Этап урока и цель | Содержание (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Орг. момент. цель для учителя: - приветствие детей; - настрой на работу: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала; - запись в журнале. | СЛАЙД 1 Приветствует обучающихся: - Добрый день! Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку, ведь нам сегодня для работы на уроке понадобятся и ручки, и карандаши. Организация внимания школьников: - Кто готов сегодня отвечать на «5»? |
Осуществляют подготовку к уроку, проверяют наличие ручек, тетрадей учебников.
Поднимают руки, кто готов отвечать на «5». |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные: слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. |
2. Актуализация опорных знаний. цель для учителя: проверить и оценить степень усвоения изученного на предыдущих уроках материала и на их основе актуализировать опорные знания | - Давайте с вами вспомним, что такое «систематика» и «систематическая категория»? - Для чего человек разделил все живые организмы на группы? (Для удобства изучения) - Какая из изученных нами систематических категорий самая большая? (Царства) - Какие царства мы с вами уже изучили? (Вирусы, Бактерии, Растения) | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников, комментируют или исправляют их. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в обозначенном круге явлений. Регулятивная: осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, формулируют высказывания, логически выстроенные и понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой. |
3. Организация работы в группах с одновременной взаимопроверкой. цель для учителя: создать предпосылку для формирования проблемы урока |
На партах изображения представителей изученных Царств и, в том числе, одноклеточных животных. Всех представителей надо распределить на 3 уже изученных Царства и группу «Не знаем». Доска: Вирусы | Бактерии | Растения | ? («Не знаем») | | Выполняют задания в группах, распределяют рисунки живых организмов, комментируя свой выбор. Осуществляют взаимопроверку и взаимооценивание. | Коммуникативные: работают в грппах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: ориентируются по карточкам; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
4. Постановка цели и проблемы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. цель для учителя: сформулировать тему, проблему урока. |
- После того, как мы «разбили» все наши организмы по группам-Царствам, что мы видим? (Учитель подводит к мысли, что образовалась группа живых организмов, которую мы затруднились определить в одно из трёх изученных Царств) - Почему мы не можем отнести эти живые организмы к царству Вирусы? (Все эти «неизвестные» организмы имеют клеточное строение) - Почему мы не можем отнести эти живые организмы к царству Бактерии? (Все эти «неизвестные» организмы имеют ядро) - Почему мы не можем отнести эти живые организмы к царству Растения? (Все эти «неизвестные» организмы не имеют хлоропласты) - Кто же эти таинственные незнакомцы? Они относятся к группе организмов, о которых идёт речь в загадке. (Учитель загадывает загадку) СЛАЙД 2  Они шипят и клюются, И в руки совсем не даются. Рычат, мычат и мяукают, Бывает, что даже хрюкают. Смешные, большие, пушистые, Колючие и когтистые. Стрекочут, жужжат и чирикают, Кусают, хватают, пипикают. В болоте, в лесу или дома, Нам с детства они все знакомы. Ну, что же, мой друг, постарайся, О ком идет речь, догадайся? (Лана Луканова)
- Итак, наши таинственные незнакомцы относятся к животным, о которых сегодня мы и начинаем говорить. (Записывается первая часть темы – «Животные»)
- Почему определение этих животных вызвало у вас затруднения? (На экране изображение Фауны - богини животного мира) - Посмотрите на древнегреческую богиню Фауну, кого мы видим рядом с ней? Да, именно такими мы привыкли видеть животных, которые состоят из большого количества клеток. Но, оказывается, есть ещё и такие животные, которые состоят из всего одной клетки – это одноклеточные животные. Итак, о каких конкретно животных мы будем сегодня говорить? (Об одноклеточных животных). (Записывается вторая часть темы – «Одноклеточные животные») - Значит, что мы должны выяснить согласно нашей теме, какую решить проблему? СЛАЙД 3  - Проблема: Какими особенностями строения и образом жизни должны обладать животные, состоящие всего из одной клетки? СЛАЙД 4  - Более 300 лет назад, в1675 году, голландский натуралист Антони ван Левенгук при помощи микроскопа рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущие организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейших. - Прежде чем мы пойдём дальше давайте составим небольшую схему, на какие группы делится Царство Животные. СЛАЙД 5   Царство Животные П/Ц Одноклеточные (ПРОСТЕЙШИЕ) П/Ц Многоклеточные (Примеры………………..) (Примеры………………)
| Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, рассуждают, слушают ответы одноклассников, комментируют или исправляют их. Дают ответ на загадку. Формулируют тему урока, проблему урока, над которой будут работать. С помощью учителя составляют схему, вписывают примеры многоклеточных животных. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, систематизируют информацию, ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией. Регулятивные: ставят учебную проблему на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно. Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к новым знаниям. |
5. Изучение нового материала цель для учителя: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный информационный материал с определениями основных понятий урока, изображениями по данной теме и таблицей для заполнения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Организация работы с приложением. Одновременный рассказ учителя, демонстрация учебного видео по данной теме. СЛАЙД 6. ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА Таблица «Сходство и различие простейших» № п/п | Органоиды | Простейшие | Амеба обыкновенная | Эвглена зеленая | Инфузория туфелька | -
| Оболочка | + | + | + | -
| Цитоплазма | + | + | + | -
| Ядро | + | + | + | -
