Вокальная музыка. Жанры русских народных песен.
Цель урока:
Изучить жанры русской народной песни.
Задачи урока:
Изучить различные жанры русских народных
песен.
Развивать музыкальный и интонационный слух учащихся,
воображение, память.
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: театрализованная игра.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализ.
Оборудование:
презентация;
аудиозаписи
костюмы.
Формы организации учебной деятельности: коллективная.
Методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися)
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
Формирование УУД
1. Познавательные УУД
Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию УУД младших школьников.
Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Познание нового материала в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями.
Приветствие
Организационный момнт
Ход урока
На доске
«Россия…какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то» С. Есенин
Так о России писал С.Есенин.
- Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете?
- Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.
(Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди.)
Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.
Подсказка: В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется»
Вокальная музыка. Жанры русских народных песен.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Игра «Верю - не верю».
Верите ли вы, что
-музыка взаимосвязана с такими видами искусства, как театр, литература, кинематограф, изобразительное искусство и другие? (Да.)
-сегодня народные песни исполняют в первичном варианте? (Нет.)
-народные песни исполняет только тот народ, который их сложил? (Нет).
-песня имеет куплетную форму? (Да).
-вариации - это вокальное произведение? (Нет)
-Н. Лысенко – выдающийся украинский композитор, дирижер, педагог? (Да).
-вокальная музыка появилась благодаря «дружбе» музыки и литературы? (Да).
Р О М А Н С
Жаворонок Глинка – узнают
- Романс - одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Термин романс возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском( романском) языке.
К нему мы еще вернемся
А самый распространенный жанр – песня
На примере песни понятнее сходство и различие между литературной речью и музыкальной
Жанры песен:
Лирические игровые военные трудовые колыбельные хороводные
Каждый жанр песни имеет свои особенности
Задание: ставлю песню, ребята определяют жанр
- Что характерно для колыбельной песни (лад, динамика…)
- Для плясовой
- Для лирической
Песня – душа народа
Что в песне важнее мелодия или слова? (уч. Стр.13РАБОТА с учебником.
Когда стихи и мелодия объединяются в ….(песне), они начинают жить как новое произведение искусства, в котором музыка и литература обогащают и дополняют одна другую.
Проверка д з стр 10 (вокальные жанры в тетради)
Словарик:
Диапазон-расстояние между самым низким и самым высоким звуками, которые может исполнить голос или инструмент.
Голоса певцов делятся на тембры:
Женские голоса: сопрано, альт
Мужские голоса: тенор ,баритон -бас
Речитатив-разновидность вокальной музыки, приближающаяся к речи.
-С каким стилем современной музыки можно сравнить речитатив?
Домашнее задание :
| «O, Sole Mio» в исполнении Энрике Карузо | «Ave Maria» в исполнении Марии Каллас |
Сравнить голоса (определить тембр, звонкость, мягкость) | | |
Характер исполнения | | |
Регистр | | |
Лад | | |
Пора наступает осенняя.
Близка листопада пора.
С букетами и с настроением
Мы в школу шагаем с утра.
И в жизни опять что-то новое:
Тетрадки, уроки, друзья.
А в классах, еще не знакомые, -
Встречают нас учителя.
Припев:
Вы научили с детства нас
Всегда стремиться ввысь.
И каждый день, и каждый час
Мы учимся всю жизнь.
Учителя! Учителя!
Мы скажем, не тая:
«Учителя! Учителя!
На ваших душах держится Земля».
Вы в каждом предвидели гения,
Учили читать и считать.
Ах, сколько же нужно терпения,
Чтоб знания нам передать!
Спасибо за ваши старания,
Любимые учителя.
Учитель – высокое звание
На нашей планете Земля.
Припев:
Вы научили с детства нас
Всегда стремиться ввысь.
И каждый день, и каждый час
Мы учимся всю жизнь.
Учителя! Учителя!
Мы скажем, не тая:
«Учителя! Учителя!
На ваших душах держится Земля».
Умели вы ключик подыскивать
К сердцам нашей детской страны.
И видно, что были так искренне
В работу свою влюблены.
И в сердце навеки останется
Любимая школа моя,
Где преданные до беспамятства
Встречают нас учителя.
Припев.