Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Администрации Туринского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени Ж.И.Алфёрова
Учебно-исследовательский проект
«Живая память»
Исполнитель: Сысоева Маргарита,
ученица 6 «А» класса.
Руководитель:
Широковская Елена Васильевна
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
г. Туринск
2015 г.
Содержание
Введение | 6 |
Глава 1. Семейные реликвии | |
1.1. | Воспоминания фронтовика | 8 |
1.2. | Поэтическая тетрадь | 11 |
Глава 2. Память о войне | |
2.1. | Практическая часть. Результаты анкетирования | 12 |
2.2. | Почему современные дети мало знают о войне? | 13 |
Заключение | 14 |
Список источников | 15 |
Приложения | 16 |
В 2015 году наша страна готовится отметить 70 - летие Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
Всё дальше уходят в прошлое годы войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами.
«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой», - поется в известной песне. И это действительно так.
В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!
Мы обязаны знать и помнить героические поступки наших прадедов, так как эти люди отстояли свободу и независимость Родины, победив страшного врага. И я хочу внести свою маленькую долю в это очень важное дело – сохранение памяти.
Военная тема - очень важная в истории моей семьи. Солдатом войны был папин дедушка Мухин Юрий Степанович, мой прадед. Мне захотелось проследить военный путь моего родственника, подробнее узнать о судьбе солдата, который наравне со всеми внёс неоценимый вклад в победу над врагом.
Так появилась тема моей исследовательской работы: «Живая память».
Цели моей работы: узнать о героическом прошлом своей семьи;
выяснить, каково отношение современного поколения к тем далёким событиям.
Задачи:
1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.
2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.
3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
4) Через анкетирование выяснить, что знают мои сверстники о Великой Отечественной войне, какие книги они читали и как относятся к проблеме сохранения памяти.
4) Сохранить память о солдате Мухине Юрии Степановиче, воевавшем с июля 1942 года по 9 мая 1945 года и завершившего свой боевой путь в Кёнигсберге.
5) Познакомить учащихся с творчеством самодеятельного поэта - фронтовика, композитора и исполнителя народных песен Мухина Юрия Степановича.
Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его. Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев, достоин свободы и независимости.
Вопросы, решаемые в работе:
Основополагающий вопрос: связана ли история моей семьи с историей моей страны?
Проблемный вопрос: важно ли изучать жизнь своих предков?
Объектом работы является моя семья.
Методы исследования:
Сбор информации
Интервьюирование
Обработка информации
Изучение и анализ семейных фото и документальных источников.
Этапы реализации проекта:
1) Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников.
2) Подготовка мультимедийной презентации.
3) Защита проекта.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на мероприятиях в память о тех, кто ценой своей жизни защитил Родину. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга людей, интересующихся историей родного края, нашими защитниками.
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим… Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. О войне моё поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей. Но главное – рассказы ветеранов. Они, как живой родник, питают нашу благодарную память. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая».
А что мы знаем о той далекой войне? Что такое война? Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.
Война… Она разбивала надежды, лишала дома, близких и друзей. Она убивала изнутри каждого, кому пришлось ее пережить. На фронтах этой страшной войны мужали, росли, учились по-настоящему дружить… и убивать. Во имя Родины, но – убивать. Какая страшная необходимость! Люди мечтали созидать, любить, строить будущее, с радостью смотреть за горизонт нового дня, оставить на Земле свой светлый след. А здесь нужно было разрушать, губить, оставляя за собой только пепел и руины. Вместо того чтобы засевать плодородную почву зерном, её засевали пулями и мертвецами.
Эти страшные четыре года покалечили множество судеб. Даже если человек не погиб, дошел до Победы, со слезами счастья радовался сводкам Советского Информбюро и майскому салюту, разве легко ему было привыкать к тишине по ночам, взять в руки мирное орудие труда после пулемета? Легко ли после пережитого кошмара обрести радость жизни? Мы должны понять, что война остается в душе человека навсегда, и ее нельзя извлечь, как осколок от снаряда. Её нельзя забыть, вычеркнуть. Даже самые страшные сны забываются, но война – это не сон. Это наша с вами история. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим будущим детям и внукам, чтобы помнили.
В прошлом учебном году, готовясь к празднованию дня Победы, на классном часе мы говорили о том, что такое война, о том, сколько горя и страданий принесла она нашему народу, о тех, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, кто верил и ждал несмотря ни на что. Мои одноклассники рассказывали о своих родственниках - участниках войны. Я решила познакомить ребят с фактами биографии и творчества моего прадеда Мухина Юрия Степановича, участника Великой Отечественной войны. Вот уже почти два года, как он ушёл из жизни. Я хорошо его помню. Но сейчас жалею о том, что не догадалась (в силу своего возраста) подробно расспросить о тех годах.
