшний урок? – Я предлагаю сегодня по ходу урока находить ответы на вопросы автора и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. 1.Почему так называется сказка? 2.Главная мысль произведения 3.В чем смысл жизни? - Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки. – Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? | Для работы с текстом. Доказать, что произведение представляет собой текст-описание Рассмотреть, какими средствами выразительности пользуется автор, для описания сюжетов Узнать, почему так заканчивается сказка. То что роза и жаба разные существа, и вместе они не смотрятся |
IV. Работа по теме урока Задачи этапа: Актуализировать и углубить знания о содержании произведения «Сказка о жабе и розе» (предм.) Актуализировать знания о тексте-описании (предм.) Учить доказывать принадлежность текста к тексту – описанию (предм.) Способствовать проявлению чувства гордости и уважения к творчеству русских писателей (личн.) Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.) Учить работать с информацией, представленной в виде иллюстраций (позн.) Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других (коммун.) Формировать умение формулировать собственное мнение (коммун.) | | – Вспомните героев сказки. Назовите их. – Где происходили события? – Найдите описание цветника. – Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили? – Чей это был цветник? - Почему он был так запущен? – Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста. – Наша задача на уроке – доказать, что текст является описанием. Чтобы это доказать, попробуйте выразить свои представления о розе и жабе, и записать их в таблицу. – Подробно ли описана красота розы? – А что описано? Найдем в тексте – О чем это говорит? – Главное для розы: Мир розы: цветник, всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок, лучи солнца, мирно, спокойно, тонкий свежий аромат … – Какие чувства испытывает роза? – Разве роза может плакать? – Какой литературный приём использует автор? А кто скажет, что такое олицетворение? Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характерами человека. (слайд № 10) – Что помогает нам понять счастье розы? – Для описания этого состояния, автор использует эпитеты. Эпитете – это слово или целое выражение , которое помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. – Найдите строчки в тексте, которые помогают определить счастье розы – А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям? Обратимся к нашей таблице на партах, что мы запишем в описание внешности розы? Найдите и зачитаете слово или словосочетание, которое дает точное описание цветка. – А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы. – Выберем точные подробные выражения. – Что делает жаба? – Оцените действия жабы. – О чём мечтает жаба? Что она чувствует? – В чём счастье для жабы и розы?(роза – жить) (слайд № 12) Запишем про жабу в нашу таблицу Что мы можем сказать о героях? Как вы это поняли?(записали сравнение и проанализировали) ФИЗМИНУТКА Продолжим работу. Скажите, кто из персонажей похож на розу? – Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? – Когда в сказке наступает кульминационный момент? – Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр178). – Зачем мальчику нужна была роза? – А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. 178). – Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? -Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясните. (Верно, жаба и роза это два противопоставление, как противопоставление добра и зла. Роза любит свет, солнце, все вокруг. А жаба олицетворение зла, ужасного и противного. Вокруг розы все цвело и было удивительно красивым, а вокруг жабы все омерзительное, сыро, грязное.) Подтвердите словами из текста. Почему в тексте эти два описания стоят почти рядом? Докажите, что тип текста – описание, по плану 1.На какой вопрос отвечает текст? 2.Цель сказки? 3.Есть ли композиция? Докажите. 4.Какие особенности содержания? Тип текста – повествование. Текст отвечает на вопрос - какие? Потому что, происходит описание героев, их внешний вид и состояние души. Цель сказки – раскрытие образов героев, жаба и роза. Противостояние добра и зла. Композиция – Сначала дается общее описание места действия,(найдем еще раз описание, зачитаем) конкретное описание героев(записано в таблице, зачитать) и выражение отношения автора( проявляется через описание внешнего вида) - Отлично, мы доказали, что текст является описанием. | Роза, жаба, Маша, брат Вася В цветнике Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась. Мальчик заболел. Нет, цветник от разрушения не стал хуже. Остатки решётки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелёными кучками. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Нет, описана кратко. Утро, роса, все вокруг. Роза счастлива. Счастье жить. Плакать не от горя, а от счастья жить. Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания. Олицетворение. Аромат. Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами. Эпитет Любовь, заботу, тепло, счастье. Нежная, красивая, прекрасная, С тонким ароматом и колючками на стебле. Жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное. Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умеет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо. Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопатьрозу, погубить её. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует. Они противопоставляются друг другу. Мальчик. Оба любили прекрасное, они оба погибают. Когда мальчик умирает. Его личико сделалось серьёзным и неподвижным, и он замолчал… навсегда. Чтобы ещё раз увидеть её и вдохнуть её аромат. Она чувствовала , что её срезали недаром. И когда её поцеловала сестра мальчика, это было самым лучшим происшествием в жизни розы. Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты. Можем, потому что роза прекрасное доброе существо, а жаба ужасное и вредное Потому что одно восхитительное, а второе уродливое. Это противопоставление делает образы героев разными, как бы дает понять читателю, что в мире всегда есть что – то хорошее и что то плохое. Какая? Какое? Какие? Перечислить и раскрыть признаки предмета или действия Да. (Общее описание, описание конкретное и описание автора) Описывается внешнее и внутреннее состояние героя. Употреблены глаголы в большом количестве и несколько литературных приемов-олицетворение и эпитеты. |
V.Закрепление, проверка, контроль и самопроверка знаний. Задачи этапа: Обобщить знания об изученном произведении (предм.) Развивать умение формулировать главную мысль произведения (предм.) Учить применять новые знания (позн.) Развивать умение сохранять учебную задачу (регул.) | | Проверка знаний. Тест. – Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест, который поможет проверить знания содержания и идеи сказки. Тест по проверке знания содержания и идеи сказки (работа в парах): 1. О чём думает роза в период цветения? А. Быстрей бы распуститься. Б. Умереть бы другой смертью. В. Цвести вечно. 2. Что в жабе самое омерзительное? А. Грязно - серые бородавчатые бока. Б. Скверные липкие лапы. В. Бесчувственность и равнодушие. 3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что… А. она не досталась жабе. Б. её гибель была неизбежна. В. она украсила последние минуты жизни мальчика. 4. Символом света, добра, красоты в сказке является: А. роза Б. жаба Проверка. 1. Б 2. В 3. В 4. А (Слайд 18). – Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» – Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории? – О чём заставляет задуматься это произведение? – Итак, что же сближает мальчика и розу, ребята? – Что почувствовала роза? И какой последний долг она исполнила? – А как роза закончила свою жизнь? – Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? – Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни? – Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? – Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? – Забыли ли розу после этого случая? – Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные на слайде), поставленные в начале урока. Какие были вопросы и какие мы дали на них ответы, давайте повторим 1.Почему так называется сказка? 2.Главная мысль произведения 3.В чем смысл жизни? 1. Сказка так называется, потому что автор хотел показать всем, как в его видении представляется добро и зло. 2. Основная мысль сказки - борьба добра и зла. Роза - это олицетворение добра (чистоты души, любви к ближнему, смирения), а жаба - зла (жестокости, равнодушия, ненависти ко всему прекрасному, духовно-возвышенному, добродетельному). В этой борьбе, безусловно побеждает добро. 3. Смысл жизни заключен в том, что бы приносить радость людям, подарив счастье другому, тебе становится лучше! | Самостоятельно отвечают на вопросы теста. Не нужно отчаиваться, в самой безвыходной ситуации найдется решение Радоваться каждому прожитому дню – хорошо. Нужно ценить и беречь близких Роза поняла, что не зря распустилась, т.к. она в последние минуты жизни принесла мальчику радость. Её поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила ее на стол и поцеловала. Когда ставила, маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы. Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике. Добрые дела и поступки не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы. Роза почувствовал, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом. Среди всех цветов, выделили именно ее. Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике, ушедшем от них. |