Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: «Животноводство в нашем крае»
МБОУ «Карьерновская средняя школа»
Учитель: Зекирьяева А.Э.
Цели: Сформировать представления учащихся о животноводстве как составной части сельского хозяйства, его роли в жизни человека. Познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в нашем крае.
Планируемые результаты:
Предметные: знать отрасли животноводства в республике Крым, понимать зависимость развития отраслей от особенностей природных условий;
уметь различать породы домашних животных, иметь представление о работах по уходу за домашними животными.
Метапредметные: П. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. - соотносить правильность выбора с требованиями конкретной задачи. Использовать речь для регуляции своего действия
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
Личностные: Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Основные понятия: животноводство, отрасли животноводства
Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, работа в группах, в парах, игровые технологии, ИКТ технологии.
Оборудование: учебник , презентация «Животноводство» , карточки для работы в группах, в парах, справочный материал для работы в группах, листы самооценки, тесты, карточки с дифференцированными заданиями, тесты.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Кто пришел сегодня в класс
Показать всем высший класс? (Мы)
Кто желает потрудиться.
Не лениться, научиться? (Мы)
Отвечать кто будет смело? (Мы)
А работать кто умеет? (Мы)
Я желаю всем опять
Получать четыре, пять!
- Ребята, чего вы ожидаете от нашего урока? Как вы думаете , урок будет веселым, познавательным, или интересным? Раскрасьте в карточке ожидания соответствующее слово. В конце урока мы проанализируем, подтвердились ли ваши ожидания.
Карточка ожидания |
Веселый | Познавательный | Интересный |
| | |
- Во время урока вам необходимо будет заполнять листы оценивания знаками (+,-,!).
Тест | Кроссворд | Работа в парах | Работа в группах. | Карточки |
| | | | |
II Актуализация опорных знаний
Тест «Утверждения верные, утверждения неверные»
№ | Утверждение | Верно (+), неверно (-) | Проверка |
1 | Главными зерновыми культурами являются овёс, ячмень, рожь, пшеница. | + | |
2 | К овощным культурам относятся капуста, абрикос, персик. | - | |
3 | Масло получают из подсолнечника и льна. | + | |
4 | Врагами тлей являются божьи коровки. | + | |
5 | К плодовым культурам относятся яблоки, груши, томат. | - | |
Самооценка. (За каждый правильный ответ по баллу)
III Формулирование темы урока, постановка цели
1.Кроссворд (слайд 2)
Две всего их у ребят,
| Н | | П | |
| А | Т | |
| С | И | |
| Е | Ц | |
| К | Р | Ы | М |
| О | Ы | | О |
| М | Б | Л |
| Ы | Ы | Ю |
| Е | | С |
| К |
З | В | Е | Р | И |
А четыре у зверят,
У меня же целых шесть.
Кто же я такое есть?
( насекомые)
Я имею два крыла,
Есть две ноги и голова,
А также я имею клюв.
Кто знает, как меня зовут?
(птицы)
Я имею чешую,
Лишь в воде дышать могу.
Только вынесут на суду
Задыхаюсь, воздух душит.
( рыбы)
Тело мягкое свое
Прячу в панцирь я легко.
Быть я пойманным боюсь.
Угадай, кто я ....
( малюск)
Я могу быть очень злым,
Могу быть милым и смешным,
Кормлю я молоком детей,
А называют меня...
(зверь)
- Какое слово спряталось в кроссворде? (Крым)
Самооценка. (За каждый правильный ответ по баллу)
- Зачем именно это слово я спрятала в кроссворде, вы узнаете чуть позже. А сейчас ответьте на мой вопрос:
- Что объединяет все эти слова? Это названия классов животных? (Слайд 3)
- Может ли человек обойтись без животных? (Не может).
- Почему? ( Животные являются источником пищи, сырья для производства одежды и др.)
- На прошлом уроке мы свами выяснили, что отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений, называется растениеводством. А как вы думаете как называется отрасль которая занимается разведением животных? (Животноводство)
- А теперь подумайте почему я спрятала в кроссворде слово «Крым»?
- А у нас в Крыму разводят животных?
-Как можно сформулировать тему нашего урока?
Животноводство в нашем крае. (Слайд4)
- Какие задачи вы перед собой ставите на этом уроке?
-Узнать о животноводстве как об отрасли сельского хозяйства.
-Называть отрасли животноводства в Крыму и рассказывать об их развитии.
-Узнать людей каких профессий можно встретить в данной отрасли?
2. Физкульминутка
Раз-два — шли утята, (Шагаем на месте)
Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте)
Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши)
Впереди бежал шестой, (Топаем ногами)
А седьмой отстал от всех — (Шагаем на месте)
Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши)
— Где вы, где вы? (Прыжки на месте)
— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами)
IV. Изучение нового материала
1.Словарная работа (Слайд 5)
- Давайте дадим определение слову «животноводство». Для этого сначала воспользуемся словарями.
А) в словаре Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный
ЖИВОТНОВО́ДСТВО ср. - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для получения животноводческой продукции.
Б)в словаре С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
ЖИВОТНОВО́ДСТВО, -а, ср. Отрасль сельского хозяйства разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчёл и др. | прил. животноводческий, -ая, -ое Продуктивное животноводство. Животноводческий комплекс. Животноводческая ферма.
В) в словаре Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка
ЖИВОТНОВО́ДСТВО, животноводства, мн. нет, ср. (·книж. ). Разведение полезных в сельском хозяйстве домашних животных.
2.Работа в парах(Слайд 6 )
- Теперь в паре с соседом по парте дайте определение термину «животноводство». Заполните карточку.
