Уроки 10—11
Жизнь и творчество Анны Ахматовой.
Художественное своеобразие и поэтическое
мастерство лирики Ахматовой
Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научить определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики, научить посредством анализа стихов определять их тематику и проблематику.
Ход урока
Поэзия Ахматовой — сложный лирический роман.
Б. Эйхенбаум
...Стих Ахматовой... останавливает внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать.
Н. Скатов
I. Вступительное слово учителя.
Анна Ахматова для русской читающей публики в ХХ веке стала такой же легендарной, как Пушкин для ХIX.
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу —
Есть на тебе печать Господня, —
так писал О. Мандельштам, передавая то потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову. М. И. Цветаева отметила не только эту печать испепелен ной страданием чистоты, но и царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но и с величием гор Кавказа:
Нечеловечески-мила
Её дремота.
От ангела и от орла
В ней было что-то.
Это странное соединение хрупкости и властности С. М. Горецкий объясняет сложностью времени, в которое жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников:
В начале века профиль странный
(источен он и горделив)
Возник у лиры. Звук желанный
Раздался, остро воплотив
Обиды, горечь и смятенье
Сердец, видавших острие,
Где в неизбежном столкновенье
Два века бились за свое.
II. Из биографии поэта.
1-й ведущий. В автобиографии 1965 года — «Коротко о себе» — А. Ахматова скупо перечисляет факты жизни. Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. Ее отец, Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером-механиком флота. Через год семья переехала в Царское Село.
Поэт. Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»:
Ворон криком прославил
Этот призрачный мир...
А на розвальнях правил
Великан-кирасир.
2-й ведущий. Отрочество и юность Ахматовой — это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях и ее стихи.
1-й ведущий. Среди отмеченных Ахматовой в автобиографии событий жизни — учеба на Высших женских курсах в Киеве, свадьба с поэтом Николаем Степановичем Гумилевым в 1910 году, рождение сына в 1912 году.
2-й ведущий. И все же главные вехи жизни Ахматова связывает со своими лирическими стихами.
1-я дама. Помните? 1911 год, В «башне»-квартире Вячеслава Иванова — очередная литературная среда. Весь цвет поэтического Петербурга здесь собирается. Читают стихи по кругу, и «Таврический мудрец» произносит приговоры, по большей части убийственные. Самое легкое одобрение — редкость.
2-я дама. Читают и знаменитости, и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.
1-я дама. Это жена Гумилева. Она тоже «пишет». Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют. Эта черненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей. Еще барышней она писала:
И для кого эти бледные губы
Станут смертельной отравой?
Негр за спиною, надменный и грубый,
Смотрит лукавою.
2-я дама. Мило, не правда ли? Непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе?
1-й ведущий. А. Гумилев, действительно, раздражается. Он тоже смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу.
2-й ведущий. Когда их хвалят, насмешливо улыбается: «Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает».
1-я дама. Анна Андреевна, вы прочтете?
Поэт. Я прочту.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с правой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой «злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1-й ведущий. На лицах равнодушно-любезная улыбка. «Конечно, несерьезно, но мило, не правда ли?» Гумилев бросает недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой.
2-й ведущий. Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. А тут... Зачем же напрасно обижать? Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку: «Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение — событие в русской литературе».
1-й ведущий. Вот так она окончательно взошла на трон русской поэзии и остается на нем по сей день.
2-й ведущий. 27 августа 1921 года, тридцати пяти лет отроду, в расцвете жизни и таланта был расстрелян Николай Гумилев. Расстрелян за контрреволюционную деятельность. Ужасная, бессмысленная гибель? Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть с предчувствием, близким к ясновидению, он себе предсказал: «Умру я не на постели, при нотариусе и враче».
Поэт. Это был сокрушительный удар, хотя к тому времени уже был развод.
Он любил три вещи на свете
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
...А я была его женой.
