«Живые уроки»
Сценарный план урока в музее Чувашской вышивки
Учитель: Горзина Анна Александровна
Экскурсовод: Сильвестрова Надежда Аркадьевна
Класс: 10
Предмет: литература
Тип урока: урок общеметодологической направленности (построение системы знаний)
Тема урока: «Символика в искусстве и культуре»
Цели урока:
- деятельностная: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания,
- содержательная: знакомство с разнообразными объектами культурного наследия; приобретение опыта исследования подобных объектов; получение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах культуры. построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Место урока в системе уроков: это занятие является завершающим в цикле уроков по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», на которых разговор велся о символе в литературе. Расширяя представление о символике на основе определенного багажа знаний обучающихся, к которому они будут обращаться, мы получаем возможность, используя историко-культурный опыт человечества, дать представление о том, как ориентироваться в безграничном пространстве культуры, как расшифровывать культурные смыслы, заложенные в разнообразных объектах культурной среды, используя различные способы взаимодействия с миром, способы его познания.
Место проведения: Музей чувашской вышивки. Чебоксары, Карла Маркса, 32.
ХОД УРОКА
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Экскурсовод: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Ваш урок сегодня пройдет необычно: сегодня вы отправитесь в путешествие по символам в чувашской культуре, а затем сами попробуете стать экскурсоводами и самостоятельно провести мини-экскурсию.
2.Актуализация знаний.
Экскурсовод: символы окружают нас повсюду. И прежде чем мы начнем путешествие, хочу спросить: что вы знаете о понятии «символ»? Где встречались с таким явлением? (Дети, отвечая, проводят параллели с известными им случаями использования символов в литературе)
Экскурсовод: (Примерное содержание фрагмента экскурсии). Чувашия – край ста тысяч вышивок. Вышивка – это древнейший вид декоративно – прикладного искусства, украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна во всем мире. Вышивка является одним из основных видов национального искусства, идущим из глубины. В этих узорах вышивальщиц – их представление о мироздании, миропонимании, отражение быта и культуры народа. В них отразились следы многовековой истории чувашского народа.
Каждый стежок, узор, цвет орнамента имеет строго определенное место, назначение и свое объяснение. Рисунок, композиция, цвет старинных вышивок были глубоко традиционны и исходили из миропонимания чувашского народа. Элементы орнамента вышивки несли знаковую функцию, информацию о каждом конкретном человеке. Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. Основными цветами в вышивках являются красный, желтый, зеленый, синий, черный.
Экскурсовод знакомит учащихся с основными символами и их смысловым содержанием в чувашской вышивке, обращаясь к различным экспонатам. В ходе рассказа учащимся задают вопросы о смысле цветовых и образных символов и в литературных произведениях. Ребята приходят к выводу, что смысл символики в чувашской вышивке и произведениях разнится, но общий принцип кодировки значения сохраняется.
3. Этап закрепления.
(На этапе закрепления учащимся предлагают попробовать свои силы в роли экскурсоводов, применив те знания, которые были получены только что.)
Экскурсовод: А теперь в сами на время станете экскурсоводами и, используя те знания, которые только что получили, попробуете интересно рассказать об экспонате (экспонаты для работы готовят заранее).
4.Этап рефлексии.
Экскурсовод: Зачем необходимо изучать символику? Ребята, чья мини-экскурсия понравилась больше, и почему?