СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живопись романтизма. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Живопись романтизма" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Живопись романтизма. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 14 Живопись романтизма Д.З.: Глава 13, ?? (с.154-155), тв. задания (с.155-158) © А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 14

Живопись

романтизма

Д.З.: Глава 13, ?? (с.154-155), тв. задания (с.155-158)

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Познакомить учащихся с характерными чертами романтизма в живописи; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение; Воспитывать культуру восприятия шедевров романтизма в живописи.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами романтизма в живописи;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров романтизма в живописи.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ романтизм; эстетика романтизма; неоготическая архитектура романтизма; ж ивопись романтизма; Э. Делакруа; Ф. Гойя; прерафаэлиты; О. А. Кипренский; К. Д. Фридрих; И. К. Айвазовский; моренист

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • романтизм;
  • эстетика романтизма;
  • неоготическая архитектура романтизма;
  • ж ивопись романтизма;
  • Э. Делакруа;
  • Ф. Гойя;
  • прерафаэлиты;
  • О. А. Кипренский;
  • К. Д. Фридрих;
  • И. К. Айвазовский;
  • моренист
Проверка знаний учащихся 1. Какие идеи французских просветителей нашли отражение в творчестве Ж. Л. Давида? В чём и как он выразил противоречивый дух своего времени? В чём современники увидели проявления вольнодумства в картине «Клятва Горациев»? 2. Историк искусства Г. К. Леонтьева отмечала, что в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» «всё пронизано компромиссом между новым и старым, между романтизмом и классицизмом». Разделяете ли вы подобную точку зрения? В чём вы видите отход художника от принципов классицизма и его увлечение романтизмом? Какие художественные достижения вы можете отметить, анализируя эту картину? 3. Какие художественные открытия в русской академической живописи были осуществлены А. А. Ивановым? Расскажите о них подробнее, используя картину «Явление Христа народу». Известно, например, что, обдумывая колорит, художник не хотел, чтобы она получилась «весёлой и цветистой», напротив, он стремился придать ей «серьёзность и важность». В какой мере ему это удалось?

Проверка знаний учащихся

1. Какие идеи французских просветителей нашли отражение в

творчестве Ж. Л. Давида? В чём и как он выразил

противоречивый дух своего времени? В чём современники

увидели проявления вольнодумства в картине «Клятва

Горациев»?

2. Историк искусства Г. К. Леонтьева отмечала, что в картине

К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» «всё пронизано

компромиссом между новым и старым, между романтизмом и

классицизмом». Разделяете ли вы подобную точку зрения? В

чём вы видите отход художника от принципов классицизма и

его увлечение романтизмом? Какие художественные

достижения вы можете отметить, анализируя эту картину?

3. Какие художественные открытия в русской академической

живописи были осуществлены А. А. Ивановым? Расскажите о

них подробнее, используя картину «Явление Христа народу».

Известно, например, что, обдумывая колорит, художник не

хотел, чтобы она получилась «весёлой и цветистой»,

напротив, он стремился придать ей «серьёзность и

важность». В какой мере ему это удалось?

Универсальные учебные действия

  • определять существенные признаки романтизма и соотносить его с конкретной исторической эпохой; исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира; оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи; выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами романтизма, представленными в различных видах искусства; характеризовать основные черты , образы и темы искусства романтизма; определять роль искусства романтизма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи; анализировать и обобщать многообразие связей литературы романтизма и произведений изобразительного искусства (на примере творчества Дж. Байрона); выявлять особенности русского портрета XVIII в. в творчестве О. Кипренского; разрабатывать план-проспект выставки о творчестве прерафаэлитов с последующим оформлением экспозиции; самостоятельно анализировать лирическое стихотворение (на примере творчества английского поэта Д. Китса); проводить лингвистический анализ поэтических переводов фрагмента из трагедии У. Шекспира «Гамлет».
  • определять существенные признаки романтизма и соотносить его с конкретной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами романтизма, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства романтизма;
  • определять роль искусства романтизма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи;
  • анализировать и обобщать многообразие связей литературы романтизма и произведений изобразительного искусства (на примере творчества Дж. Байрона);
  • выявлять особенности русского портрета XVIII в. в творчестве О. Кипренского;
  • разрабатывать план-проспект выставки о творчестве прерафаэлитов с последующим оформлением экспозиции;
  • самостоятельно анализировать лирическое стихотворение (на примере творчества английского поэта Д. Китса);
  • проводить лингвистический анализ поэтических переводов фрагмента из трагедии У. Шекспира «Гамлет».
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  Эстетика романтизма. Живопись романтизма.  Эпоха Проевещения подходила к своему закату... Подводя её итоги, итальянский поэт Дж. Леопарди (1798-1837) писал: . . . Зарождающийся золотой Век должен на себе нести печать Веков прошедших, потому что сотни Начал враждебных, несогласий прячет Сама природа общества людского. И примирить их было не дано Ни мощи человека, ни уму. (Перевод А. А. Ахматовой) Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет живопись романтизма?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Эстетика романтизма.
  • Живопись романтизма.