| Ложноножка | + | - | - | -
| Жгутик | - | + | - | -
| Реснички | - | - | + | -
| Пищеварительная вакуоль | + | - | + | -
| Сократительная вакуоль | + | + | + | -
| Ротовое отверстие | - | - | + | -
| Порошица | - | - | + | -
| Хлоропласты | - | + | - | -
| Светочувствительный глазок | - | + | - | | Работают в парах с приложением и учебником, слушают учителя, смотрят видеофрагменты. Заполняют самостоятельно таблицу, вписывают примеры Простейших в схему. | Регулятивные: анализируют объекты с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации; смысловое чтение; текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме. Коммуникативные: принимают участие в работе группами, используют в общении правила вежливости, принимают другое мнение и позицию, строят понятные для партнёра высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач, применяет умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и дискуссии. Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение; умение контролировать и оценивать свои действия. |
6. Первичное усвоение, контроль усвоения знаний и закрепление. цель для учителя: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. | СЛАЙД 7  - Итак, вернёмся к той проблеме, над которой мы работаем на сегодняшнем уроке. (Проблема: Какими особенностями строения и образом жизни должны обладать животные, состоящие всего из одной клетки?) - Выяснили ли мы особенности строения одноклеточных организмов? Проверим, что вы уяснили. СЛАЙД 8  А. Устный опрос. Что объединяет все эти организмы? (одна клетка, ядро, цитоплазма, оболочка, – то, что есть в любой клетке и сократительная вакуоль) Для чего одноклеточным организмам нужны сократительные вакуоли? Как передвигается инфузория туфелька? (Демонстрация видео «Работа сократительных вакуолей и передвижение инфузории») Какой одноклеточный организм передвигается с помощью ложноножек? (Демонстрация видео «Передвижение амёбы») С помощью чего перемещается эвглена зелёная? (Демонстрация видео «Передвижение эвглены зелёной») Физкультминутка: Показываем, как движется амёба, инфузория, эвглена. У какого простейшего есть ротовое отверстие? (Демонстрация видео «Питание инфузории») А у какого простейшего рот может возникнуть на любом месте? (Демонстрация видео «Питание амёбы») Дышат ли простейшие? (Да) Как? (Всей поверхностью тела) У какого одноклеточного организма есть светочувствительный глазок? Для чего он ему? Сделайте вывод: как особенности строения связаны с образом жизни Простейших? Можно ли сказать, что простейшие самостоятельные организмы Царства животные? По каким признакам? (Одноклеточный организм, являясь самостоятельным и независимым объектом, выполняет те же функции, что и многоклеточный: питается, двигается, размножается. Его клетка «мастер на все руки», делает всё то, что у других животных делают особые органы.) Возвращаемся к первой таблице на доске «Разделение на Царства». Исключаем признаки всех изученных организмов, приходим к выводу, что… Б. Формирование вывода-обобщения. …Простейшие сочетают в себе свойства клетки и самостоятельного живого организма, относящегося к Царству Животные. Переворачиваем надпись «? (Не знаем)», на обратной стороне «Животные» СЛАЙД 9  - Решили мы проблему, обозначенную в начале урока? (Да) СЛАЙД 10  В. Закрепление. Находим верные высказывания: Все простейшие животные имеют постоянную форму тела. В клетке простейших имеется одно ядро. Амеба передвигается с помощью ложноножек. Инфузория туфелька питается бактериями, обрывками водорослей. Продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через сократительную вакуоль. Эвглена на свету питается веществами, образовавшимися в хлоропластах. Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях. Пищеварительные вакуоли не образуются. В цитоплазме инфузории туфельки два ядра. Могут питаться растворенными в воде органическими и неорганическими веществами. СЛАЙД 11  КЛЮЧ-ОТВЕТЫ: 3,5,6,7,9,10 Биологические задачи: 1. Известно, что эвглена на свету питается веществами, образовавшимися в хлоропластах. Погибнет ли эвглена в темноте? 2. Потомство одной инфузории – туфельки за год может достигнуть 75х10 108 особей. По объему такое количество инфузорий заняло бы полный шар диаметром в расстояние от Земли до Солнца. Почему в природе этого не происходит? | Индивидуально осмысливают проблемные вопросы.
Слушают учителя, смотрят видеоматериалы. Устно отвечают на вопросы. Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения.
Имитируют движения одноклеточных животных.
Формируют вывод-обобщение.
Самостоятельно работают, выбирая цифры правильных ответов.
Самопроверка и взаимопроверка по ключам, самооценка
Решение биологических задач. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке Решают, обосновывают.
| Регулятивные: самопроверка, взаимопроверка, оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция; анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей; Личностные: смысловое чтение; самостоятельная работа с учебником; ориентация на творчество; умение сотрудничать, осмысление своих действий; самооценка Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач, применяет умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и дискуссии. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению цель для учителя: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | СЛАЙД 12  §12 – читать, стр. 52-53, зарисовать строение амёбы. Выучить записи в тетради. Подготовить сообщения-презентации на тему «Значение простейших в природе и жизни человека» | Записывают домашнее задание в тетради, осмысливают его. | Регулятивные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей, умение структурировать знания в устной форме. |
Рефлексия (подведение итогов урока) цель для учителя: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности. Наш урок подходит к логическому завершению. - Какое новое знание мы открыли? - Комфортно ли вам было на уроке? - Какую оценку вы поставили бы себе за урок? | Заполнение листов самооценки. Обсуждают с учителем результаты самооценивания. | Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами. |