СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Живая память". Учебно-исследовательский проект.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа учащейся 6-А класса Сысоевой маргариты , посвящённая 7--летию Победы. В работе рассказывается о дедушке ученицы - Мухине Ю.С., местном поэте, композиторе, исполнителе - ветеране ВОв.

Просмотр содержимого документа
«Автореферат РИТА»

Добрый день! Я Сысоева Маргарита, ученица 6-А класса.

Тема моего проекта – «Живая память».

В 2015 году наша страна готовится отметить 70 - летие Великой Победы. Всё дальше уходят в прошлое годы войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами.

В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!

В процессе работы у меня появилась гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его. Только народ, который знает и помнит свою историю, достоин свободы и независимости.

И я хочу внести свою маленькую долю в это важное дело – сохранение памяти.

Военная тема - очень важная в истории моей семьи. Солдатом войны был папин дедушка Мухин Юрий Степанович, мой прадед. Мне захотелось проследить военный путь моего родственника, подробнее узнать о его судьбе. Так появилась тема моей исследовательской работы: «Живая память».

Цели и задачи моей работы представлены на слайде (СЛАЙД 2)

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на мероприятиях в память о тех, кто ценой своей жизни защитил Родину. В прошлом учебном году, готовясь к празднованию дня Победы, мои одноклассники рассказывали о своих родственниках - участниках войны. Я решила познакомить ребят с фактами биографии и творчества моего прадеда Мухина Юрия Степановича, участника той жестокой войны. Вот уже почти два года, как Мухин Ю.С. ушёл из жизни. Я хорошо его помню. Но сейчас жалею о том, что не догадалась подробно расспросить его о тех годах.

За помощью обратилась к бабушке, Бельковой Людмиле Юрьевне, и попросила её вспомнить о своём отце. (СЛАЙД 3 ) Я внимательно слушала ее рассказы, с волнением рассматривала сохранившиеся в семье фотографии военных лет, дедушкины награды, удостоверения. (СЛАЙД 4 )

(СЛАЙД 5 ) Мой дедушка – Мухин Юрий Степанович - родился 8 сентября 1924 года. В 2013 –м году в возрасте восьмидесяти девяти лет он ушёл из жизни. В нашей семье очень бережно хранят семейные реликвии: его награды, тетради со стихами, любимые вещи. Сохранились и его воспоминания о фронтовом пути.

16 июня 1942 года Мухин Ю. сдал последние экзамены за 8-ой класс, а 20 июня получил повестку из райвоенкомата и был призван в армию. Ему исполнилось 18 лет, за плечами не было никакого опыта – ни житейского, ни военного. Нелегко было уральскому пареньку, как и многим другим ребятам, осваивать фронтовую науку. Но русские солдаты быстро обучались всем военным премудростям. Из района на фронт отправили тогда 600 человек, поездом направив в город Майкоп, где находился призывной пункт.

Мухин Ю.С. служил в 216-ой Краснознамённой дивизии.

(СЛАЙД 6) Об этой дивизии даже написана песня:

Награждённая Орденом Красным, 
Ты с успехом прошла весь Донбасс.
 
Не забудем мы путь свой прекрасный,
 
Мелитопольский бой и Сиваш.

За пролитую кровь и пожары, 
Что несет в своем сердце страна,
 
Отомстим мы фашистским мерзавцам
 
И расплатимся с ними сполна.

Мухин Ю.С. воевал до 9 мая 1945 года и дошёл до города Кёнигсберг. Там и встретил конец войны – День Победы.

За военные годы у Юрия Степановича появилось много друзей-однополчан. Он очень дорожил их дружбой, и, когда позволяло здоровье, дедушка ездил в Севастополь встречаться с ними. (СЛАЙД 7)

Хочется сказать и о том, что Юрий Степанович был прекрасным семьянином, воспитал двух дочерей – Татьяну и Людмилу.

