СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова"»

Литературно – музыкальная композиция

(Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова)

 

«…А он встает над волнами забвенья…»

 8 класс

Цель урока: 

 1. Совершенствовать знания учащихся о жизни Лермонтова и познакомить с его кавказской жизнью и творчеством. 2. Расширить кругозор учащихся. 3. Воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.

Тип урока: 

 Комбинированный урок

Ход урока.

 

I. Организационная часть.

- Приветствие.

 

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня вас приглашаю в « Литературный салон» , где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. 15 октября прошлого года мы отмечали  200- летие  со дня его рождения.

 

(В центре портрет Лермонтова. Под тихую музыку звучит отрывок из  стихотворения Лермонтова. Полумрак, горит свеча у стенда.)

Лермонтов:

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

 

Учитель. Душа- свеча…

                 У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя.

                 Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?

                 Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.

 

III.             Изучение новой темы.

- Сегодня на уроке мы постараемся взглянуть во все этапы жизни и творчества поэта.

Вспомните рождение М.Ю.Лермонтова.

1. Один ученик рассказывает о рождении М.Ю.Лермонтова.

Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 (по новому стилю с 14 по 15) октября в Москве. Его родители – отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Арсеньева – не имели здесь собственного дома. Местом их постоянного жительства было село Тарханы Пензенской губернии. Это имение принадлежало бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери.

Лермонтов: Мать свою я не помню. Я был ребенком трех лет, когда ее не стало. Но до сих пор помню песню, которую она пела мне. Я всегда плачу от нее.

«Ангел» видео

 Чтец: У Елизаветы Алексеевны Арсеньевой кроме внука никого не было, поэтому она баловала его как только могла. Она старалась не расставаться с внуком. По совету врачей Елизавета Алексеевна трижды возила болезненного мальчика на кавказские минеральные воды. Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Она не жалела денег на учителей.      

На сцене кресло, в котором сидит бабушка поэта.

Бабушка (обращаясь к портрету): Тебя уже нет. А у меня остались только воспоминания и письма.

Лермонтов: Бабушка!

Бабушка: Что, Мишенька?

ЛермонтовЯ хочу Вас о чем-то попросить. Только обещайте, что исполните мою просьбу.

БабушкаГосподи, конечно, исполню, радость моя! Что подарить тебе, Мишенька? Ведь завтра твой день рождения.

ЛермонтовДайте мне один день поуправлять имением.

БабушкаИмением? Да зачем тебе это?

ЛермонтовВы же обещали исполнить любое мое желание!

Бабушка: Исполню, видит свет! Но объясни хоть, зачем это тебе.

Лермонтов: Я, наследник старинного рода Столыпиных, повелеваю отдать на вечное пользование крестьянам Тархан барскую Долгую рощу, а также выдать из нее столько леса, сколько нужно будет, чтобы построить каждому новую избу!

Бабушка всплескивает руками, а Миша смеется и убегает.

Бабушка (опять одна): Да: Так Миша в день своего рождения подарил крестьянам Долгую рощу, но я на следующий день эту рощу отобрала назад. Миша был очень талантлив: рисовал, играл на скрипке:

 Бабушка читает письма.

Бабушка: Переезд в Москву принес внуку много новых впечатлений.

Да, Мишель всегда был сверхначитанным, но совершенно не знал материала лекций. Но в Москве были и первые стихи, и первая любовь, Варенька Лопухина.

По сцене прогуливается пара юноши и девушки. Они беседуют, собирают цветы, сидят на скамейке, читают книгу и т.д. (Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка.)

 

Чтец:

Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали:
"Я обещаю помнить Вас..
Дай Бог дожить до новой встречи:"
И каждый день, и каждый час
Звучать в нем будут эти речи.
Она его не дождалась,
С другим печально обвенчалась.
Он думал: "Жизнь не удалась:"
А жизнь лишь только начиналась:"

Звучит романс "Расстались мы, но твой портрет:".

 

 Бабушка читает письма.

БабушкаИз писем Миши я поняла, что Петербург ему не понравился: "Правда, по приезде я навещал довольно часто родных, с которыми мне следовало бы познакомиться, но в конце концов я нашел, что лучший мой родственник - это я сам. Видел я образчики здешнего общества: дам весьма любезных, молодых людей весьма воспитанных; все вместо они производят на меня впечатление французского сада, очень тесного и простого, но в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожали всякое различие между деревьями".

(Отрывок из драмы Паустовского «Поручик Лермонтов»)                                                    ^  */    \~.

Дама 1:

Кто этот хмурый гусар, что ни с кем не танцует?

Вяземский:

Это Лермонтов. Где ему танцевать. Должно быть сочиняет стихи.

Дама 2:

Так молод, но ни ласки, ни улыбки.

Вяземский:

Вы больны, Михаил Юрьевич?

Лермонтов:

Да, пожалуй, тоска

Вяземский:

К чему же вас тянет?

Лермонтов:

К дружеской беседе, к стопке чистой бумаги.

Дама 1:

А скажите с кого вы писали Демона?

