СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество великого композитора

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по музыке. Жизнь и творчество А.К. Лядова

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество великого композитора»

Анатолий Константинович Лядов  (1855 – 1914)  Подготовила Санниквоа Л.Р. Учитель начальных классов

Анатолий Константинович Лядов (1855 – 1914)

Подготовила

Санниквоа Л.Р.

Учитель начальных классов

Содержание Введение Жизнь и творческий путь Баба яга Вывод Источники

Содержание

  • Введение
  • Жизнь и творческий путь
  • Баба яга
  • Вывод
  • Источники
Введение Решающее влияние на жизнь Анатолия Лядова оказал его отец, который был опытным дирижёром. Именно она начал давать своему пятилетнему сыну уроки музыки, привив ему любовь к музыкальному искусству. В результате Анатолий Константинович ещё в юном возрасте определил свой дальнейший жизненный путь, решив стать музыкантом и композитором.

Введение

  • Решающее влияние на жизнь Анатолия Лядова оказал его отец, который был опытным дирижёром. Именно она начал давать своему пятилетнему сыну уроки музыки, привив ему любовь к музыкальному искусству. В результате Анатолий Константинович ещё в юном возрасте определил свой дальнейший жизненный путь, решив стать музыкантом и композитором.
Творческий и жизненный путь 11 мая 1855 года в семье известного в музыкальных кругах Санкт-Петербурга дирижёра императорского театра оперы и балета Константина Николаевича Лядова произошло радостное событие: родился мальчик, которому счастливые родители дали красивое имя Анатолий

Творческий и жизненный путь

  • 11 мая 1855 года в семье известного в музыкальных кругах Санкт-Петербурга дирижёра императорского театра оперы и балета Константина Николаевича Лядова произошло радостное событие: родился мальчик, которому счастливые родители дали красивое имя Анатолий
Отец композитора работал в Мариинском театре, и часто брал с собой сына на работу. Юному Анатолию Лядову доставляло удовольствие запоминать целые партии выступающих певцов, которые он потом воспроизводил удивительно талантливо.  Но ещё больше ему нравилось играть на сцене, выступая в качестве одного из многочисленных статистов.
  • Отец композитора работал в Мариинском театре, и часто брал с собой сына на работу. Юному Анатолию Лядову доставляло удовольствие запоминать целые партии выступающих певцов, которые он потом воспроизводил удивительно талантливо.
  • Но ещё больше ему нравилось играть на сцене, выступая в качестве одного из многочисленных статистов.
С юных лет мечтая поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию, Лядов исполнил это желание. В её стенах он начал учиться играть на скрипке и пианино, а также изучать музыкальную теорию. Что, впрочем, не мешало ему регулярно прогуливать занятия, и в результате он был отчислен из-за этих самых прогулов. Спустя два года он восстановился в консерватории и всё-таки закончил обучение, причём с отличием. Неординарные музыкальные способности предопределили будущее младшего Лядова и в 1867 году родные направили его для обучения в Петербургскую консерваторию. С родительским домом Анатолию пришлось расстаться, так как по семейным обстоятельствам (болезнь отца) его поселили в пансионат А.С. Шустова, откуда в праздничные и каникулярные дни мальчика на отдых забирали родственники по материнской линии.
  • С юных лет мечтая поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию, Лядов исполнил это желание. В её стенах он начал учиться играть на скрипке и пианино, а также изучать музыкальную теорию. Что, впрочем, не мешало ему регулярно прогуливать занятия, и в результате он был отчислен из-за этих самых прогулов. Спустя два года он восстановился в консерватории и всё-таки закончил обучение, причём с отличием.
  • Неординарные музыкальные способности предопределили будущее младшего Лядова и в 1867 году родные направили его для обучения в Петербургскую консерваторию. С родительским домом Анатолию пришлось расстаться, так как по семейным обстоятельствам (болезнь отца) его поселили в пансионат А.С. Шустова, откуда в праздничные и каникулярные дни мальчика на отдых забирали родственники по материнской линии.
Петербургская консерватория

Петербургская консерватория

  В биографии Анатолия Лядова упомянуто, что он был лично знаком с такими знаменитостями, как  Римский-Корсаков  и Мусоргский. Это так, но они оба в то время уже были достаточно известными композиторами, поэтому дружбы между ними и их юным учеником быстро сложиться не могло. Впрочем,  Мусоргский  очень высоко отзывался о таланте Анатолия Константиновича, а с Римским-Корсаковым он позднее наладил дружеские отношения.
  •   В биографии Анатолия Лядова упомянуто, что он был лично знаком с такими знаменитостями, как  Римский-Корсаков  и Мусоргский. Это так, но они оба в то время уже были достаточно известными композиторами, поэтому дружбы между ними и их юным учеником быстро сложиться не могло. Впрочем,  Мусоргский  очень высоко отзывался о таланте Анатолия Константиновича, а с Римским-Корсаковым он позднее наладил дружеские отношения.
Творчество Лядова довольно разнообразно, но почти все его произведения написаны для фортепиано, и они отличаются короткой длительностью, обычно в пределах 3-5 минут. Когда композитора спрашивали, почему, он отшучивался и говорил, что не может выдерживать музыку более 5 минут. Многие современники критиковали Анатолия Лядова за низкую творческую продуктивность – произведения он сочинял великолепные, но их было немного. Разгадка проста: композитор всю жизнь испытывал финансовые затруднения, а потому много времени вынужден был уделять работе в качестве музыкального педагога. На этом поприще он, кстати, добился огромного успеха. Одним из его учеников был прославившийся впоследствии композитор  Сергей Прокофьев .
  • Творчество Лядова довольно разнообразно, но почти все его произведения написаны для фортепиано, и они отличаются короткой длительностью, обычно в пределах 3-5 минут. Когда композитора спрашивали, почему, он отшучивался и говорил, что не может выдерживать музыку более 5 минут.
  • Многие современники критиковали Анатолия Лядова за низкую творческую продуктивность – произведения он сочинял великолепные, но их было немного. Разгадка проста: композитор всю жизнь испытывал финансовые затруднения, а потому много времени вынужден был уделять работе в качестве музыкального педагога. На этом поприще он, кстати, добился огромного успеха. Одним из его учеников был прославившийся впоследствии композитор  Сергей Прокофьев .
Симфоническая картина «Баба яга » 1881 год. Весь преподавательский состав Петербургской консерватории отправился на летние каникулы.  Лядов  поехал в самое любимое им место. Туда, где он мог продолжать заниматься любимым делом – собиранием сказок и фольклора. В деревне он знакомился с исконными обычаями, слушал пастушьи напевы, отдыхал на лоне природы. В расслабленной обстановке Анатолий Константинович мог быть более внимательным к произведениям, которые читал. Тогда он впервые смог прочитать «Сказания русского народа», написанные Сахаровым. Особенно был впечатлен он образом  Бабы-Яги . 