7 марта 2012 года Юрий Степанович и Тамара Александровна Мухины награждены знаком отличия Свердловской области «Совет да любовь». (СЛАЙД 8)

Мухин Юрий Степанович – известный всем жителям нашего Туринского района поэт, активный участник художественной самодеятельности. (СЛАЙД 9) Он был солистом хора ветеранов, исполнителем народных песен, автором музыкально-поэтических композиций и песен о Туринске. Его стихи – это память о прошлом, размышления о настоящем, мечты о будущем. Они искренни и просты. (СЛАЙДЫ 10-11) Их с удовольствием читают и молодые, и пожилые люди. Даже находясь на войне, он пытался описывать свои переживания и мечты.

Вот одно из военных стихотворений, написанных в 1946 году:

Догорает в небе красная ракета

И команда слышится «вперёд»,

А вдали виднеются рассветы,

Яростно стреляет пулемёт.

За плечами нашими сотни километров,

Далеко оставили свой родимый дом,

Впереди всего лишь три десятка метров,

Лишь один рывок, и пройден «Рубикон».

Вот она, холодная, хмурая, сырая,

Проклятая богом и людьми земля,

Под ногами нашими чужая мостовая,

И в домах пустынных тишина.

Покурить спокойно мы имеем право,

Эх, часок соснуть бы где-нибудь в тепле.

Мы не знаем, что там слева или справа,

Только мы уже на вражеской земле.

Дедушка был очень общительным человеком, часто встречался с жителями нашего района, читал свои стихи, рассказывал о фронтовых буднях. И люди были ему за это благодарны. До сих пор в нашей семье хранятся сделанные ему подарки. (СЛАЙДЫ 12-13)

Нам необходимо бережно хранить память о прошлом. Это, вроде бы, понятно всем. Поскольку тема памяти о войне в 2015 году очень актуальна, я решила выяснить у своих сверстников, что же они знают о тех годах. Для этого я провела анкетирование учащихся 5-7 классов нашей школы. Было опрошено 66 человек.

Им были предложены вопросы, представленные на слайде (СЛАЙД 14). Я не могу сказать, что результаты исследования меня порадовали. Скорее всего, встревожили. Результаты – перед вами. (СЛАЙДЫ 15 -21 – один за другим)

Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Я хочу, чтобы мои сверстники поняли, что можно гордиться и восхищаться не только героями боевиков, а своими собственными прадедами и прабабушками, которые каждый день совершали подвиги. И я буду всегда помнить своего бесстрашного дедушку и гордиться им, учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.

В начале работы я поставила цели: узнать о героическом прошлом своей семьи; выяснить отношение современного поколения к тем далёким событиям. Я подробнее узнала о судьбе фронтовика Мухина Юрия Степановича, познакомилась с его творчеством. Считаю цель достигнутой, поставленные задачи – реализованными. Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась.

(СЛАЙД 22).Закончить работу мне хочется строками стихотворения Мухина Юрия Степановича: (ПОДУЧИ СТИХОТОВОРЕНИЕ про войну)


2


Просмотр содержимого документа
«Догорает в небе красная ракета»

Догорает в небе красная ракета

И команда слышится «вперёд»,

А вдали виднеются рассветы,

Яростно стреляет пулемёт.

За плечами нашими сотни километров,

Далеко оставили свой родимый дом,

Впереди всего лишь три десятка метров,

Лишь один рывок, и пройден «Рубикон».

Вот она, холодная, хмурая, сырая,

Проклятая богом и людьми земля,

Под ногами нашими чужая мостовая,

И в домах пустынных тишина.

Покурить спокойно мы имеем право,

Эх, часок соснуть бы где-нибудь в тепле.

Мы не знаем, что там слева или справа,

Только мы уже на вражеской земле.

(Написано в 1946 году)





Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1









































Мухин Юрий Степанович

1924 – 20013





Приложение 2





Фёдор Иванович Толбухин,

генерал армии, командующий 4-м Украинским фронтом











О 216-ой Краснознамённой дивизии



Награжденная Орденом Красным, 

Ты с успехом прошла весь Донбасс. 
Не забудем мы путь свой прекрасный, 
Мелитопольский бой и Сиваш.

За пролитую кровь и пожары, 
Что несет в своем сердце страна, 
Отомстим мы фашистским мерзавцам 
И расплатимся с ними сполна.








Приложение 3





















Награды Мухина Ю.С.

