СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Железнодорожные станции и узлы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект лекций по дисциплине Станции иузлы

Просмотр содержимого документа
«Железнодорожные станции и узлы»

Тема 11 Станции и узлы стр.3

ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ

Грузовые станции предназначены для массовой погрузки и вы­грузки грузов. На них производится прием, расформирова­ние, формирование и отправление грузовых поездов и выполняются операции по погрузке, выгрузке и складированию грузов. Это стыковые пункты, на которых осуществляется взаимо­действие железнодорожного транспорта с другими видами транспорта – автомобильным, водным, трубопроводным, промышлен­ным, а также с железными дорогами колеи 1435 или 750 мм.

Основными операциями, выполняемыми на грузовых станци­ях, являются прием к перевозке, взвешивание, хранение, погруз­ка, выгрузка, сортировка и выдача грузов, оформление перево­зочных документов; прием, отправление, формирование и рас­формирование грузовых поездов, маневровая работа по подаче вагонов на погрузочно-выгрузочные фронты и их уборке, обслу­живание подъездных путей и транспортно-экспедиторские услуги.

Грузовые станции располагаются в крупных промышлен­ных и населенных пунктах, а также портах и в зависимости от назначения подразделяются на станции общего пользования (неспециализированные), специализированные, перегрузочные и пор­товые.

Станции общего пользования служат для погрузки и выгрузки всех видов грузов и обслуживания подъездных путей. Их сооружают на окраинах городов в пунктах, соединенных железной дорогой с сортировочной станцией и авто­мобильными дорогами – с промышленными районами города.

Специализированные грузовые станции служат для погрузки и выгрузки грузов определенной номенклатуры: угля, руды, минерально-строительных материалов, нефти, газа, лесоматериалов и пр. Такие станции сооружаются в районах добычи ископаемых материалов и сырья, а также в крупных промышленных центрах для обслуживания перерабатывающих комбинатов и производственных предприятий.

Перегрузочные станции специализируются на перегрузке грузов из вагонов одной железнодорожной колеи в вагоны другой колеи. Они подразделяются на внутренние, предназначенные для перегрузки из вагонов нормальной колеи (1520 мм) в вагоны узкой колеи (750 мм), и внешние (пограничные), где производится перегрузка грузов из вагонов колеи 1520 мм в вагоны западноевропейской колеи (1435 мм).

К грузовым относят также портовые станции, обслуживающие морские и речные порты и осуществляющие перевалку грузов с железнодорожного на водный транспорт и обратно. В смешанных интермодальных железнодорожно-водных перевозках через большие водные преграды применяются паромные переправы, обслуживаемые специальными грузовыми станциями, на которых осуществляется погрузка железнодорожных составов на паромы.

Грузовые станции общего пользования

Грузовые станции общего пользования (неспециализированные) располагают в железнодорожных узлах для переработки в основном местных вагонопотоков, а также на магистральных линиях – для переработки транзитных и местных вагонопотоков.

На этих станциях осуществляются тех­нические операции по обработке поездов, коммерческие и грузо­вые операции, связанные с приемом, погрузкой, выгрузкой и отправлением различных родов груза.

К техническим операциям относятся:

  • прием поездов;

  • расформи­рование поездов с сортировкой вагонов по местам погрузки и выгрузки грузов;

  • подача вагонов в грузовой район и расстановка их по грузовым фронтам;

  • уборка вагонов с мест погрузки и вы­грузки;

  • формирование поездов и отправление их на сортировоч­ную станцию или непосредственно на железнодорожную линию.

Коммерческие и грузовые операции включают в себя:

  • прием груза от отправителя;

  • хранение груза;

  • погрузку груза;

  • выдачу груза полу­чателю;

  • оформление документов на грузовые перевозки;

  • сорти­ровку, взвешивание и перегрузку грузов;

  • проверку погрузки и креплений груза на открытом подвижном составе;

  • сдачу вагонов под охрану.

На грузовых станциях в необходимых случаях выполняют эки­пировку локомотивов, работающих на станции или примыкаю­щих подъездных путях, безотцепочный и отцепочный ремонт ва­гонов и подготавливают вагоны под погрузку.

Для выполнения указанной работы на грузовых станциях об­щего пользования имеются пути, сортировочные устройства, гру­зовой район, служебно-технические здания и сооружения, в от­дельных случаях – устройства для экипировки локомотивов и ре­монта вагонов.