За помощью обратилась к бабушке, Бельковой Людмиле Юрьевне, и попросила её вспомнить о своём отце. Я внимательно слушала ее рассказы, с волнением рассматривала сохранившиеся в семье фотографии военных лет, дедушкины награды, удостоверения.
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ
1.1.Воспоминания фронтовика
Мой дедушка – Мухин Юрий Степанович (См. приложение 1) - родился 8 сентября 1924 года в городе Краснодар Азово-Черноморского края. В 2013 –м году в возрасте 89 лет он ушёл из жизни. В нашей семье бережно хранят семейные реликвии: награды Юрия Степановича, тетради со стихами, любимые вещи. Сохранились и его воспоминания о фронтовом пути.
16 июня 1942 года Юрий Мухин сдал последние экзамены за 8-ой класс, а 20 июня получил повестку из райвоенкомата и был призван в армию. Ему исполнилось 18 лет, за плечами не было никакого опыта – ни житейского, ни военного. Нелегко было уральскому пареньку, как и многим другим ребятам, осваивать фронтовую науку. Но русские солдаты никогда не теряли силы духа, быстро обучались всем военным премудростям. Призывной пункт находился в городе Майкопе, из района на фронт отправлялось тогда 600 человек. Взяв в руки оружие, начали они защищать свою Родину.
У дедушки сохранились воспоминания о тех далёких страшных днях.
Вот лишь некоторые отрывки:
«Немцы прорвали фронт и отрезали нам путь на Туапсе и Армавир, наши войска отступили в горы. Отступали до предгорий Кавказа, где и держали оборону до июля 1943 года… С началом наступления под Сталинградом немцы испугались, что их могут отрезать, и начали срочно отступать…
Наши части пошли в наступление и вышли на железнодорожную станцию «Баку- Армавир» в районе Минеральных вод. Когда войска освободили город Прохладный, нашу часть начали расформировывать, и всех солдат 1924 года рождения отправили учиться».
Дедушка попал в пулемётную роту учиться на пулеметчика, остальные - в роту связистов или минометчиков. Проучившись 4,5 месяца, получил звание сержанта и был направлен на 3-й Украинский фронт, который впоследствии получил название 4-й, также Украинский. Командовал фронтом генерал армии Фёдор Иванович Толбухин (См. приложение 2) . Мухин Ю.С. служил в 216-ой Краснознаменной дивизии.
Об этой дивизии даже написана песня:
Награжденная Орденом Красным,
Ты с успехом прошла весь Донбасс.
Не забудем мы путь свой прекрасный,
Мелитопольский бой и Сиваш.
За пролитую кровь и пожары,
Что несет в своем сердце страна,
Отомстим мы фашистским мерзавцам
И расплатимся с ними сполна.
« К октябрю 1943 года, - воспоминал ветеран, - наши войска вышли к озеру Сиваш (гнилому морю). 1 ноября наш 10-й корпус в составе двух дивизий -246-ой и 216-ой начали форсировать Сиваш. Войска прошли тот путь, по которому шли в 1920 году войска Блюхера. До 8 апреля 1944 года советские войска стояли в обороне. Началось наступление, наша 51-я армия освободила города Симферополь, Бахчисарай и другие населённые пункты. 7 мая наши войска подошли к городу Севастополь. Город был освобожден 9 мая 1944 года в ходе Крымской стратегической наступательной операции советских войск. Крымская операция завершилась полным разгромом 17-й немецкой армии.12 мая 1944 года война в Крыму закончилась. А потом была Литва- Каунас, Клайпеда».
Мухин Ю.С. воевал до 9 мая 1945 года и дошёл до города Кёнигсберг. Там и встретил конец войны – День Победы. У Юрия Степановича много заслуженных наград и юбилейных медалей. (См. приложение 3). За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года Мухин Ю.С. награждён Орденом Отечественной войны 2 степени (См. приложение 4).
В военные годы у Юрия Степановича появилось много друзей-однополчан. Он очень ценил их дружбу, и, когда позволяло здоровье, дедушка ездил в Севастополь на встречу с ними.
Хочется сказать и о том, что Юрий Степанович был прекрасным семьянином, воспитал двух дочерей – Татьяну и Людмилу.
7 марта 2012 года Юрий Степанович и Тамара Александровна Мухины награждены знаком отличия Свердловской области «Совет да любовь».