Приложение 4

















































Приложение 5































Ю.С.Мухин и Б.Е.Мартынов

на сцене Дворца культуры пос. ЦБЗ















Приложение 6

начало









































Приложение 6

окончание







Песни о Туринске, написанные Ю.С.Мухиным





Приложение 7







Встреча ветеранов Великой Отечественной войны в музее Декабристов

















Приложение 8



Вопросы анкеты, предложенной учащимся 5-7 классов

  1. Знаешь ли ты, когда была Великая Отечественная война? Напиши даты её начала и конца.

  2. Сколько лет со Дня Победы будет в 2015 году?

  3. Читал ли ты книги о войне? Если читал, то какие?

  4. Есть ли у тебя родственники-фронтовики?

  5. Что ты знаешь об этих родственниках?

  6. Хотел бы ты узнать о них больше?

  7. Как ты считаешь, нужно ли хранить память о войне?

  8. Если нужно помнить, то зачем?

























Приложение 8

продолжение

Результаты опроса



  1. Знаешь ли ты, когда была Великая Отечественная война?













Приложение 8

продолжение

  1. Сколько лет со Дня Победы будет в 2015 году?













Приложение 8

продолжение

  1. Читал ли ты книги о войне?















Приложение 8

продолжение



  1. Есть ли у тебя родственники-фронтовики?















Приложение 8

продолжение

Хотели бы узнать о родственниках-фронтовиках больше?



















Приложение 8

окончание

Нужно ли хранить память о войне?























27


Просмотр содержимого документа
«проект»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием Администрации Туринского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени Ж.И.Алфёрова









Учебно-исследовательский проект

«Живая память»



Исполнитель: Сысоева Маргарита,

ученица 6 «А» класса.

Руководитель:

Широковская Елена Васильевна

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория













г. Туринск


2015 г.

Содержание


Введение

6

Глава 1. Семейные реликвии


1.1.

Воспоминания фронтовика

8

1.2.

Поэтическая тетрадь

11

Глава 2. Память о войне


2.1.

Практическая часть. Результаты анкетирования

12

2.2.

Почему современные дети мало знают о войне?

13

Заключение

14

Список источников

15

Приложения

16



















В 2015 году наша страна готовится отметить 70 - летие Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

Всё дальше уходят в прошлое годы войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами.

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой», - поется в известной песне. И это действительно так.

В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!

Мы обязаны знать и помнить героические поступки наших прадедов, так как эти люди отстояли свободу и независимость Родины, победив страшного врага. И я хочу внести свою маленькую долю в это очень важное дело – сохранение памяти.

Военная тема - очень важная в истории моей семьи. Солдатом войны был папин дедушка Мухин Юрий Степанович, мой прадед. Мне захотелось проследить военный путь моего родственника, подробнее узнать о судьбе солдата, который наравне со всеми внёс неоценимый вклад в победу над врагом.

Так появилась тема моей исследовательской работы: «Живая память».

Цели моей работы: узнать о героическом прошлом своей семьи;

выяснить, каково отношение современного поколения к тем далёким событиям.

Задачи:

1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.

2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.

3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.

4) Через анкетирование выяснить, что знают мои сверстники о Великой Отечественной войне, какие книги они читали и как относятся к проблеме сохранения памяти.

4) Сохранить память о солдате Мухине Юрии Степановиче, воевавшем с июля 1942 года по 9 мая 1945 года и завершившего свой боевой путь в Кёнигсберге.

5) Познакомить учащихся с творчеством самодеятельного поэта - фронтовика, композитора и исполнителя народных песен Мухина Юрия Степановича.

Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его. Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев, достоин свободы и независимости.

Вопросы, решаемые в работе:

Основополагающий вопрос: связана ли история моей семьи с историей моей страны?

Проблемный вопрос: важно ли изучать жизнь своих предков?

Объектом работы является моя семья.

Методы исследования:

  1. Сбор информации

  2. Интервьюирование

  3. Обработка информации

  4. Изучение и анализ семейных фото и документальных источников.

Этапы реализации проекта:

1) Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников.

2) Подготовка мультимедийной презентации.

3) Защита проекта.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на мероприятиях в память о тех, кто ценой своей жизни защитил Родину. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга людей, интересующихся историей родного края, нашими защитниками.




























ВВЕДЕНИЕ

Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. О войне моё поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей. Но главное – рассказы ветеранов. Они, как живой родник, питают нашу благодарную память. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая».