Путевое развитие состоит из приемоотправочных, сортиро­вочных, погрузочно-выгрузочных, выставочных, весовых, соеди­нительных и ходовых путей. Приемоотправочные пути использу­ются для приема и отправления поездов (передач). На сортиро­вочных путях осуществляются сортировка вагонов и формирова­ние подач по отдельным фронтам погрузки и выгрузки, а также формирование поездов и передач на основную станцию узла или на линию.

Сортировочные устройства могут быть в виде вытяжного пути со стрелочной улицей на уклоне, вытяжного пути специального профиля или горки малой мощности.

Вытяжные пути со стрелочной улицей на уклоне применяются при переработке в сутки до 100 вагонов и наличии до четырех пунктов погрузки-выгрузки; вытяжные пути специального профиля – при сортировке до 250 вагонов и наличии более четырех пунктов; горки малой мощности – при объеме переработки более 250 вагонов в сутки.

Одним из основных устройств грузовой станции является гру­зовой район. Грузовые районы, в свою очередь, имеют путевое развитие (погрузочно-выгрузочные, выставочные, соединительные пути), складские и служебно-технические здания, средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

В грузовых районах общего пользования устраивают крытые склады для тарных и штучных грузов, мелких отправок, открытые площадки для контейнеров, тяжеловесных грузов, лесоматериа­лов, минерально-строительных материалов и угля; размещают устройства для непосредственной перегрузки (по прямому вари­анту) из вагонов на автотранспорт и наоборот; платформы для колесных грузов и самоходных единиц, строят товарные конторы и другие вспомогательные здания и помещения.

На грузовой станции имеются устройства водоснабжения, во­доотведения, теплоснабжения, освещения, энергоснабжения, связи, телевидения, механизированная почта для пересылки до­кументов между станционным технологическим центром и товар­ной конторами и пунктами погрузки-выгрузки.

Грузовые станции общего пользования

Грузовые станции общего пользования располагают в железнодорожных узлах для переработки в основном местных вагонопотоков, а также на магистральных линиях – для переработки местных и транзитных вагонопотоков. На этих станциях осуществляются:

  • технические операции по обработке поездов (прием поездов, их расформирование, сортировка вагонов по местам погрузки-разгрузки, подача вагонов в грузовой район, уборка вагонов с мест погрузки и выгрузки, формирование поездов и их отправление на сортировочную станцию или железнодорожную линию);

  • коммерческие и грузовые операции: приемка грузов от грузоотправителей, хранение груза, погрузка груза, выдача груза грузополучателю, оформление перевозочных документов, сортировка, взвешивание и перегрузка груза, проверка погрузки и крепления груза, сдача вагонов под охрану.

В необходимых случаях на грузовых станциях выполняют экипировку локомотивов, работающих на станции или подъездных путях, безотцепочный или отцепочный ремонт грузовых вагонов, подготовку вагонов под погрузку.

Грузовая станция общего пользования состоит из двух частей: парков приема, отправления и сортировки вагонов по пунктам подачи и грузового района.

Грузовые станции бывают тупиковыми и сквозными.

Грузовые станции тупикового типа с параллельным расположе­нием путей (приема поездов-передач, сортировочно-отправочных и сортировочных) могут быть с грузовым районом, размещен­ным последовательно станции или параллельно ей. При последо­вательном расположении грузового района (а) обеспе­чивается поточность движения вагонов при их подаче. Однако та­кая схема имеет ряд недостатков: не обеспечивается одновремен­ность сортировки вагонов и их подачи; увеличивается пробег ло­комотивов при следовании их из грузового района в сортировоч­ный парк; перегружается входная горловина станции из-за концентрации в ней операций по приему, отправлению, расформи­рованию и формированию поездов (передач). Она рекомендуется при узкой длинной станционной площадке и небольшом объеме работы.

При параллельном расположении грузового района (б) за счет двух вытяжных путей, расположенных в противоположных концах станции, изолируется работа локомотивов по обслужива­нию грузового района и локомотивов, занятых расформированием и формированием составов. На таких станциях обеспечивается одно­временность приема или отправления поездов и подачи или убор­ки вагонов из грузового района.

Схема с параллельным расположением парков и грузового рай­она может использоваться при наличии широкой и короткой стан­ционной площадки и значительном объеме местной работы. Такая схема обеспечивает большую перерабатывающую способность стан­ции.