1.2. Поэтическая тетрадь
Мухин Юрий Степанович – известный всем жителям нашего Туринского района поэт, активный участник художественной самодеятельности Дворца культуры ЦБЗ (См. приложение 5). Он был солистом хора ветеранов, исполнителем народных песен, автором музыкально-поэтических композиций и песен о Туринске. (См. приложение 6). Его стихи – это память о прошлом, размышления о настоящем, мечты о будущем. Они искренни и просты. Их с удовольствием читают и молодые, и пожилые люди. Даже находясь на войне, он пытался описывать свои переживания и мечты. Вот одно из военных стихотворений, написанных в 1946 году:
Догорает в небе красная ракета
И команда слышится «вперёд»,
А вдали виднеются рассветы,
Яростно стреляет пулемёт.
За плечами нашими сотни километров,
Далеко оставили свой родимый дом,
Впереди всего лишь три десятка метров,
Лишь один рывок, и пройден «Рубикон».
Вот она, холодная, хмурая, сырая,
Проклятая богом и людьми земля,
Под ногами нашими чужая мостовая,
И в домах пустынных тишина.
Покурить спокойно мы имеем право,
Эх, часок соснуть бы где-нибудь в тепле.
Мы не знаем, что там слева или справа,
Только мы уже на вражеской земле.
Дедушка был очень общительным человеком, часто встречался с жителями нашего района, читал свои стихи, рассказывал о фронтовых буднях. (См.приложение 7) .И люди были ему за это благодарны. До сих пор в нашей семье хранятся сделанные ему подарки.
ГЛАВА 2. ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ
2.1. Практическая часть
Результаты анкетирования
Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», нам необходимо бережно хранить память о прошлом. Это, вроде бы, понятно всем. Поскольку тема памяти о войне в 2015 году очень актуальна, я решила выяснить у своих одноклассников, что же они знают о тех годах.
Для этого я провела анкетирование учащихся 5-7 классов нашей школы. Было опрошено 66 человек.
Им было предложено ответить на 8 вопросов (См. приложение 8 ).
Я не могу сказать, что результаты исследования меня порадовали. Скорее всего, встревожили.
Оказалось, что точную дату начала и окончания Великой Отечественной войны знают всего лишь 46 человек (69%). Сколько лет прошло со дня завершения войны, тоже знает не каждый – всего 58 человек (88%). Книги о войне мало кто из моих сверстников читал, всего 37 чел. (56%), в основном, это программные произведения. Многие ребята – 60 чел (91%) - ответили, что у них есть родственники-фронтовики, но практически никто о них не может рассказать. Радует то, что почти все из них – 58 человек (97%) - хотели бы узнать о фронтовиках своей семьи побольше. 61 человек (92%) из всех опрошенных считает, что память о войне хранить нужно, чтобы выразить благодарность тем, кто отдал за нас жизнь, а 5 человек (8%) почему-то не знают, нужно ли помнить о прошлом.
2.2. Почему современные дети мало знают о войне?
Работая над проектом, я попыталась проанализировать, почему же мои сверстники так мало знают о той кровопролитной, ужасной Великой Отечественной войне.
Праздник 9 мая стал для них формальным – это выходной, парад, салют. Та война для многих из них – далёкое прошлое, не больше. Наверное, это потому, что в семьях не принято говорить об ужасах главного события только что ушедшего в память двадцатого века – Второй Мировой войны. Конечно, взрослые совершают большую ошибку, не рассказывая детям об этом. Может быть, они боятся нанести ребёнку психологическую травму? Но задумайтесь: ведь ещё немного, и останется только один очевидец Великой Отечественной войны. Многих защитников нашего Отечества - тех, кто проливал кровь за нас, уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удаётся передать ту боль, что пережил народ. Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!
Это не должно повториться! Поэтому нам нельзя молчать, на этих жизненных примерах надо учить детей БЫТЬ ЛЮДЬМИ!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участник Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить своего бесстрашного дедушку и гордиться им, учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.
Я хочу, чтобы мои сверстники поняли, что можно гордиться и восхищаться не только героями боевиков, а своими собственными прадедами и прабабушками, которые каждый день совершали подвиги.
В начале работы я поставила цели: узнать о героическом прошлом своей семьи; выяснить отношение современного поколения к тем далёким событиям. Я подробнее узнала о судьбе фронтовика Мухина Юрия Степановича, ближе познакомилась с его творчеством. Считаю цель достигнутой, поставленные задачи – реализованными. Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась.
Закончить работу мне хочется строками стихотворения поэта Ю.Полякова
Ответ фронтовику
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
.. .Конечно, мы смотрим иными глазами -
Такими же, полными слез.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы семейного архива Мухиных.
https://ru.wikipedia.org
Ю.Поляков. Избранное. М. ,1994