А что мы знаем о той далекой войне? Что такое война? Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

Война… Она разбивала надежды, лишала дома, близких и друзей. Она убивала изнутри каждого, кому пришлось ее пережить. На фронтах этой страшной войны мужали, росли, учились по-настоящему дружить… и убивать. Во имя Родины, но – убивать. Какая страшная необходимость! Люди мечтали созидать, любить, строить будущее, с радостью смотреть за горизонт нового дня, оставить на Земле свой светлый след. А здесь нужно было разрушать, губить, оставляя за собой только пепел и руины. Вместо того чтобы засевать плодородную почву зерном, её засевали пулями и мертвецами.

Эти страшные четыре года покалечили множество судеб. Даже если человек не погиб, дошел до Победы, со слезами счастья радовался сводкам Советского Информбюро и майскому салюту, разве легко ему было привыкать к тишине по ночам, взять в руки мирное орудие труда после пулемета? Легко ли после пережитого кошмара обрести радость жизни? Мы должны понять, что война остается в душе человека навсегда, и ее нельзя извлечь, как осколок от снаряда. Её нельзя забыть, вычеркнуть. Даже самые страшные сны забываются, но война – это не сон. Это наша с вами история. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим будущим детям и внукам, чтобы помнили.

В прошлом учебном году, готовясь к празднованию дня Победы, на классном часе мы говорили о том, что такое война, о том, сколько горя и страданий принесла она нашему народу, о тех, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, кто верил и ждал несмотря ни на что. Мои одноклассники рассказывали о своих родственниках - участниках войны. Я решила познакомить ребят с фактами биографии и творчества моего прадеда Мухина Юрия Степановича, участника Великой Отечественной войны. Вот уже почти два года, как он ушёл из жизни. Я хорошо его помню. Но сейчас жалею о том, что не догадалась (в силу своего возраста) подробно расспросить о тех годах.

За помощью обратилась к бабушке, Бельковой Людмиле Юрьевне, и попросила её вспомнить о своём отце. Я внимательно слушала ее рассказы, с волнением рассматривала сохранившиеся в семье фотографии военных лет, дедушкины награды, удостоверения.













ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ

1.1.Воспоминания фронтовика

Мой дедушка – Мухин Юрий Степанович (См. приложение 1) - родился 8 сентября 1924 года в городе Краснодар Азово-Черноморского края. В 2013 –м году в возрасте 89 лет он ушёл из жизни. В нашей семье бережно хранят семейные реликвии: награды Юрия Степановича, тетради со стихами, любимые вещи. Сохранились и его воспоминания о фронтовом пути.

16 июня 1942 года Юрий Мухин сдал последние экзамены за 8-ой класс, а 20 июня получил повестку из райвоенкомата и был призван в армию. Ему исполнилось 18 лет, за плечами не было никакого опыта – ни житейского, ни военного. Нелегко было уральскому пареньку, как и многим другим ребятам, осваивать фронтовую науку. Но русские солдаты никогда не теряли силы духа, быстро обучались всем военным премудростям. Призывной пункт находился в городе Майкопе, из района на фронт отправлялось тогда 600 человек. Взяв в руки оружие, начали они защищать свою Родину.

У дедушки сохранились воспоминания о тех далёких страшных днях.

Вот лишь некоторые отрывки:

«Немцы прорвали фронт и отрезали нам путь на Туапсе и Армавир, наши войска отступили в горы. Отступали до предгорий Кавказа, где и держали оборону до июля 1943 года… С началом наступления под Сталинградом немцы испугались, что их могут отрезать, и начали срочно отступать…

Наши части пошли в наступление и вышли на железнодорожную станцию «Баку- Армавир» в районе Минеральных вод. Когда войска освободили город Прохладный, нашу часть начали расформировывать, и всех солдат 1924 года рождения отправили учиться».

Дедушка попал в пулемётную роту учиться на пулеметчика, остальные - в роту связистов или минометчиков. Проучившись 4,5 месяца, получил звание сержанта и был направлен на 3-й Украинский фронт, который впоследствии получил название 4-й, также Украинский. Командовал фронтом генерал армии Фёдор Иванович Толбухин (См. приложение 2) . Мухин Ю.С. служил в 216-ой Краснознаменной дивизии.