1-й ведущий. С середины двадцатых годов ее почти перестали печатать. Потом была война, ленинградская блокада, выступления в госпиталях, эвакуация в Ташкент.
2-й ведущий. В 1944 году она вернулась в Ленинград.
Поэт. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли «Три сирени» и «В гостях у смерти» — второе о чтении стихов на фронте.
1-й ведущий. В последние годы жизни Ахматову публиковали мало и, чтобы заработать на жизнь, она много занималась художественным переводом.
2-й ведущий. О своих успехах и наградах Ахматова пишет более чем скромно, даже не упоминает о крупнейших международных премиях.
Между тем в Италии ей вручили международную премию «Этна-Таормина» — «за 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов», в Англии же присудили степень почетного доктора Оксфордского университета.
1-й ведущий. Ахматова приняла, разделила и по мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время.
Поэт. Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа.
Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.
2-й ведущий. Скончалась Ахматова 5 марта 1966 года.
III. Творчество А. Ахматовой.
1. Поэзия Ахматовой и русская классическая литера тура.
а) Учитель. Ахматова явилась хранителем и продолжателем традиций русской классической литературы.
б) Выступление группы учащихся-исследователей.
I группа.
1) Сравните «У врат обители святой...» Лермонтова и стихотворение Ахматовой «Теперь никто не станет слушать» (1916), заканчивающееся строками:
А нынче станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот.
2) Что удивляет Лермонтова и Ахматову в стихотворениях «Нет, не тебя так пылко я люблю...» и «О нет, я не тебя любила»?
3) Чем близок Ахматовой Лермонтов в стихотворении, написанном в Кисловодске в 1927 году?
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
Здесь горных трав легко благоуханье,
И только раз мне видеть удалось
У озера, в густой тени чинары,
В тот предвечерний и жестокий час —
Сияние неутоленных глаз
Бессмертного любовника Тамары.
II группа.
Сравнить стихотворение Пушкина и Ахматовой «Царскосельская статуя».
1) Как относятся поэты к статуе и с каким чувством ее описывают?
2) Почему в стихотворении Ахматовой пришла осень? Какое время года у Пушкина?
3) Почему Ахматовой необходима метафора «окровавлены кусты»? Почему свет назван «скудеющим»?
3. Тематика творчества Ахматовой. Работа с учебником (по вариантам). Прочитать статью, составить план. Подготовить рассказ по плану.
I вариант: «Поэзия женской души» (с. 148—152).
II вариант: «Родина в лирике Ахматовой» (с. 152—157). Можно для обсуждения предложить записать варианты планов на доске.
IV. Итог урока.
— Какие ощущения остались после урока?
— Какое наследие оставила Ахматова современному читателю?
Урок 5
Тема Эволюция образа лирической героини-женщины трагической эпохи ,поэта ,противостоящего тоталитаризму и вдохновляющего современника на духовную стойкость .»Реквием»
Цели:
1.Познакомить с особенностями жанра и композиции поэмы «Реквием»; расширить представление о поэме как жанре литературы; определить роль художественных средств в поэме;
2. Развивать навыки анализа поэтического текста.
3.Нравственное воспитание
Наглядность :презентация, тренажёры, тесты
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
Я вижу все,
Я все запоминаю.
А. Ахматова
I. Проверка домашнего задания.
1. Чтение наизусть и анализ стихов Ахматовой из предложенного списка (см. предыдущее домашнее задание).
2. Обобщение по вопросам:
— С помощью каких поэтических средств воссоздается внутренний мир героини стихов Ахматовой? (Вопрос 2, с. 162.)
— Как проявляются в стихах Ахматовой традиции русской поэтической классики? (Вопрос 6, с. 162.)
— Чем привлекла и что открыла вам поэзия Ахматовой?
II. Поэмы А. Ахматовой.
1. Повторение теории литературы.
— В чем особенности поэмы как жанра литературы?
— Каков лирический герой поэмы?