Эпоха Проевещения подходила к своему закату... Подводя её

итоги, итальянский поэт Дж. Леопарди (1798-1837) писал:

. . . Зарождающийся золотой

Век должен на себе нести печать

Веков прошедших, потому что сотни

Начал враждебных, несогласий прячет

Сама природа общества людского.

И примирить их было не дано

Ни мощи человека, ни уму.

(Перевод А. А. Ахматовой)

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет живопись романтизма?

подвопросы Эстетика романтизма.  Неоднородность художественного направления, его отличительные особенности. Хронологические рамки европейского романтизма. Происхождение и развитие термина. Сложность и противоречивость искусства романтизма, его главные эстетические принципы. Неоготическая архитектура романтизма. Живопись романтизма.  Крупнейшие представители эпохи. Выразительные средства романтической живописи. История и современность глазами романтиков (на примере творчества Э. Делакруа, Ф. Гойи). Творчество прерафаэлитов и их отношение к историческому наследию (на примере произведений основных представителей). Герой романтической эпохи в портретном творчестве О. А. Кипренского. Тип романтического пейзажа (на примере творчества К. Д. Фридриха и И. К. Айвазовского)

подвопросы

  • Эстетика романтизма. Неоднородность художественного направления, его отличительные особенности. Хронологические рамки европейского романтизма. Происхождение и развитие термина. Сложность и противоречивость искусства романтизма, его главные эстетические принципы. Неоготическая архитектура романтизма.
  • Живопись романтизма. Крупнейшие представители эпохи. Выразительные средства романтической живописи. История и современность глазами романтиков (на примере творчества Э. Делакруа, Ф. Гойи). Творчество прерафаэлитов и их отношение к историческому наследию (на примере произведений основных представителей). Герой романтической эпохи в портретном творчестве О. А. Кипренского. Тип романтического пейзажа (на примере творчества К. Д. Фридриха и И. К. Айвазовского)
Эстетика романтизма Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное . Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Исключительность романтического героя ( внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты ). Слово « романтизм » восходит к латинскому «римский», т.е. возникший на основе римской культуры. Со временем слово стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму. И.Г. Тишбейн. Гёте в Кампанье. 1786 г. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне

Эстетика

романтизма

  • Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное . Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Исключительность романтического героя ( внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты ).
  • Слово « романтизм » восходит к латинскому «римский», т.е. возникший на основе римской культуры. Со временем слово стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

И.Г. Тишбейн. Гёте в Кампанье. 1786 г. Штеделевский

институт, Франкфурт-на-Майне

Эстетика романтизма Природа как выражение стихийного начала жизни . В жизни Природы герой – романтик видит отражение собственной души, он желает слиться с природой. Культ прошлого: Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Экзотика дальних стран. Восток – не только географическое понятие, а прибежище разочарованной души, местом, где можно спрятаться от действительности. Во Франции романтизм вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения. В России он проявился в смешанном виде несколько позже, органически вобрав в себя черты классицизма. К.Д. Фридрих. Путешественник над морем тумана. Ок. 1818г. Кунстхалле, Гамбург

Эстетика

романтизма

  • Природа как выражение стихийного начала жизни .

