СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Конспект урока. 

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»

Тема урока: «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»

Цель урока:

Создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций обучающихся через освоение теотетических знаний по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова», развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать учебные и жизненные ситуации, способность к разумному рефлективному творческому мышлению), что будет способствовать воспитанию сознательного отношению к литературе как духовной ценности.

Задачи урока:

1) Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения

2) Расширить представления учеников о личности поэта и его жизни.

Формы работы: классно-урочная

Организация работы: групповая, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский

Приемы работы: кластер, конструирование вопросов

Тип урока: урок изучения нового материала с обобщением изученного.

Оборудование: компьютер, портрет М.Ю.Лермонтова, слайдовая презентация, листы бумаги.

Используемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история


План урока

1. Стадия вызова

Результат:

У каждого обучающегося появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Обмен мнениями будет способствовать тому, что появятся новые идеи, появятся интересные вопросы, поиск ответов на которые будет стимулировать обучающихся к изучению нового материала.

В случае успешной реализации стадии вызова у обучающихся возникнет мощный стимул для работы на следующем этапе.

Примечание:

Данный урок построен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Основные приемы работы: рассказ-предположение по ключевым словам, верные и неверные предположения.


Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Цель обучающихся:

- Вспомнить все известные факты биографии М.Ю.Лермонтова

- Определить для себя, на каком аспекте изучаемой темы они должны заострить свое внимание.












Речь пойдет о М.Ю.Лермонтове


Парус, море, Кавказ, горы, что-то грустное, печальное.


Высказывание предположения.

Происходит вызов информации.


Стихи Лермонтова в основном посвящены свободе, воле. Он писал че-то несбыточном. Очень много печального в его стихотворениях.


Фиксирование знаний на листах бумаги.

Индивидуальная работа.

Активное слушание.

1. Цель учителя:

- Побудить обучающихся к работе с новой темой

- Активизировать их деятельность

- Мотивировать к дальнейшей работе.



Оргмомент. Нестандартное начало урока

На доске записаны цитаты

Белет парус одинокий,

В тумане моря голубом…

М.Лермонтов

Поэты не рождаются случайно…

И.Тальков

Он мало жил, он умер рано,

Не завершив великих дел,

В стране рабов, в стране тиранов

Тяжел был гения удел…

М.Гелллер


-Ребята, посмотрите на эти цитаты, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке?


- Какие ассоциации появились у вас с именем М.Ю.Лермонтова?


-Да, действительно, это лермонтовские слова. Запомните ваши ассоциации, мы вернемся к ним в конце урока.

-А узнаете ли вы Лермонтова среди русских поэтов? Я вам предлагаю отрывки из стихотворений. Назовите те, которые принадлежат Лермонтову.

-Давайте проверим. На слайдах правильные ответы.

– Как вы узнали, почувствовали Лермонтова?

- Запишите слова в ваши кластеры.





Постановка цели и задач урока.

-Тема нашего урока «Жизнь и творческий путь М.Ю.Лермонтова»

- На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы , изучая такую тему. Сформулируйте их.

1) Были ли у Лермонтова друзья?

2) Каково жилось Лермонтову на Кавказе?

3) Какую роль сыграла бабушка в жизни Лермонтова?

4) Где провел лучшие годы поэт?

5) Чем интересовался Лермонтов, кроме поэзии?

6) Какое получил образование?

- Давайте выберем самые интересные и постараемся на них ответить в конце урока.


1) Какую роль сыграла бабушка в жизни Лермонтова?

2) Где провел лучшие годы поэт?

3) Какое получил образование?

4) Чем интересовался Лермонтов, кроме поэзии?

-Итак, начнем наш разговор о великом человеке М.Ю.Лермонтове.


2. Осмысление содержания

Результат:

Восприятие информации происходит активно, необходимость фиксировать информацию поддерживает интерес обучающихся.

Обучающиеся активно конструируют цели своего учения.

Примечание:

На данном этапе используются приемы активного чтения: ведение кластера поиск ответов в рассказе учеников и учителя.

Работа ведется в группе и индивидуально.


Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

2. Цель обучающихся:

- Получить и

осмыслить новую информацию,

- Соотнести с уже имеющимися знаниями



Индивидуальная работа.

Активное слушание





Обращают внимание на неясности, готовятся к анализу и обсуждению услышанного.


Да. Отвечают, что потрясло сиротство поэта. Он рано остался без матери, жил с бабушкой и т.д.




Высказывают свое мнение.


Обучающиеся активно слушают, ведут записи в кластере.




Тарханы. Презентация по желанию.

Комментарий презентации.

Фиксация новых знаний в кластер.



Рассказ ученика.


Запись в кластер.






Кавказ.