— Чем отличается эмоциональный настрой поэмы от произведений других поэтических жанров?
2. Индивидуальное сообщение учащихся.
«Поэма без героя» Ахматовой (на основе прочитанного текста и материала учебника под ред. Журавлева, с. 160—162).
III. Эпоха и человек в поэме Ахматовой «Реквием».
1. Слово учителя
Ахматову не миновали прокатывающиеся по стране волны сталинских репрессий: в 1935 году был арестован ее единственный сын Лев Николаевич Гумилев. Вскоре освобожденный, он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке.
Переживаемую ею трагедию Ахматова разделяла со всем народом. И это — не метафора: много часов провела она в страшной очереди, что вытягивалась вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда одна из тех, кто стоял там рядом с нею, едва слышно спросила: «А это вы можете описать?», Ахматова ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» — поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех невинно загубленных в годы сталинского произвола.
Завершенная в предвоенном 1940 году, поэма была опубликована много лет спустя после смерти ее автора, в 1987 году, и прочитывается оно как заключительное обвинение по делу о страшных злодеяниях кровавой эпохи. Но предъявляет эти обвинения не поэт, а время, и не возмездия взыскивает Ахматова — она апеллирует к истории, в которой закрепляется память человечества.
Спустя два десятилетия после завершения поэмы, в 1961 году, ей был предпослан эпиграф, в котором позиция Ахматовой в жизни и в поэзии получила итоговую — поразительную по суровой строгости и выразительному лаконизму характеристику:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был.
— В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем смысл усиливаемого таким повтором противопоставления?
— В поэме черты обобщенного человеческого портрета становятся чертами облика эпохи. Подтвердите это, обратившись к эпилогу.
2. Работа с текстом. Чтение и анализ произведения.
Примерные вопросы при анализе
1. Реквием — заупокойная католическая месса, оплакивание погибших. Почему Ахматова дала своему произведению такое название? В чем его смысл?
2. Какие моменты истории легли в основу произведения? Как в поэме семейная беда (в 30-е годы были арестованы и осуждены муж Ахматовой, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Пунин и ее сын Л. Гумилев) перерастает в народную драму?
3. На какие части делится «Реквием», как его композиция отражает смысловую многомерность и глубину текста?
4. Каков смысл эпиграфа (1961) и предисловия (1957) к поэме, написанной в 1935—1940 годах?
5. Как поэтесса объясняет выбор темы?
6. Почему «надежда все поет вдали» среди «осатанелых лет»?
7. Какие картины возникают, когда вы читаете строки:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных Марусь.
8. Как борются в поэме желание смерти и воля к жизни? В каких контрастных образах запечатлен этот поединок?
9. Как Ахматова проводит границу между прежней жизнью и безумием, охватившим страну?
10. Почему образом распятия заканчивается поэма?
11. В чем смысл эпилога?
12. Почему Ахматова просит поставить ей памятник «... здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов»?
13. Какой представляется вам лирическая героиня «Реквиема»?
14. Какими приемами достигает Ахматова общечеловеческого звучания своей темы?
3. Самостоятельная работа.
а) Класс разбить на группы в соответствии с количество частей в поэме.
б) Исследование. Какие средства художественной выразительности помогают раскрыть идею «Реквиема»?
в) Слушание и обсуждение получившихся работ.
IV. Итог урока и обобщение.
— Какие впечатления остались после прочтения поэмы Ахматовой?
— Какова роль средств художественной выразительности в данном произведении?
Учитель. Памятником страшной эпохе стал «Реквием», посвященный самым «проклятым датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной.
Ахматова не жертва, а страдающий участник и строгий судья истории.
Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой поэтесса оправдала произнесенные еще в 1922 году слова:
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья, —
Ведь все равно я с вами до конца
(«Многим»)
Домашнее задание выучить стихотворение А.Ахматовой. Подготовить биографию М.Цветаевой.