СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жемчужина Сибири – Байкал.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать учащимся представление об особенностях географического положения, происхождении, размерах Байкала; расширить и углубить знания учащихся об основных компонентах природы Байкала; сформировать образное представление об уникальной природной жемчужине России и всей планеты, рассмотреть особенности экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Жемчужина Сибири – Байкал.»

Проект урока


географии в 8а классе.


1.Программа для общеобразовательных учреждений / под ред. И.В.Душиной. География 6-9. /Сост. В.И. Сиротин. -М.: Дрофа, 2002 г.

2.Учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2003г.

3.Психолого-педагогическая характеристика 8 класса.(СМ предыдущий урок)




Тема урока: Жемчужина Сибири – Байкал.

Место урока в теме:

Тип урока:

Цели урока:



Образовательная: Дать учащимся представление об особенностях географического положения, происхождении, размерах Байкала; расширить и углубить знания учащихся об основных компонентах природы Байкала; сформировать образное представление об уникальной природной жемчужине России и всей планеты, рассмотреть особенности экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.

Развивающая: Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации, развитие умения анализировать проблемы и определять пути их решения.

Воспитательная: Воспитание чувства прекрасного, гордости за красоту природы своей Родины, расширение кругозора, развитие познавательного интереса, формирование экологической культуры.


Средства обучения:

Карты России – физическая, климатическая. Карта Восточной Сибири, картины, таблицы, схемы, книги.


Методы обучения: Беседа с элементами объяснения, использование опережающих заданий, самостоятельная работа с учебником.


Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.


Хронометраж урока:







Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и обоснование

Деятельность учащихся и обоснование

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку,желает успеха в работе на уроке. (Создаёт доброжелательную обстановку на уроке, настрой на активную работу)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2.Постановка цели урока.


Учитель предлагает учащимся в тетрадях начертить таблицу и самостоятельно заполнить её первую графу:




Что знаем об озере Байкал.

Хотим узнать.

Узнали.

(заполнение таблицы позволит учащимся самим сформулировать цель урока с учётом уровня их знаний)


Учащиеся заполняют 1 графу таблицы, обсуждают свои записи и после этого делают свои предположения о том, что они хотят узнать об озере Байкал, исходя из названия темы урока.

(У учащихся формируется умение самостоятельно формулировать цель.)

3. Введение новых знаний.

































Учитель проводит фронтальную беседу по вопросам:

- В какой части нашей страны расположено озеро Байкал?

- В какой части Восточной Сибири оно расположено?

- Какие горные хребты окружают озеро?

Учитель дополняет ответы учащихся и приводит отрывок из стихотв. А.И. Полежаева:

«Под надёжной охраной лесов,

Под защитой гранитных хребтов

Мерно бьётся о выступы скал

Сердце нашей Сибири – Байкал».

Учитель продолжает: Байкал – это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества. Богатым называли в старину Байкал якуты, святым –монголы, золотым – алтайцы, огненным – буряты, северным морем величали китайцы. Издавна люди селились по берегам озера, благословляя его щедроты. ( Эти слова учителя позволят сделать плавный переход к изучению истории освоения Байкала).


Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы после коротких сообщений об особенностях Байкала.

Предлагаемые вопросы: 1.Какие гипотезы выдвигают ученые по поводу происхождения Байкала?

2. Чем объяснить удивительную чистоту воды в озере Байкал?

3. Какие факторы оказывают влияние на климат Байкала?

4.Чем интересен природный комплекс Байкала?

5. Какие животные имеют промысловое значение?

6. На чём основано утверждение учёных о том, что Байкал является «музеем живых древностей»?

Вопросы распечатываются или заранее записываются на доске.

(Опережающие задания позволяют развивать у учащихся ответственность, расширяют кругозор, так как используется дополнительная литература).

Учащиеся отвечают на вопросы, находят на карте озеро Байкал.

(Развивается умение работать с картой)






Внимательно слушают учителя.



















Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями. Темы сообщений:

1.История освоения Байкала.

2.Вода Байкала.

3. Климат Байкала.

4. Природный комплекс Байкала.