Об этой дивизии даже написана песня:

Награжденная Орденом Красным, 
Ты с успехом прошла весь Донбасс.
 
Не забудем мы путь свой прекрасный,
 
Мелитопольский бой и Сиваш.

За пролитую кровь и пожары, 
Что несет в своем сердце страна,
 
Отомстим мы фашистским мерзавцам
 
И расплатимся с ними сполна.

« К октябрю 1943 года, - воспоминал ветеран, - наши войска вышли к озеру Сиваш (гнилому морю). 1 ноября наш 10-й корпус в составе двух дивизий -246-ой и 216-ой начали форсировать Сиваш. Войска прошли тот путь, по которому шли в 1920 году войска Блюхера. До 8 апреля 1944 года советские войска стояли в обороне. Началось наступление, наша 51-я армия освободила города Симферополь, Бахчисарай и другие населённые пункты. 7 мая наши войска подошли к городу Севастополь. Город был освобожден 9 мая 1944 года в ходе Крымской стратегической наступательной операции советских войск. Крымская операция завершилась полным разгромом 17-й немецкой армии.12 мая 1944 года война в Крыму закончилась. А потом была Литва- Каунас, Клайпеда».

Мухин Ю.С. воевал до 9 мая 1945 года и дошёл до города Кёнигсберг. Там и встретил конец войны – День Победы. У Юрия Степановича много заслуженных наград и юбилейных медалей. (См. приложение 3). За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года Мухин Ю.С. награждён Орденом Отечественной войны 2 степени (См. приложение 4).

В военные годы у Юрия Степановича появилось много друзей-однополчан. Он очень ценил их дружбу, и, когда позволяло здоровье, дедушка ездил в Севастополь на встречу с ними.

Хочется сказать и о том, что Юрий Степанович был прекрасным семьянином, воспитал двух дочерей – Татьяну и Людмилу.

7 марта 2012 года Юрий Степанович и Тамара Александровна Мухины награждены знаком отличия Свердловской области «Совет да любовь».





















1.2. Поэтическая тетрадь

Мухин Юрий Степанович – известный всем жителям нашего Туринского района поэт, активный участник художественной самодеятельности Дворца культуры ЦБЗ (См. приложение 5). Он был солистом хора ветеранов, исполнителем народных песен, автором музыкально-поэтических композиций и песен о Туринске. (См. приложение 6). Его стихи – это память о прошлом, размышления о настоящем, мечты о будущем. Они искренни и просты. Их с удовольствием читают и молодые, и пожилые люди. Даже находясь на войне, он пытался описывать свои переживания и мечты. Вот одно из военных стихотворений, написанных в 1946 году:

Догорает в небе красная ракета

И команда слышится «вперёд»,

А вдали виднеются рассветы,

Яростно стреляет пулемёт.

За плечами нашими сотни километров,

Далеко оставили свой родимый дом,

Впереди всего лишь три десятка метров,

Лишь один рывок, и пройден «Рубикон».

Вот она, холодная, хмурая, сырая,

Проклятая богом и людьми земля,

Под ногами нашими чужая мостовая,

И в домах пустынных тишина.

Покурить спокойно мы имеем право,

Эх, часок соснуть бы где-нибудь в тепле.

Мы не знаем, что там слева или справа,

Только мы уже на вражеской земле.

Дедушка был очень общительным человеком, часто встречался с жителями нашего района, читал свои стихи, рассказывал о фронтовых буднях. (См.приложение 7) .И люди были ему за это благодарны. До сих пор в нашей семье хранятся сделанные ему подарки.

ГЛАВА 2. ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ

2.1. Практическая часть

Результаты анкетирования

Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», нам необходимо бережно хранить память о прошлом. Это, вроде бы, понятно всем. Поскольку тема памяти о войне в 2015 году очень актуальна, я решила выяснить у своих одноклассников, что же они знают о тех годах.

Для этого я провела анкетирование учащихся 5-7 классов нашей школы. Было опрошено 66 человек.

Им было предложено ответить на 8 вопросов (См. приложение 8 ).

Я не могу сказать, что результаты исследования меня порадовали. Скорее всего, встревожили.

