СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанр басни в мировой литературе 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жанр басни в мировой литературе 5 класс (новый ФГОС)»

Жанр басни в мировой литературе

Жанр басни в мировой литературе

ЦЕЛИ познакомиться с определением «басни» и жанровыми признаками познакомиться с творчеством Эзопа и Лафонтена

ЦЕЛИ

  • познакомиться с определением «басни» и жанровыми признаками
  • познакомиться с творчеством Эзопа и Лафонтена
Первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод , живший в конце 9 – начале 8 веков до нашей эры, и Стесихор (6 век до нашей эры).

Первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод , живший в конце 9 – начале 8 веков до нашей эры, и Стесихор (6 век до нашей эры).

В древности басни различали по действующим лицам (Прометей, Геракл, Одиссей).

В древности басни различали по действующим лицам (Прометей, Геракл, Одиссей).

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера ( мораль ), имеющий иносказательный смысл. Цель – высмеять порок и научить на отрицательном примере. В основе басни лежит  аллегория – изображение предмета, за которым лежит другое понятие (за лисой скрывается хитрый человек, за ягненком – беззащитный, за волком – злой).  Основными действующими лицами в басне являются животные, поэтому в любой басне мы найдем такое изобразительно-выразительное средство языка, как  олицетворение – наделение неживого объекта признаками живого.

Басня это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера ( мораль ), имеющий иносказательный смысл. Цель – высмеять порок и научить на отрицательном примере.

В основе басни лежит  аллегория – изображение предмета, за которым лежит другое понятие (за лисой скрывается хитрый человек, за ягненком – беззащитный, за волком – злой). 

Основными действующими лицами в басне являются животные, поэтому в любой басне мы найдем такое изобразительно-выразительное средство языка, как  олицетворение – наделение неживого объекта признаками живого.

Эзоп, живший в середине 6 века до нашей эры, - наиболее известный древний баснописец. Остров Самос, где обитал один из хозяев Эзопа.

Эзоп, живший в середине 6 века до нашей эры, - наиболее известный древний баснописец. Остров Самос, где обитал один из хозяев Эзопа.

Эзоп был рабом. Его несколько раз продавали и покупали.

Эзоп был рабом. Его несколько раз продавали и покупали.

Эзоповские басни были написаны прозой. Это короткие, остроумные истории. С его именем связано понятие «эзопов язык».

Эзоповские басни были написаны прозой. Это короткие, остроумные истории.

С его именем связано понятие «эзопов язык».

Это понятие вошло в литературный язык России в конце 18 века. «Эзопов язык» – приём, когда писатель говорит с читателем с помощью намёков, чтобы его высказывание не было понятно тем, от кого автор хочет скрыть свою мысль.

Это понятие вошло в литературный язык России в конце 18 века. «Эзопов язык» – приём, когда писатель говорит с читателем с помощью намёков, чтобы его высказывание не было понятно тем, от кого автор хочет скрыть свою мысль.

Впервые басни стали стихотворными, благодаря древнегреческому поэту Бабрию , который зарифмовал басни Эзопа стихами. Именно благодаря ему басни и поныне существуют в стихотворной форме. В Древнем Риме прославился своими баснями поэт Федр , живший примерно с 15 до 70 гг. нашей эры.

Впервые басни стали стихотворными, благодаря древнегреческому поэту Бабрию , который зарифмовал басни Эзопа стихами. Именно благодаря ему басни и поныне существуют в стихотворной форме.

В Древнем Риме прославился своими баснями поэт Федр , живший примерно с 15 до 70 гг. нашей эры.

Выразительное чтение басни Эзопа «Лисица и виноград» Какова мораль басни? Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру обращались Гораций в поэзии, Плутарх в философских трактатах. В I в. н.э. римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В XVII в. древний жанр был подхвачен французским писателем Ж. де Лафонтеном, отдавшим дань уважения своим предшественникам.

Выразительное чтение басни Эзопа «Лисица и виноград»

Какова мораль басни?

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру обращались Гораций в поэзии, Плутарх в философских трактатах. В I в. н.э. римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В XVII в. древний жанр был подхвачен французским писателем Ж. де Лафонтеном, отдавшим дань уважения своим предшественникам.

Произведения Лафонтена можно с полным правом назвать панорамой жизни французского общества эпохи Людовика XIV.

Произведения Лафонтена можно с полным правом назвать панорамой жизни французского общества эпохи Людовика XIV.

Его басня не только дополняется интригой и развязкой, диалогом, прорисовкой характеров персонажей посредством их поступков и языка, но и приобретает национальные мотивы.

Его басня не только дополняется интригой и развязкой, диалогом, прорисовкой характеров персонажей посредством их поступков и языка, но и приобретает национальные мотивы.

Заслуга Лафонтена в том, что он расширил выразительные средства поэзии.

Заслуга Лафонтена в том, что он расширил выразительные средства поэзии.

Выразительное чтение басни Лафонтена «Лисица и виноград» Эзоп высмеивает всех людей, неспособных к какому-либо действию и сваливающих свою вину на обстоятельства, а Лафонтен едва ли не прославляет лукавство и находчивость Лиса. Моральный вывод автора в басне Эзопа не подлежит сомнению, а Лафонтен никого не поучает, по-проповеднически никого не порицает, а только отыскивает в своих героях забавное или трогательное, беседует с читателем на равных, приглашая вместе найти истину.

Выразительное чтение басни Лафонтена «Лисица и виноград»

  • Эзоп высмеивает всех людей, неспособных к какому-либо действию и сваливающих свою вину на обстоятельства, а Лафонтен едва ли не прославляет лукавство и находчивость Лиса.
  • Моральный вывод автора в басне Эзопа не подлежит сомнению, а Лафонтен никого не поучает, по-проповеднически никого не порицает, а только отыскивает в своих героях забавное или трогательное, беседует с читателем на равных, приглашая вместе найти истину.
Почему басни Эзопа и Лафонтена интересны современному читателю? В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что в арсенале у него был Эзопов язык. Можно было выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб.

Почему басни Эзопа и Лафонтена интересны современному читателю?

В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что в арсенале у него был Эзопов язык. Можно было выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб.

Если говорить об английской литературе, то в основном басни здесь писались на политические темы, то есть в форме памфлетов. Например, Роджер Лестранж. Сюжеты он заимствовал у своих предшественников, но размышления, которыми заканчивались басни, выражали его личное мнение по политическим вопросам.

Если говорить об английской литературе, то в основном басни здесь писались на политические темы, то есть в форме памфлетов. Например, Роджер Лестранж.

Сюжеты он заимствовал у своих предшественников, но размышления, которыми заканчивались басни, выражали его личное мнение по политическим вопросам.

В XVIII веке необычайный интерес к этому жанру появился в России. Тредиаковский переложил несколько басен Эзопа на стихи.

В XVIII веке необычайный интерес к этому жанру появился в России. Тредиаковский переложил несколько басен Эзопа на стихи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать А.П. Сумароков «Кокушка» и И.И. Дмитриев «Муха»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать А.П. Сумароков «Кокушка» и И.И. Дмитриев «Муха»