5. Животные ресурсы Байкала.

6.Байкал – народное достояние.

В конце выступлений организуется обсуждение с использованием вопросов. Тексты сообщений см. Приложение 1.

(у учащихся развивается умение выступать перед аудиторией, внимательность, умение находить нужную информацию)

4.Обобщение систематизация и закрепление знаний.

Учитель предлагает учащимся самостоятельную работу с текстом учебника по заданию:

Выписать в тетрадь виды деятельности человека, представляющие опасность для человека.













Учитель предлагает учащимся найти ответ на вопрос: Что сделано для защиты Байкала? В учебнике на стр. 228

(Данный прём позволяет включить в учебную работу учащихся всего класса)

Учитель задаёт вопрос: Как лучше и рациональнее использовать ПК Байкала? Просит учащихся высказать своё мнение по поводу экологических проблем Байкала и обозначить возможные пути их решения.

Работают с текстом учебника и тетрадью. Предполагаемые ответы:

Вырубка и гибель лесов,

Работа предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, химии, сброс сточных вод в Байкал и впадающие в него реки, загрязнение атмосферы, загрязнение берегов, их разрушение вследствие добычи песка и гравия. Высказывают мнение по поводу изучаемой проблемы.

(Учатсяанализировать, отбирать главное, сопоставлять факты ).

Находят ответ, отвечают на вопрос.(Учатся работать с текстом, использовать ранее полученные знания).






Выступают со своими проектами, предлагают решение проблем Байкала, с учётом его географического положения.

5. Подведение итогов урока

Учитель обобщает сказанное учащимися, комментирует ответы, просит учащихся вспомнить цель урока, кратко заполнить 3 графу таблицы.

Благодарит учащихся за работу, выставляет оценки.

Слушают учителя, вспоминают цель урока, приходят к выводу, что на все вопросы нашли ответы, заполняют таблицу.

6. Домашнее задание.

Учитель просит записать домашнее задание в тетрадь:

выполнить задание 9 в рабочей тетради на с 81, ответить на вопросы в конце параграфа 39 на с 228.

Записывают домашнее задание в тетрадь.






















Самоанализ урока.


Основной образовательной задачей данного урока являлось изучение географического положения, происхождения, природы Байкала для того, чтобы сформулировать основные пути рационального использования природных ресурсов Байкала и сформулировать экологические проблемы.

Данный урокэто урок изучения нового материала. На этапе введения новых знаний были использованы опережающие задания, а остальные учащиеся должны были ответить на вопросы, предложенные им перед началом работы. Опережающие задания выполняли сильные учащиеся.

Кроме этого использовалась работа с учебником, картой, что позволило включить в учебную работу учащихся всего класса.

При подготовке данного урока материал отбирался таким образом, чтобы ярко и убедительно показать неповторимость и уникальность природы Байкала. Учащимся предлагалось самостоятельно изложить свой взгляд на проблемы Байкала и пути их решения.

В начале урока учитель предлагает учащимся заполнить таблицу, где они отмечают то, что знают о Байкале, то, что хотят узнать, а в конце коротко заполняют графу что узнали. Данный приём помогает систематизировать знания и увидеть результаты своей работы.

Основные выводы: 1. На уроке использовались развивающие задания, которые стимулировали познавательную деятельность.

2. На уроке значительное место отведено экологическим проблемам, это способствует развитию экологической грамотности.

3. для слабых учащихся необходимо предусмотреть индивидуальные задания с учётом их способностей.




















Приложение :

1. История освоения Байкала. Происхождение озера.


Это озеро – уникум природы. В нём так много необыкновенного, оригинального, что Байкал невольно привлекал и продолжает привлекать внимание каждого, в ком так или иначе проявляется пытливая жилка искателя нового. Эти люди по крупицам исследовали и собирали сведения об озере, пытались постичь его тайны и порой приносили миру волнующие известия о чудесном сибирском озере – море.

Русские землепроходцы вышли к Байкалу в 17 веке. Первые русские сообщения о Байкале появляются в 1640 году. Любопытные данные о нём содержатся в «Житии протопопа Аввакума», сосланного в Забайкалье и побывавшего на озере в 1656 году.