Отвечают.

Запись в кластер.


Активное слушание

2. Цель учителя:

- Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому.

- Отслеживание понимания учеником изучаемого материала.



- Историки, говоря о жизни и творчестве Лермонтова, отмечают, что без достаточного знакомства с жизнью поэта и теми общественными условиями, в которых она протекала, невозможно правильно понять и оценить творчество поэта.

- Согласны вы с этим мнением?

- Я предлагаю вам вспомнить то , что вам известно о детстве поэта .

По ходу рассказа зафиксируйте новые знания в кластер.


- Я просила вас к уроку прочитать биографию М.Ю.Лермонтова. Что вас особенно потрясло в его жизни?

-Можно сказать , что причиной его печали и грусти было сиротство?

- Да, действительно, сиротство, пожалуй, одна из основных причин того, что лирика поэта столь грустна, печальна, и порой трагична. В каком стихотворении эти нотки особенно отчетливо слышны?


(зачитать стихотворение «Ужасная судьба отца и сына»)


- Продолжим наш разговор. Знаете ли вы место, где прошло детство Лермонтова, творческую колыбель поэта? Правильно . Есть желающие рассказать нам про этот уголок Лермонтова?







- Я думаю, что ваши знания обогащаются постепенно и расширяются.

- В жизни каждого человека наступает период, когда ему хочется или нужно получить образование.

М.Ю.Лермонтов получил прекрасное образование. Про этот период жизни поэта нам расскажет….



- Мне кажется, что мы не должны обойти стороной волшебный край, который поразил лучшими впечатлениями поэтическую душу нашего поэта. Кто догадался , о каком крае я говорю?

Да, Кавказ! Колыбель поэзии М.Ю.Лермонтова! И расскажет нам о Кавказе Федосеев Дима.

- Не забывайте фиксировать новые знания в кластере.


- Как ни печально, но погиб Лермонтов на Кавказе. Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым была не просто дуэлью, а обдуманным политическим убийством. Послушайте отрывок из воспоминаний очевидцев трагедии: « 27 июля 1841 года творилось что-то странное. Погода сначала стояла дивная, ласковая. Но вдруг разразилась небывалая гроза , буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск. Страшные ударя грома следовали один за другим. Убийство произошло в двух километрах от Пятигорска у подножия горы Машук. Поэт был убит выстрелом в сердце. Ему было неполных 27 лет»


3. Рефлексия

Результат:

Мысли осмысливаются, структурируются. Возникшие вопросы разрешаются. Развиваются навыки критического мышления. Происходит живой обмен мнениями, это расширяет словарный запас учащегося.

Происходит выработка собственного мнения, оценка процесса.

В результате получается обобщенный образ о поэте. Знания расширяются, обогащается словарный запас обучающихся.

Примечание:

Происходит творческая переработка, анализ информации. Устанавливаются причинно-следственные связи между новой и старой информацией.

Работа ведется индивидуально, в парах, группе.


Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

3. Цель обучающихся:

- Сопоставить новую информацию со старой,

- Обратить внимание на неясности, внести дополнения,

-Оценить свою деятельность.


Дают оценку своей деятельности.

Сравнивают новую информацию со старой.

Делают выводы, возвращаются к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Добавляют ассоциации (устно).

Да, соглашаются, аргументируют свое мнение.

3. Цель учителя:

- Вернуть обучающихся к первоначальным знаниям- предположениям, ассоциациям,

- Дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации

- Давайте вернемся к началу нашего разговора.

-Перед вами вопросы, на которые вы хотели получить ответы. Не исчезло это желание? Услышали вы что-то для вас новое, интересное, поучительное?

(отвечают на вопросы)


- Совпали ли ваши ассоциации с той информацией, которую вы получили на уроке?


-Как вы думаете, почему творчество Лермонтова до сих пор волнует читателей?

-Согласитесь вы со словами И.Талькова, что поэты не рождаются случайно?


Задание на дом

Цель учащегося:

- Обобщить полученную информацию

- Закрепить материал

-Самостоятельно выполнить творческую работу.

Редактирование творческой работы (кластера), чтение поэмы.



Цель учителя:

-Создать условия для успешного выполнения домашнего задания

Домашнее задание будет следующего содержания:

1) Составить кластер по теме урока,

2)Прочитать поэму « Песня про царя Ивана Васильевича…»

- По домашнему заданию будут вопросы?


Заключительное слово учителя:

-Наш урок подошел к завершению. На последующих уроках мы познакомимся с его лирикой и поэмой.

- Мне было очень интересно общаться с вами. Я надеюсь, что полученные знания никогда не окажутся лишними в вашем багаже знаний.

- Благодарю всех за работу. Можете отдыхать