Оказалось, что точную дату начала и окончания Великой Отечественной войны знают всего лишь 46 человек (69%). Сколько лет прошло со дня завершения войны, тоже знает не каждый – всего 58 человек (88%). Книги о войне мало кто из моих сверстников читал, всего 37 чел. (56%), в основном, это программные произведения. Многие ребята – 60 чел (91%) - ответили, что у них есть родственники-фронтовики, но практически никто о них не может рассказать. Радует то, что почти все из них – 58 человек (97%) - хотели бы узнать о фронтовиках своей семьи побольше. 61 человек (92%) из всех опрошенных считает, что память о войне хранить нужно, чтобы выразить благодарность тем, кто отдал за нас жизнь, а 5 человек (8%) почему-то не знают, нужно ли помнить о прошлом.








2.2. Почему современные дети мало знают о войне?

Работая над проектом, я попыталась проанализировать, почему же мои сверстники так мало знают о той кровопролитной, ужасной Великой Отечественной войне.

Праздник 9 мая стал для них формальным – это выходной, парад, салют. Та война для многих из них – далёкое прошлое, не больше. Наверное, это потому, что в семьях не принято говорить об ужасах главного события только что ушедшего в память двадцатого века – Второй Мировой войны. Конечно, взрослые совершают большую ошибку, не рассказывая детям об этом. Может быть, они боятся нанести ребёнку психологическую травму? Но задумайтесь: ведь ещё немного, и останется только один очевидец Великой Отечественной войны. Многих защитников нашего Отечества - тех, кто проливал кровь за нас, уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удаётся передать ту боль, что пережил народ. Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!

Это не должно повториться! Поэтому нам нельзя молчать, на этих жизненных примерах надо учить детей БЫТЬ ЛЮДЬМИ!













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участник Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить своего бесстрашного дедушку и гордиться им, учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.

Я хочу, чтобы мои сверстники поняли, что можно гордиться и восхищаться не только героями боевиков, а своими собственными прадедами и прабабушками, которые каждый день совершали подвиги.

В начале работы я поставила цели: узнать о героическом прошлом своей семьи; выяснить отношение современного поколения к тем далёким событиям. Я подробнее узнала о судьбе фронтовика Мухина Юрия Степановича, ближе познакомилась с его творчеством. Считаю цель достигнутой, поставленные задачи – реализованными. Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась.

Закончить работу мне хочется строками стихотворения поэта Ю.Полякова

Ответ фронтовику

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс.

.. .Конечно, мы смотрим иными глазами -

Такими же, полными слез.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Материалы семейного архива Мухиных.

  2. https://ru.wikipedia.org

  3. Ю.Поляков. Избранное. М. ,1994










Просмотр содержимого презентации
«ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №2 имени Ж.И.Алфёрова Учебно-исследовательский проект  «Живая память»  Исполнитель: Сысоева Маргарита ,  ученица 6-А класса. Руководитель: Широковская Е.В ., учитель русского языка  и литерату ры, высшая КК

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Ж.И.Алфёрова

Учебно-исследовательский проект

«Живая память»

Исполнитель: Сысоева Маргарита ,

ученица 6-А класса.

Руководитель:

Широковская Е.В .,

учитель русского языка

и литерату ры, высшая КК

Цель моей работы:  узнать о героическом прошлом своей семьи; выяснить, каково отношение современного поколения к тем далёким событиям. Задачи: 1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи. 2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны. 3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины. 4) Через анкетирование выяснить, что знают мои сверстники о Великой Отечественной войне. 4) Сохранить память о солдате Мухине Юрии Степановиче. 5) Познакомить учащихся с творчеством самодеятельного поэта - фронтовика, композитора и исполнителя народных песен Мухина Юрия Степановича.

Цель моей работы:

узнать о героическом прошлом своей семьи;

выяснить, каково отношение современного поколения к тем далёким событиям.

Задачи:

1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.

2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.

3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.

4) Через анкетирование выяснить, что знают мои сверстники о Великой Отечественной войне.

4) Сохранить память о солдате Мухине Юрии Степановиче.

5) Познакомить учащихся с творчеством самодеятельного поэта - фронтовика, композитора и исполнителя народных песен Мухина Юрия Степановича.