В жизни Природы герой – романтик видит отражение собственной души, он желает слиться с природой. Культ прошлого: Античности и Средневековья, интерес к фольклору.

Экзотика дальних стран. Восток – не только географическое понятие, а прибежище разочарованной души, местом, где можно спрятаться от действительности.

Во Франции романтизм вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения. В России он проявился в смешанном виде несколько позже, органически вобрав в себя черты классицизма.

К.Д. Фридрих. Путешественник над морем тумана. Ок. 1818г. Кунстхалле, Гамбург

Эстетика романтизма В некоторых странах влияние романтизма ослабло уже к 1820 - м гг., а к середине XIX в. он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов . Много общего у романтизма и с символистами конца XIX - начала ХХ в. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна . Рихард Вагнер, немецкий композитор, теоретик искусства

Эстетика

романтизма

В некоторых странах влияние романтизма ослабло уже к 1820 - м гг., а к середине

XIX в. он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом. Во второй

половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов . Много общего у романтизма и с символистами конца

XIX - начала ХХ в. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна .

Рихард Вагнер, немецкий композитор, теоретик искусства

Эстетика романтизма Живописи романтизма была присуща « страшная жажда творить всеми возможными способами ». Любимыми выразительными средствами становятся колорит, освещение, внимание к деталям . Художники часто прибегают к языку намеков и символов. Романтический герой «чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте) . Д . Грекур. Джордж Гордон Байрон в Греции. 1850-1860-е гг.

Эстетика

романтизма

Живописи романтизма была присуща « страшная жажда творить всеми возможными способами ». Любимыми выразительными средствами становятся колорит, освещение, внимание к деталям . Художники часто прибегают к языку намеков и символов.

Романтический герой «чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения»

(Гёте) .

Д . Грекур. Джордж Гордон Байрон в Греции. 1850-1860-е гг.

Эстетика романтизма В реальном мире романтический герой чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии , конфликте с окружающим миром. Я не в себе живу: я лишь частица Того, что вкруг меня; меня вершины гор Волнуют, а столицая столица - Мне пытка ... (Перевод Г. Шепгели) Так говорит Чайльд Гарольд – герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788-1824), ставший «новым Гамлетом» - романтическим символом эпохи. Но это вовсе не тяготит его, напротив, он любит свою исключительность и одиночество. Таким образом, в произведениях искусства индивидуализм становится своеобразной формой протеста и самозащиты героя . Э. Я. Шmейпле. Дозорный. 1859 г. Галерея Шака, Мюнхен

Эстетика

романтизма

В реальном мире романтический герой чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии , конфликте с окружающим миром.

Я не в себе живу: я лишь частица

Того, что вкруг меня; меня вершины гор

Волнуют, а столицая столица -

Мне пытка ...

(Перевод Г. Шепгели)

Так говорит Чайльд Гарольд – герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788-1824), ставший «новым Гамлетом» - романтическим символом эпохи.

Но это вовсе не тяготит его, напротив, он

любит свою исключительность и одиночество. Таким образом, в произведениях искусства индивидуализм становится своеобразной формой протеста и самозащиты героя .

Э. Я. Шmейпле. Дозорный. 1859 г.

Галерея Шака, Мюнхен

У. Тёрнер. Кораблекрушение. 1805 г . Галерея Тейт, Лондон Эстетика романтизма «Первым прибежищем романтического Сердца» ( В. В. Аникст ) становится любовь героя. Влюблённые постоянно Вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход.

У. Тёрнер.

Кораблекрушение.

1805 г .

Галерея Тейт,

Лондон

Эстетика

романтизма

«Первым

прибежищем

романтического

Сердца» ( В. В. Аникст )

становится

любовь героя.

Влюблённые

постоянно

Вынуждены

преодолевать

препятствия,

разрешать

конфликты,

преодолевать

отчуждение и

недоверие.

Романтическая

любовь чаще

всего имеет

трагический

исход.

