Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Боборахима машраба»
Презентация Жизнь и Творчество Бабарахима Машраба
Боборахим Машраб (1657-1711) – один из классиков узбекской литературы, выдающийся лирический поэт и мыслитель, последователь суфийского течения тарикат.. Родился Боборахим Машраб в 1657 году в городе Андижан е (по другим данным в Наманган е ) в семье бедного ремесленника. Его отец – ткач Мулла Вали-баба был образованным человеком, того же хотел и для своего сына.
Начальное образование мальчик получил в наманганском медресе, его образованием занимался известный теолог того времени Мулла Бозор-Охунд , который и привил будущему поэту знания в различных науках, особенно религиозной философии. В этот период Боборахим хорошо усвоил арабский и персидские языки, изучил основные художественные приемы восточной поэзии. Заметив у ученика недюженные способности, но некоторую склонность к вольнодумству, Бозор-Охунд посоветовал ему учиться дальше и рекомендовал в послушание к известному суфийскому ишану Афаку-Ходже . Так в 1665 году Машраб оказался в Кашгаре .
Воспитание Машраба , как фанатично преданного мусульманина началось с того, что Афак-Ходжа определил молодого поэта на конюшню и семь долгих лет Боборахим « постигал » основы суфизма, ухаживая за лошадьми ишана. Именно в этот период юноша понимает все лицемерие и порочность ( Афак-Ходжа содержал гарем из 400 наложниц) « непогрешимого » суфия, а атмосфера зависти, клеветы и доносительства распространенная среди учеников богослова, просто сводит поэта с ума.
Машраб начинает открыто выступать против политики « двойных стандартов » в учении Афака-Ходжи . Опасаясь талантливых сатирических стихов и желая избавиться от неугодного вольнодумца, который осмелился открыто высмеивать духовенство, ишан обвинил ученика в любви к одной из своих наложниц и сурово наказал поэта, выгнав его из Кашгара в 1672 году. С этого момента начинается сорокалетний период скитаний мятежного Машраба . Поэт прошел пешком почти все районы Центральной Азии и Ближнего Востока , побывал в Индии .
Во времена своих странствий поэт не мог не посетить Бухару - прославленный город поэтов и философов , родину Бахауддина Накшбанди – основателя суфистского ордена , к которому Машраб чувствовал необыкновенное почтение. Боборахим Машраб провел в дороге почти сорок лет, ученые считают, что именно в этот период и появились многие из дошедших до нас произведений поэта составляющие « Диван Машраб » - поэтический сборник жизнеописаний поэта. Литературное наследие Машраба пропитано глубокой народностью, сочувствием к жизни человека труда, тоскою по покинутой родине и острой сатирой на власть имущих.
Гуманистические и просветительские идеи поэта, его резкая критика духовенства, сомнения в догмах ислама, привели к яростным нападкам на него представителей культа. Поэтому в 1711 году поэт был схвачен и предан суду в Балхе . Жестокий правитель Махмуд Катаган , идя на поводу у представителей церкви, приговорил поэта к казни через повешание. Могила знаменитого поэта, находится в селение Ишкашала , что недалеко от города Ханабад в Афганистане .