Лермонтов:

С самого себя, неужели не узнали?

Дама 2:

Но вы не похожи на него.

Лермонтов:

Поверьте, я еще хуже моего Демона.

И гордый Демон не отстанет,

 Пока живу я, от меня.

И ум мой озарять он станет

 Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства,

 И вдруг отнимет навсегда

 И дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

Дама 1:

Мне ваш Демон нравится.

Дама 2:

Знаете ли, Лермонтов, я вашим Демоном увлекаюсь...

Мне, кажется я бы могла полюбить такое могучее, властное и гордое

существо.

Лермонтов:                                                   

Какая  скука

Дама 1:

А я знаю прекрасное средство от скуки. Это танцы, предлагаю, господа.

Вальс. Хачатурян « Маскарад»

                                                     

    Учитель. Душа – свеча. Зажглась свеча таланта. ( Зажигает еще одну  свечку).

 Свеча горит, не ослабевает пламя. Огонь бросает отблески на всех, кто рядом

Свеча – душа. Во что мы вкладываем свою душу? Ради чего живем?

 - Давайте поговорим о творчестве поэта.

Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Парус».

 Чтец:- До 1837 года о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Его любимым поэтом был Пушкин. В январе 1837 года скончался А.С.Пушкин. Потрясенный гибелью любимого поэта, М.Ю.Лермонтов написал стихотворение – «Смерть Поэта».

 « Смерть поэта»

Чтец: Это революционное стихотворение быстро разошлось по всей стране и прославило имя автора. Поэт был арестован и сослан в действующую армию на Кавказ, где шла многолетняя война с горцами. Почти непрерывно он принимал участие в войне. Лермонтов простудился: в Ставрополе он был направлен в военный госпиталь. Все лето он лечился на кавказских минеральных водах в Пятигорске.  Много ездил ссыльный поэт по Кавказу. Побывал в горских аулах, приморских городах, казачьих станицах.

(За прялкой сидит казачка.

1. Казачка:                    

Спи, младенец мой прекрасный

Баюшки - баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты же дремлешь, закрываешь глазки,

Баюшки - баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.                 .   ,

Провожать тебя я выйду –

Ты махнешь рукой ...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки – баю

Дам тебе я на дорогу

Образок святой.

Ты его моляся богу

Ставь перед собой.

Да готовясь в бой опасный, помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

 

Чтец: Он полюбил страну гор и ее величественную природу.

Лермонтов очень много писал и рисовал.  Именно здесь родились его многие стихи: баллада «Три пальмы», «Люблю я цепи синих гор…», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!»

Чтец: « Кавказ»

 Это как раз те места, которые особенно нравились Михаилу Юрьевичу. Здесь и разворачивается действие поэмы «Мцыри».

 Читается отрывок из поэмы.

Чтец:  Время, проведенное на Кавказе, сыграло большую роль в формировании личности и мировоззрения поэта, в становлении его творчества.

  Учитель. Душа- свеча. Говорят, свеча не греет. Свеча может освещать не все. Зато огонь, который несет свет другим людям, должен гореть ярко-ярко.

- «Боюсь не смерти я. О нет!» (1841- …). Вспомните его последние годы жизни.

- Новая ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником, оказалась последней. На Кавказе 15 июля в 1841 году состоялась дуэль с товарищем по Школе юнкеров Мартыновым. На этой дуэли был убит Лермонтов.

Душа – свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть. Дать людям радость и угаснуть...

 (Учитель тушит одну свечку).

 - Но Лермонтов не умер, он живет в своих стихах и прозах, которых мы читаем.

Видео « Я иду по поле боя»

1 Дама:

 Какая грусть, но как она светла,

как искрится талантом гения.

Наверно каждый был бы рад,

Чтоб жизнь была как маскарад. .

2 Дама:

Да' наша жизнь' как будто бы игра

Как будто бал с игрой в переодеванье

Все вышли из -под  лермонтовского пера

3Дама Там Мцыри, Демон и Тамара

 Печорин, Мэри сам поэт

И жизнь героев словно драму

Рисует автор свой портрет.

4Дама: И новый вальс был так хорош!

Я в Лермонтовское время окунулась

Там каждый на себя как в зеркале похож

 Как быстро мы однако в 21 век вернулись.

5Дама: В наш век, в наш 21 век

Где Лермонтова помнят,

 Любят, чтут

Где знает его каждый человек

И кажется он рядом тут.

3Дама: Он рядом с нами на века

И мы его не забываем

Пока мила его строка

Пока стихи его читаем.

(Звук вальса, выходят все участники представления)

Учитель. Свеча – душа. Горит свеча таланта. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.

Заканчиваем мы наш бал своеобразным обрядом. Свеча - символ памяти. Передавая свечу следующему участнику, который, прочитав «свои» любимые строчки поэта, передаёт свечу дальше.

Пока  будет  жив  русский  человек,  будет жива  память  о великом русском поэте - Михаиле Юрьевиче Лермонтове. 


 



9