И. К. Айвазовский. Волна. 1889 г. Государственный Русский .музей, Санкт-Петербург Эстетика романтизма Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы . В жизни природы герой- романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни , составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика: . . . Здесь ничего не ранит взор Среди природы. Лишь один позор: Колечком быть в её цепи телесной , Одной из тварей, - а душа в простор Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный, В ревущий океан , чтоб с ними слиться тесно. Дж. Байрон . Паломничество Чайльд Гарольда (Перевод В. Левика)

И. К. Айвазовский. Волна. 1889 г. Государственный

Русский .музей,

Санкт-Петербург

Эстетика

романтизма

Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз

Свободы . В жизни природы герой- романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни , составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с

природной стихией характерно для героя-романтика:

. . . Здесь ничего не ранит взор

Среди природы. Лишь один позор:

Колечком быть в её цепи телесной ,

Одной из тварей, - а душа в простор

Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,

В ревущий океан , чтоб с ними слиться тесно.

Дж. Байрон . Паломничество Чайльд Гарольда (Перевод В. Левика)

Т . Куол. Сон архитектора. 1840 г . Музей изобразительных искусств, Толедо Эстетика романтизма Стараясь заглушить последние страданья, Ты жадно слушаешь и песни старины, И рыцарских времён волшебные преданья - Насмешливых льстецов несбыточные сны. ( М.Ю. Лермонтов «Умирающий гладиатор»  ) Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времён» стали художественной метафорой романтического искусства. В далёком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства . Идеализация прошлого отчётливо выражена в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор» (1836), «преданья старины глубокой» волнуют воображение романтического героя:

Т . Куол. Сон архитектора. 1840 г . Музей изобразительных искусств, Толедо

Эстетика

романтизма

Стараясь заглушить последние страданья,

Ты жадно слушаешь и песни старины,

И рыцарских времён волшебные преданья -

Насмешливых льстецов несбыточные сны.

( М.Ю. Лермонтов «Умирающий гладиатор» )

Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времён» стали художественной метафорой романтического искусства. В далёком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства . Идеализация прошлого отчётливо выражена в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор» (1836), «преданья старины глубокой» волнуют воображение романтического героя:

Наиболее отчётливо средневековые реминисценции проявили себя в неоготической архитектуре романтизма, отличавшейся утончённостью архитектурных форм, искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей. В неоготическом стиле создавались и Крупнейшие общественные сооружения - здания парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О . Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл) . В величественных очертаниях этих сооружений обращают на себя внимание устремлённые в небо шпили башен, стрельчатые арки, пышное декоративное убранство фасадов . Ч. Бэрри, О. Пью джип. Здание парламента. 1839-1860 гг. Лондон Эстетика романтизма Для искусства романтизма характерен интерес к фольклору. Именно романтикам мы обязаны первыми сборниками народных сказок, народных песен .

Наиболее отчётливо

средневековые

реминисценции

проявили себя в

неоготической

архитектуре

романтизма,

отличавшейся

утончённостью

архитектурных форм,

искусной отделкой

фасадов, ажурностью и

хрупкостью

многоцветных витражей.

В неоготическом

стиле создавались и

Крупнейшие

общественные

сооружения - здания

парламента в Лондоне

(архитекторы Ч. Бэрри и

О . Пьюджин) и в

Будапеште (архитектор И.

Штейндл) . В

величественных

очертаниях этих

сооружений обращают на

себя внимание

устремлённые в небо шпили

башен, стрельчатые арки,

пышное

декоративное убранство

фасадов .

Ч. Бэрри, О. Пью джип. Здание парламента.

1839-1860 гг.

Лондон

Эстетика

романтизма

Для искусства романтизма характерен интерес к фольклору. Именно романтикам мы обязаны первыми сборниками народных сказок, народных песен .

Живопись романтизма В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания) , К. Д. Фридриха (Германия) , С. Ф. Щедрина, О. А. Кипренского и И. К. Айвазовского (Россия) - лучшее, что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному изображению чувств и переживаний человека . Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́, французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи

Живопись

романтизма

В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания) , К. Д. Фридриха (Германия) , С. Ф. Щедрина, О. А. Кипренского и И. К. Айвазовского (Россия) - лучшее, что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному изображению чувств и переживаний человека .

Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа́, французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи

Живопись романтизма Действительно, живописи романтизма была присуща «страшная жажда творить всеми возможными способами». Любимыми выразительными средствами романтической живописи стали: яркий, насыщенный колорит, контрастное освещение, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. Художники часто прибегали к языку намёков и символов , приглашая зрителей дорисовать в воображении всё остальное . К. Брюллов (1794-1881). Портрет Н.В.Кукольника.  1836г, холст, масло, 117 х 81.7, см. Третьяковская галерея, Москва

Живопись

романтизма

Действительно, живописи романтизма была присуща «страшная жажда творить всеми возможными способами». Любимыми

выразительными средствами романтической живописи стали:

яркий, насыщенный колорит, контрастное освещение, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. Художники часто прибегали к языку намёков и символов , приглашая зрителей дорисовать в воображении всё остальное .

К. Брюллов (1794-1881). Портрет Н.В.Кукольника. 1836г, холст, масло, 117 х 81.7, см. Третьяковская галерея, Москва

Живопись романтизма Человек романтического поколения  совершает героические поступки , способные вдохновить окружающих . Это человек, остро чувствующий свою собственную раздвоенность и неустойчивость в этом мире. Он гордится внутренней свободой собственного «Я» и в то же время страдает из-за этого. Он соединяет в себе протест и бессилие , наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную энергию и разочарованность. Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика , в нём утверждается исключительная ценность человеческой личности, её порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению . Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес, испанский художник и гравёр

Живопись

романтизма

Человек романтического поколения совершает героические поступки , способные вдохновить окружающих . Это человек, остро чувствующий свою собственную раздвоенность и неустойчивость в этом мире. Он гордится внутренней свободой собственного «Я» и в то же время страдает из-за этого. Он соединяет в себе протест и бессилие , наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную

энергию и разочарованность. Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика , в нём утверждается исключительная ценность человеческой личности, её порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению .

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес, испанский художник и гравёр

Живопись романтизма Находясь под впечатлением событий Июльской революции 1830 г., Эжен Делакруа (1798- 1863) сообщал в письме к брату: «... Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г .)», сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Не случайно современники назвали её «Марсельезой французской живописи». Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 год. Лувр. Париж.

Живопись

романтизма

Находясь под впечатлением

событий Июльской революции

1830 г., Эжен Делакруа (1798-

1863) сообщал в письме к брату:

«... Если я не сражался за

родину, то пусть, по крайней

мере, буду писать ради неё».

Патриотический порыв,

грандиозный масштаб

происходящего он передал в

знаменитой картине «Свобода,

ведущая народ (28 июля 1830 г .)»,

сочетающей в себе почти

протокольную реальность

репортажа с духом возвышенной

романтической аллегории. Не

случайно современники назвали

её «Марсельезой

французской живописи».

Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 год. Лувр. Париж.

Живопись романтизма Испанский художник Франсиско Гойя (1746-1828) стал свидетелем Наполеоновских войн, опустошивших и разоривших Испанию. В 1808 г. в ответ на жесточайшие репрессии наполеоновской оккупации в Мадриде вспыхнуло народное восстание. В эти трудные годы Гойя был вместе со своим народом. Произведения тех лет сопровождали подписи: «Я видел это!», «Нельзя стерпеть». Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. Ф . Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года . 1814г. Прадо, Мадрид

Живопись

романтизма

Испанский художник Франсиско

Гойя (1746-1828) стал свидетелем

Наполеоновских войн,

опустошивших и разоривших

Испанию. В 1808 г. в ответ на

жесточайшие репрессии

наполеоновской оккупации в

Мадриде вспыхнуло народное

восстание. В эти трудные годы

Гойя был вместе со своим

народом.

Произведения тех лет

сопровождали подписи: «Я

видел это!», «Нельзя стерпеть».

Картина «Расстрел повстанцев в

ночь на 3 мая 1808 года»

явилась обвинительным актом

художника злу и насилию. Он

явственно ощутил реальные

масштабы народной трагедии.