Белькова Людмила Юрьевна, дочь Мухина  Юрия Степановича, делится воспоминаниями об отце

Белькова Людмила Юрьевна,

дочь Мухина

Юрия Степановича,

делится воспоминаниями

об отце

Я внимательно  слушала  ее рассказы, с волнением  рассматривала  сохранившиеся в семье  фотографии военных  и послевоенных лет

Я внимательно

слушала

ее рассказы,

с волнением

рассматривала

сохранившиеся в семье

фотографии военных

и послевоенных лет

Мухин Юрий Степанович 1924 – 2013

Мухин

Юрий Степанович

1924 – 2013

О 216-ой Краснознамённой дивизии: Награжденная Орденом Красным,   Ты с успехом прошла весь Донбасс.   Не забудем мы путь свой прекрасный,   Мелитопольский бой и Сиваш. За пролитую кровь и пожары,   Что несет в своем сердце страна,   Отомстим мы фашистским мерзавцам   И расплатимся с ними сполна. Фёдор Иванович Толбухин,  генерал армии, командующий 4-м Украинским фронтом

О 216-ой Краснознамённой дивизии:

Награжденная Орденом Красным,  Ты с успехом прошла весь Донбасс.  Не забудем мы путь свой прекрасный,  Мелитопольский бой и Сиваш.

За пролитую кровь и пожары,  Что несет в своем сердце страна,  Отомстим мы фашистским мерзавцам  И расплатимся с ними сполна.

Фёдор Иванович Толбухин,

генерал армии, командующий 4-м Украинским фронтом

Памятные встречи

Памятные встречи

7 марта 2012 года Юрий Степанович и Тамара Александровна Мухины награждены знаком отличия Свердловской области  «Совет да любовь»

7 марта 2012 года

Юрий Степанович и

Тамара Александровна Мухины

награждены знаком отличия Свердловской области

«Совет да любовь»

Ю.С.Мухин и Б.Е.Мартынов на сцене Дворца культуры пос. ЦБЗ

Ю.С.Мухин и Б.Е.Мартынов

на сцене Дворца культуры пос. ЦБЗ

Поэтическая тетрадь

Поэтическая тетрадь

Не только стихи, но и песни  написаны Ю.С.Мухиным

Не только стихи, но и песни

написаны Ю.С.Мухиным

Любимые книги ветерана Даже газеты, которые он читал, всё ещё лежат на том же месте

Любимые книги ветерана

Даже газеты, которые он читал,

всё ещё лежат на том же месте

Вопросы анкеты, предложенной учащимся  5-7 классов  Знаешь ли ты, когда была Великая Отечественная война? Напиши даты её начала и конца. Сколько лет со Дня Победы будет в 2015 году? Читал ли ты книги о войне? Если читал, то какие? Есть ли у тебя родственники-фронтовики? Что ты знаешь об этих родственниках? Хотел бы ты больше узнать о них? Как ты считаешь, нужно ли хранить память о войне?

Вопросы анкеты, предложенной учащимся

5-7 классов

  • Знаешь ли ты, когда была Великая Отечественная война?
  • Напиши даты её начала и конца.
  • Сколько лет со Дня Победы будет в 2015 году?
  • Читал ли ты книги о войне? Если читал, то какие?
  • Есть ли у тебя родственники-фронтовики?
  • Что ты знаешь об этих родственниках?
  • Хотел бы ты больше узнать о них?
  • Как ты считаешь, нужно ли хранить память

о войне?

  • Если нужно помнить, то зачем?
Результаты опроса  Знаешь ли ты, когда была Великая Отечественная война?

Результаты опроса

Знаешь ли ты, когда была Великая Отечественная война?

Сколько лет со Дня Победы будет в 2015 году?
  • Сколько лет со Дня Победы будет в 2015 году?
Читал ли ты книги о войне?
  • Читал ли ты книги о войне?
Есть ли у тебя родственники-фронтовики?
  • Есть ли у тебя родственники-фронтовики?
Хотели бы больше узнать о родственниках-фронтовиках?

Хотели бы больше узнать

о родственниках-фронтовиках?

Нужно ли хранить память о войне?

Нужно ли хранить память о войне?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