Изучением Байкала занимались крупные учёные И.Д.Черский, П.С.Паллас,ВА.Обручев, Л.С.Берг. но до сих пор нет единой точки зрения на происхождение впадины Байкала. Одни утверждают, что она возникла в результате глубоких разломов и последующего опускания земной коры. Другие считают, что впадина Байкала – следствие медленного прогибания земной коры.

Это самая глубокая впадина суши. Нет на земле другого столь древнего озера. Возраст Байкала 15-20 млн лет, в то время как другим озёрам не более 5-15 тыс. лет. В длину озеро простирается на 620 км при ширине от 24 до 79 км. Максимальная глубина 1620 м, а средняя – 730 м. дно Байкала на 1167 м ниже уровня Мирового океана, а зеркало его вод на 453 м выше.



2. Вода Байкала.

Из-за большой глубины и протяжённости в Байкале собрано колоссальное количество пресной воды 23 тыс. км3, это 1\5 часть пресных вод всей планеты. Столько же воды вмещает целое Балтийское море.

В озеро впадает более 336 рек, самая большая из них Селенга. Все реки приносят в озеро прозрачную воду, только Селенга круглый год несёт мутную воду монгольских степей, где мало растительности, континентальный климат и сильные ветры, поднимающие в воздух тучи мельчайшей пыли, которая дождевыми водами сносится в реки, впадающие Селенгу.

Много воды приносят в Байкал реки. И всю эту массу воды выносит одна лишь многоводная Ангара. Ангара «меняет» воду в Байкале. За время существования озера вода в нём сменилась 50 тысяч раз. Медленно протекая через озеро, подолгу отстаиваясь в его тёмных глубинах, она становится чище и прозрачнее. Вода в озере настолько прозрачна, что белый диск, используемый для определения прозрачности воды, виден в озере на глубине 40 м. (Для сравнения – в Каспийском море на глубине 25м, в озере Севан – 20м).

Главная ценность байкальской воды в её гидрохимических свойствах и качестве. Вода Байкала – химически очень чистая, слабо минерализованная ( в литре менее 0,1г солей), богата кислородом. Вот почему у байкальской воды прекрасные вкусовые качества.


3. Климат Байкала.


Громадная масса воды Байкала оказывает влияние на климат прибрежных районов, приближая его к морскому. Температура января на побережье составляет всего – 140…-170С. годовая амплитуда температур здесь (310-320) – минимальная в Сибири.

Резкие различия в температуре и давлении воздуха над Байкалом и прилегающими к нему хребтами вызывают возникновение ветров исключительной силы. В разных районах озера эти местные ветры имеют разное направление и называются по-разному : сарма – северо-западный ветер в районе о. Ольхон, достигающий скорости более 40 м/сек; баргузин или верховик – северо-восточный ветер; култун – юго-западный ветер; шелоник – юго-восточный ветер.


4. Природный комплекс Байкала.

Животные ресурсы Байкала.

Очень своеобразен и интересен органический мир Байкала. Здесь встречается 1550 видов животных и 1085 видов растений, большую часть которых составляют разнообразные водоросли. Байкал – единственная в своём роде природная лаборатория, создавшая столь значительную коллекцию небывалых растений и животных. Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоёмах планеты.

Промысловое значение имеют хариус, сиг и знаменитый байкальский омуль – небольшая рыбка длиной 30 – 40 см.

Нельзя забывать о байкальском тюлене с его ценным мехом. Он также как и омуль – выходец из Северного Ледовитого океана и внешне никаких отличий от своего северного собрата не имеет. Байкальский тюлень – нерпа сильно выбит и сохранился лишь в северной части ареала, в самых удалённых от посёлков местах.

Не только рыбные ресурсы Байкала, но и пушные богатства Прибайкалья и Забайкалья издавна привлекали сюда поселенцев. Шкурки баргузинского соболя – самый ценный мех в Сибири. Он заслуженно пользуется мировой славой. Обычны в тайге пышнохвостые белки – ещё один объект пушного промысла.