Ф . Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года . 1814г. Прадо, Мадрид

Живопись романтизма В отличие от неоклассицистов, отдававших предпочтение событиям ушедшей в прошлое греческой и римской истории, романтики обратились к искусству Средних веков. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» - «Братство прерафаэлитов») - объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. В поисках новых ориентиров, свободных от академических условностей, за образец искренности и художественной свободы они взяли средневековое искусство. Вдохновение они черпали в рыцарских романах Средневековья, старинных легендах в переложении современных поэтов- романтиков, поэзии Данте, драматургии Шекспира . Одним из главных постулатов  провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». Данте Габриэ́ль Россе́тти. (12 мая 1828—9 апреля 1882) — английский поэт, переводчик, иллюстратор и живописец.  Беатриче благословенная (1863) Галерея Тепт, Лондон

Живопись

романтизма

В отличие от неоклассицистов, отдававших

предпочтение событиям ушедшей в

прошлое греческой и римской истории,

романтики обратились к искусству Средних

веков. Яркий след в истории мировой

художественной культуры оставили

прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» -

«Братство прерафаэлитов») -

объединение молодых живописцев,

возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся

реакцией на творчество бездарных

подражателей Рафаэля. В поисках новых

ориентиров, свободных от академических

условностей, за образец искренности и

художественной свободы они взяли

средневековое искусство. Вдохновение они

черпали в рыцарских романах

Средневековья, старинных легендах

в переложении современных поэтов-

романтиков, поэзии Данте, драматургии

Шекспира . Одним из главных постулатов

провозглашённой ими декларации

стал призыв: «Любить в искусстве

прошлого всё серьёзное, прямое и

искреннее».

Данте Габриэ́ль Россе́тти. (12 мая 1828—9 апреля 1882) — английский поэт, переводчик, иллюстратор и живописец. Беатриче благословенная (1863) Галерея Тепт, Лондон

Д. Г. Россетти. Благовещение . 1850 г. Галерея Тейт, Лондон Живопись романтизма Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828-1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Обращаясь к библейским сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, он создал свой особенный и неповторимый стиль, полный мистики, искренности и простоты. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым . Опираясь на Евангелие от Луки, он по-своему рассказал о том, как Деве Марии был послан огненный ангел. Вопреки общепринятой традиции Возрождения, изображавшей Мадонну как святую, молящуюся во время Благовещения, Россетти показывает её в облике обыкновенной девушки, испугавшейся внезапного появления архангела Гавриила.

Д. Г. Россетти.

Благовещение . 1850 г. Галерея Тейт, Лондон

Живопись

романтизма

Ярчайшим представителем прерафаэлитов

был Данте Габриэль Россетти (1828-1882),

видевший в христианстве особое духовное

начало, способное возвысить человека. Обращаясь к библейским сюжетам из жизни

Иисуса Христа и Девы Марии, он создал свой

особенный и неповторимый стиль, полный

мистики, искренности и простоты. Прочтение

канонической темы Благовещения

в одноимённой картине «Благовещение»

было поистине новаторским и очень смелым . Опираясь на Евангелие от Луки, он

по-своему рассказал о том, как Деве Марии

был послан огненный ангел. Вопреки

общепринятой традиции Возрождения,

изображавшей Мадонну как святую,

молящуюся во время Благовещения, Россетти

показывает её в облике обыкновенной

девушки, испугавшейся внезапного появления

архангела Гавриила.

Живопись романтизма К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826-1896) «Офелию», сюжет которой был навеян трагедией У. Шекспира «Гамлет». Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» ( У. Х. Xaнт) . Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. «Братство прерафаэлитов», просуществовавшее менее 10 лет, стало одним из самых ярких событий в художественной Жизни середины XIX в. Оно оказало огромное влияние на изобразительное искусство вплоть до середины ХХ столетия . Д. Э. Миллес. Офелия. 1852 г. Галерея Тейт, Лондон

Живопись

романтизма

К их знаменитым программным

произведениям можно отнести

картину Джона Эверетта Миллеса

(1826-1896) «Офелию», сюжет

которой был навеян трагедией У.

