СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Железнодорожные станции и узлы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект лекций по дисциплине Станции иузлы

Просмотр содержимого документа
«Железнодорожные станции и узлы»

Классификация и нумерация путей

Железнодорожные пути делятся на главные на перегонах, станционные (в том числе главные на станциях) и специального назначения.

Все пути в пределах станционной территории, за исключением путей необщего пользования, переданных в ведение других служб и организаций, находятся в распоряжении начальника станции.

К главным путям относятся пути перегона; их непосредственное продолжение в пределах станции носит название главных станционных путей. На каждом раздельном пункте столько главных путей, сколько на прилегающих перегонах: на двухпутных линиях два, на однопутных –один. Если перегоны одни однопутный, а другой двухпутный, то на станции два главных пути. На участках со вставками для безостановочных скрещений раздельные пункты имеют два главных пути. Кроме главных, к станционным путям относятся приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства), соединительные (ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным плат­формам, к пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава), а также прочие, назначение которых определяется выполняемыми на них операциями.

Приемо-отправочные пути служат для приема и отправления поездов. Как правило, их специализируют для определенной категории поездов: пригородных, транзитных грузовых, грузовых, подлежащих расформирова­нию, своего формирования. На всех станциях можно использовать главные пути для приема и отправления пассажирских, а в свободное время транзитных грузовых поездов. Если на станции несколько приемо­-отправочных путей, то наиболее удаленные из них, к которым примыкают маневровые вытяжные пути, используют для приема разборочных поездов отправления поездов своего формирования. Такая специализация позволяет до минимума сократить количество враждебных маршрутов и выполнять маневровую работу одновременно с приемом и отправлением поездов. Специальные пути выделяют для приема и отправления поездов: пригород­ных, заканчивающих следование, с разрядными и негабаритными грузами и др.

Сортировочные пути используют для накопления вагонов, формирования и расформирования составов. Специализируют их для накопления вагонов определенного назначения плана формирования. На крупных сортировочных станциях на каждое назначение выделяют по одному пути, а для отдельных назначений по два. На участковых станциях в большинстве случаев специ­ализация сортировочных путей скользящая.

Погрузочно-разгрузочные пути размещены непосредственно на грузовом дворе или у грузовых фронтов.

На вытяжные пути выводят составы при маневровых операциях. На станциях может быть несколько вытяжных путей. Это зависит от ее категории и объема работы.

Пути на сортировочных горках служат для надвига составов, подлежа­щих расформированию, на горб.

Деповские пути расположены на территории локомотивных и вагонных депо и служат для ремонта, экипировки и стоянки соответственно локомотивов и вагонов. Вблизи экипировочных путей в локомотивных депо находятся устройства для снабжения локомотивов топливом и песком.

К прочим станционным относятся ходовые пути, которые служат для пропуска одиночных локомотивов из депо под состав и обратно, пути стоянки пожарных и восстановительных поездов, подталкива­ющих локомотивов и др.

К специальным путям относят предохранительные и улавлива­ющие тупики, подъездные пути к предприятиям.

Станционные пути одного назначения на станциях со значительным путевым развитием объединяются в группы, называемые парками. Могут быть парки приема, отправления, приемо-отправочные, сортировочные и технические, предназначенные для стоянки, осмотра, ремонта и экипировки пассажирских составов.

Начальник станции несет персональную ответствен­ность за правильное использование и надлежащее содержание всех станционных путей, полную безопасность движущихся поездов и маневрирующих составов. Он обязан систематически проверять техническое состояние путей, требовать устранения неисправностей, обнаруженных в процессе личного осмотра устройств, работниками служб пути, сигнализации и связи. Если подъездные пути переданы железной дороге, то начальник станции несет ответственность и за их техническое состояние. Отвечают за использование и содержание путей локомотивного и вагонного депо начальники депо.

Порядок нумерации путей и стрелочных переводов

На станциях каждый путь, стрелочный перевод, станционный пост централизации и стрелочный пост, а на перегонах каждый главный путь должен иметь номер.

Запрещается устанавливать одинаковые номера путям, стрелочным переводам и постам в пределах одной станции. На станциях, имеющих отдельные парки, не допускается устанавли­вать одинаковые номера путям в пределах одного парка.

Главные пути на перегонах и станциях обозначают римскими цифрами: в нечетном направлении – нечетными, а в четном – четными. Главный путь на станции имеет тот же номер, что и на перегоне. При подходе к станции с одной стороны двухпутной линии, а с другой двух однопутных главные пути в пределах станции нумеруют по двухпутному подходу. Если двухпутную линию пересекает или к ней примыкает одна или две однопутные, то их главным путям присваиваются соответственно номера III и IV. При пересече­нии на станции или примыкании к ней двух двухпутных линий номера I и II присваивают главным путям основного направления. Разветвления главного пути (путепроводная развязка, обход депо, вытяжного пути и др.) нумеруют римскими цифрами в зависимости от направления движения поездов: нечет­ного – нечетными, четного – четными.

Приемо-отправочные пути обозначают арабскими цифрами. На проме­жуточных станциях и обгонных пунктах пути, примыкающие к четному главному – четными, к нечетному –нечетными. На однопутных линиях приемо-отправочные пути, расположенные между пассажирским зданием и главным путем, имеют нечетную нумерацию, а по другую сторону главного – четную. Когда пути специализированы по направлениям движения, нумерация их зависит от того, какие принимают на них поезда: четные или нечетные. Если пути не специализированы по направлениям и не объединены в парки, а главные пути расположены сбоку от них, то приемо-отправочные пути нумеруют последовательно. Пути, объединенные в парки, имеют обособлен­ную нумерацию. В пределах одного парка их нумеруют последовательно; станционные пути, не сгруппированные в парки, последовательно за приемо­-отправочными. Путям сортировочных парков присваивают две арабские цифры: первая – номер пучка, вторая – номер пути в пучке.

Нумерация стрелочных постов и стрелочных районов со стороны прибывающих четных поездов – четная, а с другой стороны – нечетная. Такой же принцип нумерации стрелочных постов и районов в парках, даже если весь парк расположен в четной стороне станции. Посты централизации нумеруют так же, как и стрелочные, если их на станции два и более.

Стрелочным переводам, расположенным со стороны прибытия четных поездов, присваивают четные порядковые номера, а со стороны нечетных – нечетные. Линией, разделяющей станцию на четную и нечетную стороны, считается ось пассажирского здания. Если пассажирское здание (на крупных станциях) находится с одной стороны станции, то линией деления ее на четную и нечетную стороны служит ось, проходящая посередине путевого развития. Нумерация стрелочных переводов, расположенных в парках, как правило, обособлена. Каждому парку выделена определенная сотня номеров: нечетных – для стрелочных переводов нечетной стороны, четных – для четной. Парк на стороны делится своей осью. Спаренные стрелки и стрелочные улицы имеют непрерывную последовательную нумерацию.

На каждой станции есть подробный масштабный план, где указаны расположение и номера путей, постов, стрелок, расстояния их от оси пассажирского здания.