Станции сквозного пита (в, г) применяются на маги­стральных линиях и в крупных железнодорожных узлах. В отличие от тупиковых на них осуществляются пропуск транзитных поез­дов, а в некоторых случаях – расформирование и формирование сборных поездов и технических маршрутов.

Новые грузовые станции в крупных транспортных узлах и го­родах рекомендуется предусматривать, как правило, сквозными с последовательным расположением парков и параллельным или последовательным расположением грузового района (г).

При небольших объемах местной работы (до 100…150 вагонов в сутки) допускается проектировать грузовые станции тупиковы­ми с параллельным или последовательным расположением пар­ков и параллельным размещением грузового района.

Выбор схемы грузовой станции осуществляется на основе тех­нико-экономического обоснования с учетом рационального раз­мещения всех ее устройств и удобной транспортной связи с тяго­теющими промышленными и населенными пунктами.

Одним из основных устройств грузовой станции являются гру­зовые районы (ГР), которые в зависимости от объема и характера работы бывают двух видов: неспециализированные (общего типа), предназначенные для переработки нескольких родов грузов, и специализированные – для переработки отдельных категорий грузов.

Техническое оснащение ГР грузовой станции определяется объемом работы и видом перерабатываемых грузов. Путевое раз­витие грузовых районов устанавливается на основе комплексных расчетов технического оснащения грузовых пунктов.

Расположение грузового района на станции должно обеспечивать удобное сообщение с ближайшими населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями; свободный подъезд транспортных средств к складским помещениям; удобную стоянку транспортных средств при погру­зочно-выгрузочных операциях.

Вновь строящиеся крупные грузовые районы в зависимости от размера и характера работы, местных условий и способов механи­зации погрузочно-выгрузочных работ проектируют по схемам ту­пикового или комбинированного типа, как правило, с использо­ванием типовых решений (проектов).

Планировка грузового района должна обеспечивать поточность движения автомашин, достаточную ширину проездов и выделе­ние специальных мест для стоянки автомашин.

При значительном удалении грузового района от путей стан­ции в нем допускается укладывать выставочные пути. Общую по­лезную длину выставочных путей проектируют примерно равной удвоенной длине одновременно подаваемой на грузовой район группы вагонов.

Погрузочно-выгрузочные пути у складов и платформ строят тупиковыми и сквозными. Взаимное расположение путей должно быть таким, чтобы подача и уборка вагонов осуществлялись без прекращения погрузочно-разгрузочных работ, проводимых у со­седних складских помещений.

Весовой путь и вагонные весы проектируют в грузовых районах при наличии погрузки навалочных грузов, при этом в целях обес­печения поточности движения вагонов весовой путь обычно рас­полагают между сортировочным парком и грузовым районом.

Для тарных и штучных грузов, требующих закрытого хране­ния, применяют одноэтажные крытые склады, оборудованные стеллажами, с внутренним или наружным расположением погрузочно-выгрузочных путей. При соответствующем обосновании допускается сооружать многоэтажные склады с внутренним расположением путей. Контейнерные площадки проектируют либо специализированными (по прибытию и отправлению), либо совместными. Для переработки тяжеловесных грузов, металла, лесоматериалов проектируют двойные параллельные площадки с двумя-тремя погрузочно-выгрузочными путями. Площадки для выгрузки насыпных грузов, угля, нерудных материалов и других пылящих грузов располагают с учетом направления преобладающих ветров на расстоянии не менее 50 м от складов тарно-штучных грузов и контейнерных площадок. Вокруг них размещают зеленые насаждения.

Специализированные грузовые станции

Специализированные грузовые станции проектируют для пе­реработки отдельных грузов: угля, руды, леса, зерна, нефти, сыпучих строительных материалов (песка, щебня, гравия) и др. К специализированным относятся также станции по переработке контейнеров (терминалы) и станции по обслуживанию морских и речных портов и паромных переправ.

Схема пункта погрузки угля (руды) из шахты зави­сит от объема работы и способа погрузки. Применяют два способа погрузки: бункерный и безбункерный.