Шекспира «Гамлет». Несмотря на

ожесточённые споры,

вызванные их произведениями,

прерафаэлитам удалось создать

«новое и более смелое

английское искусство, которое

заставило людей размышлять»

( У. Х. Xaнт) . Они привнесли

в живопись всю полноту

романтического мироощущения

и наполнили её поэзией.

«Братство прерафаэлитов»,

просуществовавшее менее 10

лет, стало одним из самых ярких

событий в художественной

Жизни середины XIX в. Оно

оказало огромное влияние на

изобразительное искусство

вплоть до середины ХХ столетия .

Д. Э. Миллес. Офелия. 1852 г.

Галерея Тейт, Лондон

О. А . Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова. 1809 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Живопись романтизма Значительный вклад в создание образов романтического героя внёс русский портретист Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов О. А. Кипренского является портрет Е . В . Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара Дениса Давыдова. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Перед нами противоречивая личность, в характере которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар, чувство долга и душевное благородство, дух весельчака и сосредоточенность глубоко мыслящего человека. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость .

О. А . Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова.

1809 г. Государственный

Русский музей,

Санкт-Петербург

Живопись

романтизма

Значительный вклад в создание образов романтического героя внёс русский портретист Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Одним из самых ярких и

глубоких романтических портретов О. А. Кипренского является портрет Е . В . Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара Дениса Давыдова. Это образ

человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Перед нами

противоречивая личность, в характере которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар, чувство долга и душевное благородство, дух

весельчака и сосредоточенность глубоко мыслящего человека. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость .

Живопись романтизма Кипренскому принадлежит серия карандашных портретов героев Отечественной войны 1812 г. Лёгкий и виртуозный карандаш художника отмечает в облике этих людей черты высокого интеллекта, готовность к подвигу и благородство души. С увлечением он рисует поколение победителей, героических «детей 1812 года» в военных мундирах, ополченских фуражках и походных плащах. Будучи современником А. С. Пушкина, Кипренский создал целую галерею образов, входящих в близкое окружение поэта: П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева. Ему принадлежит знаменитый портрет А.С. Пушкина – «питомца чистых муз». О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина».

Живопись

романтизма

Кипренскому принадлежит

серия карандашных портретов

героев Отечественной войны

1812 г. Лёгкий и виртуозный

карандаш художника отмечает в

облике этих людей черты

высокого интеллекта, готовность к

подвигу и благородство души. С

увлечением он рисует поколение

победителей, героических «детей

1812 года» в военных мундирах,

ополченских фуражках и походных

плащах.

Будучи современником А. С.

Пушкина, Кипренский создал

целую галерею образов, входящих

в близкое окружение поэта:

П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, И.

А. Крылова, К. Н. Батюшкова,

К. Ф. Рылеева. Ему принадлежит

знаменитый портрет А.С. Пушкина – «питомца чистых муз».

О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина».

Живопись романтизма Фридрих Каспар Давид.  «Монах на берегу моря» 1808-1809 гг. Государственные музеи, Берлин Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма - творчество немецкого художника : Каспара Давида Фридриха (1774-1840). Он писал горные, морские и лесные пейзажи, давая почувствовать зрителю безграничность и беспредельность высей и далей. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой .

Живопись

романтизма

Фридрих Каспар Давид. «Монах на берегу моря»

1808-1809 гг.

Государственные

музеи, Берлин

Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма - творчество немецкого художника : Каспара Давида Фридриха (1774-1840). Он писал горные, морские и лесные пейзажи, давая почувствовать зрителю безграничность и беспредельность высей и далей. Необъятные просторы с царящей в них

тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой .

Живопись романтизма Иван Айвазовский. Девятый вал . 1850Холст, Масло. 221×332 см Санкт-Петербург, Государственный Русский музей Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч ) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы.

Живопись

романтизма

Иван

Айвазовский. Девятый вал . 1850Холст, Масло. 221×332 см Санкт-Петербург,

Государственный Русский музей

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч ) он остался верен романтическому идеалу

прекрасной и одухотворённой природы.