Животново́дство — отрасль ---------------------------------------, занимающаяся разведением -----------------------------------------------, для производства --------------------------------------------. |
Ответ:
Животново́дство — отрасль ---------------------------------------, занимающаяся разведением -----------------------------------------------, для производства --------------------------------------------. |
Проверка (Слайд 7)
Взаимооценка.
3.Работа с учебником. (Слайд 8, 9 )
Чтение статьи учебника “Породы домашних животных”, с.214.
- Откройте учебник на стр 214 и прочитайте название статьи.
- О чем вы узнаете, прочитав данную статью?
-Кто мне может объяснить, что такое “породы домашних животных”?
-Откуда взялись различные породы животных?
Скотоводство. Отрасль « Разведение крупного и мелкого рогатого скота»
Разведение крупного рогатого скота на данный момент – главная отрасль животноводства. Ведь от того, насколько развитой будет эта сфера, зависит степень обеспечения населения основными продуктами питания, такими как молоко и мясо. Разведение мелкого рогатого скота тоже очень важно. От этого направления животноводства в прямой зависимости находятся такие сферы народного хозяйства, как пищевая (мясо, молоко) и легкая (шерстяные одежда и предметы быта) промышленность.
Отрасль « Свиноводство»
Свиноводство – вторая по значимости отрасль в животноводстве после скотоводства. Значимость определяется большой потребностью в мясе и сале свиньи, которое несет в себе высокопитательную ценность.
Не менее ценным продуктом свиноводства является кожа и щетина. В медицине из продуктов свиноводства изготавливают около 500 лекарственных и химических препаратов (в основном применяют железы внутренней секреции, такие как гипофиз, поджелудочная железа).
Отрасль « Коневодство»
- Домашние лошади – потомки дикой лошади (Пржевальского) и тарпана. Лошадь Пржевальского была открыта более 100 лет назад в пустынях Центральной Азии русским путешественником Н.М.Пржевальским. Из молока лошади делают целительный напиток – кумыс. Кровь лошадей-доноров используют для изготовления медицинских препаратов
Отрасль « Кролиководство»
- Пород кролей много. В Крыму разводят такие: породы: бабочка, серебристый, калифорнийский. Содержат кроликов на фермах.
Отрасль « Птицеводство»
- Домашних кур начали разводить 4 тыс. лет назад. Домашние куры происходят от диких банкивских кур, который до сих пор водится в Юго-Восточной Азии.
4. Работа в группах.
(Слайд 10 )
- В Крыму наиболее распространенными отраслями животноводства являются: птицеводство, скотоводство, свиноводство, овцеводство . Для того чтобы лучше узнать о каждой отрасли, давайте поделимся на группы.
-Каждая группа будет представлять собой ученых животноводов. Ваша задача, пользуясь учебником и дополнительным материалом ( справочный материал, рисунки, ножницы, клей, листы А-3, фломастеры) , заполнить таблицу, сделать коллаж и защитить свой мини-проект.
Задание: прочтите статью, заполните таблицу и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания. |
Отрасль | Польза | Корма | Где и кто ухаживает |
Овцеводство | | | |
Задание: прочтите статью, заполните таблицу и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания. |
Отрасль | Польза | Корма | Где и кто ухаживает |
Скотоводство. Крупный рогатый скот | | | |
Задание: прочтите статью, заполните таблицу и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания. |
Отрасль | Польза | Корма | Где и кто ухаживает |
Птицеводство | | | |
Задание: прочтите статью, заполните таблицу и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания. |
Отрасль | Польза | Корма | Где и кто ухаживает |
Свиноводство | | | |
4.Защита мини-проектов. (Слайды 11, 12,13, 14 )
Взаимооценивание. (За каждый правильный ответ по баллу)
5. Физкульминутка для зрения
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
V. Закрепление изученного материала. Включение нового знания в систему знаний
1. Беседа
- На территории России в каждом регионе свои особенности животноводства. Кто может сказать почему? (В зависимости о природных зон, разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа, разная растительность и разные животные.) Как вы думаете, почему именно эти отрасли наиболее распространены в Крыму?
2.Дифферецированное задание:
- Каждый из вас сейчас выполнит индивидуальное задание. индивидуальное задание с заданиями лежат у вас на столе. Вы можете выбрать тот уровень сложности, с которым считаете, что справитесь.
1синквейн ( повышенный уровень сложности)
Составь синквейн. 1. Животноводство 2. , . 3. , , . 4. . 5. . |
Самооценка. (За каждый правильный ответ по баллу)
1.Животноводство 2.Сельскохозяйственное, ценное 3.Разводить, кормить, ухаживать 4.Отрасль сельского хозяйства 5.Овцеводство |
2 кластер( средний уровень сложности)
3 Кластер с подсказками (низкий уровень сложности)
Составь кластер «Отрасли животноводства» пользуясь подсказками П -------- Р ------- С ---------- С -------- О ----------- П--------- К --------- К--------- |
Проверка (Слайд15 )
Самооценка. (За каждые два правильных ответа по баллу)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия(Слайд16 )
- Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Мы их достигли?
- Что нового узнали о домашних животных?
- Какие есть отрасли животноводства?
- Какие требования нужно выполнять, чтобы животные хорошо себя чувствовали?
- Люди каких профессий ухаживают за животными?
- Вернитесь к карточкам ожидания. Каким получился урок? Раскрасьте. Совпали ли ваши ожидания с результатами.
VII. Оценивание
- Ребят, чьи ответы вам понравились сегодня на уроке?
- Вернитесь к листами самооценки. Посчитайте средний балл.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Домашнее задание(Слайд17 )
Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 195 – 203 знать. Дополнительно подготовить сообщение об уходе за каким-либо домашним животным.
- Спасибо за урок! (Слайд 18 )