СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живые уроки. Урок в музее чувашской вышивки: символы в искусстве.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока в системе уроков: это занятие является завершающим в цикле уроков по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», на которых разговор  велся о символе в литературе. Расширяя представление о символике на основе определенного багажа знаний обучающихся, к которому они будут обращаться, мы получаем возможность, используя историко-культурный опыт человечества, дать представление о том, как ориентироваться в безграничном пространстве культуры, как расшифровывать культурные смыслы, заложенные в разнообразных объектах культурной среды, используя различные способы взаимодействия с миром, способы его познания.

Просмотр содержимого документа
«Живые уроки. Урок в музее чувашской вышивки: символы в искусстве.»

«Живые уроки»

Сценарный план урока в музее Чувашской вышивки


Учитель: Горзина Анна Александровна

Экскурсовод: Сильвестрова Надежда Аркадьевна

Класс: 10

Предмет: литература

Тип урока:  урок общеметодологической направленности (построение системы знаний)

Тема урока: «Символика в искусстве и культуре»

Цели урока:

- деятельностная: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания,

- содержательная: знакомство с разнообразными объектами культурного наследия; приобретение опыта исследования подобных объектов; получение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах культуры. построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Место урока в системе уроков: это занятие является завершающим в цикле уроков по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», на которых разговор велся о символе в литературе. Расширяя представление о символике на основе определенного багажа знаний обучающихся, к которому они будут обращаться, мы получаем возможность, используя историко-культурный опыт человечества, дать представление о том, как ориентироваться в безграничном пространстве культуры, как расшифровывать культурные смыслы, заложенные в разнообразных объектах культурной среды, используя различные способы взаимодействия с миром, способы его познания.


Место проведения: Музей чувашской вышивки. Чебоксары, Карла Маркса, 32.



ХОД УРОКА


1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Экскурсовод: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Ваш урок сегодня пройдет необычно: сегодня вы отправитесь в путешествие по символам в чувашской культуре, а затем сами попробуете стать экскурсоводами и самостоятельно провести мини-экскурсию.


2.Актуализация знаний.

Экскурсовод: символы окружают нас повсюду. И прежде чем мы начнем путешествие, хочу спросить: что вы знаете о понятии «символ»? Где встречались с таким явлением? (Дети, отвечая, проводят параллели с известными им случаями использования символов в литературе)

Экскурсовод: (Примерное содержание фрагмента экскурсии). Чувашия – край ста тысяч вышивок. Вышивка – это древнейший вид декоративно – прикладного искусства, украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна во всем мире. Вышивка является одним из основных видов национального искусства, идущим из глубины. В этих узорах вышивальщиц – их представление о мироздании, миропонимании, отражение быта и культуры народа. В них отразились следы многовековой истории чувашского народа.

Каждый стежок, узор, цвет орнамента имеет строго определенное место, назначение и свое объяснение. Рисунок, композиция, цвет старинных вышивок были глубоко традиционны и исходили из миропонимания чувашского народа. Элементы орнамента вышивки несли знаковую функцию, информацию о каждом конкретном человеке. Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. Основными цветами в вышивках являются красный, желтый, зеленый, синий, черный.


Экскурсовод знакомит учащихся с основными символами и их смысловым содержанием в чувашской вышивке, обращаясь к различным экспонатам. В ходе рассказа учащимся задают вопросы о смысле цветовых и образных символов и в литературных произведениях. Ребята приходят к выводу, что смысл символики в чувашской вышивке и произведениях разнится, но общий принцип кодировки значения сохраняется.


3. Этап закрепления.

(На этапе закрепления учащимся предлагают попробовать свои силы в роли экскурсоводов, применив те знания, которые были получены только что.)

Экскурсовод: А теперь в сами на время станете экскурсоводами и, используя те знания, которые только что получили, попробуете интересно рассказать об экспонате (экспонаты для работы готовят заранее).


4.Этап рефлексии.

Экскурсовод: Зачем необходимо изучать символику? Ребята, чья мини-экскурсия понравилась больше, и почему?