Симфоническая картина «Баба яга »

  • 1881 год. Весь преподавательский состав Петербургской консерватории отправился на летние каникулы.  Лядов  поехал в самое любимое им место. Туда, где он мог продолжать заниматься любимым делом – собиранием сказок и фольклора. В деревне он знакомился с исконными обычаями, слушал пастушьи напевы, отдыхал на лоне природы. В расслабленной обстановке Анатолий Константинович мог быть более внимательным к произведениям, которые читал. Тогда он впервые смог прочитать «Сказания русского народа», написанные Сахаровым. Особенно был впечатлен он образом  Бабы-Яги
Вдохновением наполняла творца красочная живопись Билибина. Особенно впечатлили  Лядова  иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», где на первой странице красовалась Баба-Яга, летящая в ступе. Это и был главный прототип образа первой симфонической миниатюры на фантастическую тематику. Замысел сочинения Бабы Яги был реализован лишь спустя 15 лет после того, как композитор активно искал материалы, касающиеся фантастического персонажа. Это было свойственно для привычного создания композиций.
  • Вдохновением наполняла творца красочная живопись Билибина. Особенно впечатлили  Лядова  иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», где на первой странице красовалась Баба-Яга, летящая в ступе. Это и был главный прототип образа первой симфонической миниатюры на фантастическую тематику.
  • Замысел сочинения Бабы Яги был реализован лишь спустя 15 лет после того, как композитор активно искал материалы, касающиеся фантастического персонажа. Это было свойственно для привычного создания композиций.
Баба-Яга Лядова – это собирательный музыкальный образ. Программой произведения является отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». Это сцена полета злой колдуньи. Один свист и в момент перед ней появляется ступа. В стремительном вихре злая волшебница поднимается ввысь. На улице ночь, каждый зверь и человек боится злую силу, прячется от нее. Вокруг тишина только слышно, как помело разрезает воздух вокруг. Так начинается новая страшная история со счастливым финалом.
  • Баба-Яга Лядова – это собирательный музыкальный образ. Программой произведения является отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». Это сцена полета злой колдуньи. Один свист и в момент перед ней появляется ступа. В стремительном вихре злая волшебница поднимается ввысь. На улице ночь, каждый зверь и человек боится злую силу, прячется от нее. Вокруг тишина только слышно, как помело разрезает воздух вокруг. Так начинается новая страшная история со счастливым финалом.
Фантастичность звучания в данной миниатюре была достигнута при помощи использования ряда музыкально-выразительных средств: Фантастичность звучания в данной миниатюре была достигнута при помощи использования ряда музыкально-выразительных средств: Свистящие в унисон струнные и деревянно-духовые инструменты; Большое количество флажолетов. Динамика то нарастает до   ff,  то затихает до  pp. Обилие общих форм движения: пассажи. Непрерывное ритмическое движение в различных голосах создает атмосферу напряженности.
  • Фантастичность звучания в данной миниатюре была достигнута при помощи использования ряда музыкально-выразительных средств: Фантастичность звучания в данной миниатюре была достигнута при помощи использования ряда музыкально-выразительных средств:
  • Свистящие в унисон струнные и деревянно-духовые инструменты;
  • Большое количество флажолетов.
  • Динамика то нарастает до   ff,  то затихает до  pp.
  • Обилие общих форм движения: пассажи.
  • Непрерывное ритмическое движение в различных голосах создает атмосферу напряженности.
Вывод Анатолий Лядов - композитор, чье творчество неразрывно связано с фольклором. Он является автором нескольких сборников русских народных песен. Еще Лядов обращался к духовной музыке. К этой сфере относится «Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко» и «Десять переложений из Обихода».  Каждое из произведений — будто воплощение в музыке мыслей и мечт композитора. Он рисовал своими произведениями целые картины. А. Лядов жил каждым своим произведением, пропускал их через себя, что делает его мастером своего дела, композитором, яркие музыкальные образы которого никогда не померкнут

Вывод

  • Анатолий Лядов - композитор, чье творчество неразрывно связано с фольклором. Он является автором нескольких сборников русских народных песен. Еще Лядов обращался к духовной музыке. К этой сфере относится «Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко» и «Десять переложений из Обихода».
  • Каждое из произведений — будто воплощение в музыке мыслей и мечт композитора. Он рисовал своими произведениями целые картины. А. Лядов жил каждым своим произведением, пропускал их через себя, что делает его мастером своего дела, композитором, яркие музыкальные образы которого никогда не померкнут
Источники

Источники

© 2022, 786 2