При бункерном способе груз предварительно накапливается в бункерах и, кроме того, устраивается запасный склад. Погрузка полувагонов осуществляется на путях при продвижении их под бункерами. При безбункерном способе уголь (руда) грузятся непосредствен­но в вагоны непрерывным потоком с помощью погрузочного кон­вейера. В этом случае отпадает потребность в запасном складе, но должна быть обеспечена бесперебойная подача порожних вагонов под погрузку. На многих шахтах используют оба рассмотренных способа по­грузки.

Базы выгрузки инертных минерально-строительных материа­лов (песка, щебня, гравия, камня) устраивают в пунктах, где ведется крупное строительство. Выгрузка вагонов осуществляется на эстакадах, куда они подаются целыми маршрута­ми или группами из нескольких вагонов. Погрузка на автомашины из отвалов может производиться через бункеры или тракторными погрузчиками, экскаваторами и другими механизмами.

По этой же схеме устраивают также угольные базы.

В районах добычи или переработки нефти сооружают специ­альные пункты налива, а также промывочно-пропарочные стан­ции для подготовки цистерн под налив нефтепродуктов. Прибывающие на станцию порожние составы цистерн прини­маются на пути приемоотправочного парка. После технического осмотра составы расформировывают на сортировочные пути по роду налива нефтепродуктов, виду ремонта и подготовки цистерн под налив. С сортировочных путей цистерны по соединительному пути переставляют на пути соответствующих устройств промывочно-пропарочной станции. Подготовленные к наливу цистерны подают на пути пункта налива. Груженые цистерны с пункта налива по соединительному пути убирают на пути станции. Там формируют и отправляют маршруты.

К числу грузовых относятся портовые станции, об­служивающие морские и речные порты при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и обратно. Эти станции выполняют работу по приему поездов с ближайшей к порту сор­тировочной станции, сортировке вагонов по отдельным погрузочно-выгрузочным фронтам (причалам, складам) и отправлению поездов на сортировочную станцию.

При организации паромных переправ используют одно-, двух- и трехпалубные паромы вместимостью соответственно 26, 104 и 108 четырехосных вагонов. Комплекс устройств станции состоит из парков приема поез­дов в разборку, сортировочно-отправочного с горкой и выставоч­ного (предпаромного).

Число путей в сортировочном парке принимается равным чис­лу путей на пароме для формирования групп вагонов (плетей) плюс необходимое число сортировочных путей для накопления составов на внешнюю сеть и местных вагонов. Выставочные парки предназначены для выставки подобранных групп вагонов на каждый путь парома и выкатки оттуда прибывших вагонов.

Межгосударственные приграничные передаточные станции

С распадом СССР на границах со странами СНГ и Балтии воз­никла необходимость в строительстве новых межгосударственных приграничных станций.

Эти станции предназначены для приема, обработки и отправ­ления грузовых и пассажирских поездов, обращающихся между российскими и зарубежными пунктами.

Межгосударственные приграничные передаточные станции рас­положены непосредственно у границы или незначительно удале­ны от нее в глубь страны (не более чем на 15 км).

На приграничных передаточных станциях при отправлении гру­зовых поездов за границу и по прибытии их из-за границы выпол­няются технический осмотр и безотцепочный ремонт подвижного состава, а также коммерческий осмотр, обрабатываются докумен­ты технической и коммерческой службами, проводятся погранич­ный и таможенный досмотры, проверка документов и грузов сан­инспекцией и ветнадзором, совершаются маневры по прицепке и отцепке вагонов.

При прохождении через пограничный пункт пассажирского поезда объединенные бригады осмотрщиков российской и сопре­дельной сторон выполняют работы по его приему и отправлению, техническому обслуживанию состава; пограничный наряд прове­ряет документы у пассажиров, кроме того, проводятся погранич­но-таможенный контроль, досмотр купе и других помещений ва­гонов, наружный осмотр поезда, внутренний осмотр почтово-ба­гажных вагонов и локомотивов.

В связи с этим на приграничных передаточных станциях преду­смотрены парки приема и отправления транзитных и местных пас­сажирских поездов с комплексом устройств для обслуживания пас­сажиров и выполнения операций по таможенному и погранично­му досмотрам; приемоотправочный парк технического обслужива­ния и осмотра транзитных грузовых поездов пограничниками и таможенниками с размещением в нем досмотровых мостиков, ко­лодцев и служебных помещений; парки путей для отстоя задер­жанных вагонов и отцепочного ремонта вагонов, а также произ­водственно-складская зона для выполнения грузовых операций.