Контрольные вопросы

1 . Назовите главные эстетические принципы романтизма. В каких видах искусства они нашли наиболее яркое воплощение? Чем они привлекают лично вас? В чём вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения? Какими чертами характера должен обладать романтический герой? Каковы его взаимоотношения с природой и окружающим обществом? Знакомы ли вам по произведениям искусства подобные персонаж и ? Расскажите о них подробнее.

2. Какие черты романтизма в ы мог ли бы отметить в произведениях Э. Делакруа? Какие идеалы этого художественного направления ему удалось воплотить в своих произведениях? Каким настроением они проникнуты? Сопоставьте картины Делакруа с произведениями академической живописи. В чём выразилась новизна его живописной манеры? Как вы думаете, почему современники называли картину Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» « Марсельезой» французской живописи? Как в ней сочетаются историческая достоверность и аллегорический смысл?

3 . Каков образный мир художника Ф. Гойи? Определите главную тему его полотна «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». За какие идеалы погибают герои произведения? С помощью каких художественных средств в картине утверждается гражданская позиция автора?

4. Что осуждал и и какие ценности утверждали художники-прерафаэлиты?

Какие проблемы современности они решали в своём творчестве, обращённом к далёкому прошлому (Античности и Средневековью)?

5 . В чём оригинальность и необычность трактовки традиционного библейского сюжета Благовещения в картине Д. Г. Россетти? Сравните эту картину с известными вам произведениями на этот сюжет. Какова особенность религиозной живописи прерафаэлитов? В чём проявился её романтический характер?

6. Художник рубежа XIX-XX вв. К.А. Сомов писал о О.А. Кипренском как об «одном из лучших когда-либо существовавших портретистов». В его произведениях

этого жанра он отмечал, «Кроме необыкновенного сходства, колорит блестящий... Рисунок правильный». Попробуйте доказать справедливость слов Сомова. Какими собственными характеристиками вы могли бы дополнить этот отзыв?

7*. Что представлял собой излюбленный тип романтического пейзажа? Какие

произведения вы бы причислили к шедеврам пейзажной живописи? Почему?

Творческая мастерская

1 . Познакомьтесь с одной из романтических поэм Дж. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда», «Гяур», «Абидосская невеста»,

«Корсар», «Шильонский узник», «Манфред», «Дон Жуан» - по выбору). Напишите рецензию на одно из прочитанных произведений, акцентируя

внимание на его принадлежности к романтизму.

2 . Какие характерные черты романтических героев вы могли бы отметить в портретах поэтов В. А. Жуковского и А.С. Пушкина, выполненных О.А. Кипренским? Какие традиции русского портрета XVIII в. унаследовал О.А. Кипренский, а в чём выступил как подлинный новатор?

3. Познакомьтесь с «Дневником» Э. Делакруа - ценным историческим

документом эпохи и выдающимся литературным произведением. Как в нём совмещены лирические описания, глубокий психоанализ, тонкое эссе и замечания профессионального живописца? Проиллюстрируйте свои наблюдения примерами. Какие высказывания художника вы захотели бы взять на заметку? Почему?

4. Отказавшись от фальшивой красивости академического искусства,

прерафаэлиты утвердили свой идеал красоты. Какой именно и почему? Чем вы могли бы объяснить причину столь высокой популярности этих художников? Разработайте план-проспект выставки , посвящённой

творчеству прерафаэлитов, и оформите её экспозицию .

5 . Картина Д. Э. Миллеса «Офелия» - одно из самых знаменитых

программных произведений «Братства прерафаэлитов». Попробуйте

доказать, что в нём нашла отражение их эстетическая программа. Найдите в трагедии У. Шекспира «Гамлет» соответствующие строки и отметьте, в чём именно художник следовал авторскому тексту, а во что привнёс собственное видение сюжета. Сравните два перевода, выполненных замечательными поэтами . Какой из них наиболее созвучен картине Миллеса? Почему?

рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. http://uslide.ru/mhk/29086-izobrazitelnoe-iskusstvo-romantizma-klass.html

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • http://uslide.ru/mhk/29086-izobrazitelnoe-iskusstvo-romantizma-klass.html