«Жизнь и творчество
Виктора Юзефовича Драгунского»
Цели урока:
Образовательные:
продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора;
способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы.
Развивающие:
пробуждать чувство сопереживания, учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;
способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления.
Воспитательные:
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям В.Ю. Драгунского).
Оборудование: плакаты с пословицами, рисунки по рассказам В.Ю. Драгунского, портрет В.Ю. Драгунского. Тематическая выставка книг «Мастер улыбки», Слайд по теме: «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского».
Ход урока
I. Активизация внимания.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1
Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с большим интересом читают дети и перечитывают взрослые. Он автор замечательных рассказов о Дениске и его друге Мишке, а зовут его Виктор Драгунский.
III. Настройка» на восприятие.
(включить презентацию «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского»).
Слайд 2
Родился Виктор Драгунский 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Однако в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем.
Слайд 3
После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком. С 1931–1936 годы учился актерскому ремеслу в «Литературно-театральных мастерских» студии А. Дикого. С 1935 года началась его актерская биография: он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка» (1948–1958 г.).
Слайд 4
Коллектив его мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках.
Слайд 5
Был он так же клоуном в цирке на Цветном Бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.
Слайд 6
Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней.
Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряженную и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь – быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.
Слайд 7
Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».
Слайд 8
Первые рассказы о Дениске были опубликованы в журнале «Мурзилка» в 1959 году, а первая книжка из 16 рассказов вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится». Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста веселых рассказов.
Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Отец в этих рассказах – сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором, и в нем трудно найти черты прежнего мальчишки, который мог самозабвенно полюбить «Девочку на шаре» и врать про «Пожар во флигеле». В его рассказах светлое и нежное чувство всегда одерживает победу над плоской и тяжеловесной житейщиной.
Слайд 9
«Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка: в них отразилось светлое восприятие мира. В центре рассказов стоят: пытливый и деятельный Дениска, и его друг мечтательный, медлительный Мишка. Только литературное творчество смогло вобрать в себя весь его громадный жизненный опыт, знание и понимание людей, суммировать все узнанное и осветить нежной любовью к людям, маленьким и взрослым, и наделить долгой жизнью. Так оно и сталось!
Его книги читают не только у нас в России, но и на Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Азербайджане, и в Норвегии, и в Чехии, и в Германии, и даже в Японии.
Слайд 10
Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы».
- Вылить невкусную кашу за окно, променять дорогой игрушечный самосвал на маленького светящегося светлячка в коробочке, петь на уроке музыки так, чтобы было слышно на соседней улице, выпустить на свободу только что купленный красный шарик - все эти события переживете вы с Дениской Кораблевым и его семьей...
Появляется Дениска
- Здравствуйте! Меня зовут Денис Кораблев. Я учусь в 5 классе.
Дениска:
- Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос.
А потом дело было так.
Звонок. Ребята рассаживаются за парты. Входит учительница.
Раиса Ивановна:
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Кораблев, к доске!
Дениска:
- У меня сразу испортилось настроение.
Раиса Ивановна:
- Кораблев! Что же ты? Я тебя зову или нет?
Дениска:
- И я пошел к доске.
Раиса Ивановна:
- Стихи!
Дениска:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...
Раиса Ивановна:
- Это Пушкин
Дениска:
- Да, это Пушкин. Александр Сергеевич.
Раиса Ивановна:
- А я что задала?
Дениска:
- Да!
Раиса Ивановна:
- Что "да"? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!
Дениска:
- Что?
Раиса Ивановна:
- Что "что"? Я тебя спрашиваю: что я задала?
Мишка:
- Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
Дениска:
- Вот что значит верный друг.
А Раиса Ивановна уже рассердилась:
Раиса Ивановна:
- Слонов! Не смей подсказывать!
Дениска:
- Да. Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.
Мишка отвернулся.
Раиса Ивановна:
- Ну?
Дениска:
- Что?
Раиса Ивановна:
- Перестань ежеминутно чтокать! Читай. Наизусть!
Дениска:
- Что?
Раиса Ивановна:
- Стихи, конечно!
Дениска:
- Ага, понял. Стихи, значит, читать? Это можно. Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.
Раиса Ивановна:
- Ну!
Дениска:
- Что?
Раиса Ивановна:
- Читай сейчас же! Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!
Ребята подсказывают: «Мужичок»
Дениска:
- Мужичонка!
Мишка показывает на свой большой палец и щелкает его по ногтю.
Дениска:
- С ноготком! Мужичонка с ноготком!
Все засмеялись.
Раиса Ивановна:
- Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?
Дениска:
- Конечно, выучил. А как же!
Раиса Ивановна:
- Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.
Ребята подсказывают и показываю написанное на бумаге слово.
Раиса Ивановна:
- Ну, Кораблев? Какая же главная река в Америке?
Дениска:
- Миси-писи.
Раиса Ивановна:
- Да, Кораблев, двойку свою ты сегодня честно заработал!
Дениска:
- И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
Звучит мелодия. Все выходят.
Инсценировки по рассказу В.Драгунского «Англичанин Павля»
Мама. Завтра первое сентября, И вот наступила осень, и ты пойдешь уже в третий класс. Ох, как летит время!..
Папа. И по этому случаю, мы сейчас "зарежем" арбуз!
(входит Павлик, все радуются)
Папа. Ого, кто пришел!- Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!
Мама. Садись с нами, Павлик, арбуз есть, - Дениска, подвинься.
Дениска. Привет! – ( подвинулся, дав ему место рядом с собой.)
Павля. Привет! ( сел.) Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не дает его вволю поесть.
Мама. А почему?
Павля. Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.
Папа. Правда, Вот поэтому-то мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся.
Павля. Я не боюсь,
Папа. А ты чего, Павля, так давно не был у нас?
Дениска. Да, - Где ты пропадал? Что ты делал?
Павля. Что делал, что делал?.. Английский изучал, вот что делал.
Мама. Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!
Папа. Молодец, - Уважаю!
Павля. К нам в гости приехал студент, Сева. Так вот он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.
Дениска. А что, трудный английский язык?
Павля. С ума сойти,
Папа. Еще бы не трудный. Там у них сам черт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.
Павля. Прямо беда, - Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов.
Мама. Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? Ты почему, когда вошел, не сказал нам по-английски "здрасте"?
Павля. Я "здрасте" еще не проходил.
Мама. Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал "спасибо"?
Павля. Я сказал
Мама. Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?
Павлик. Мы до "спасибо" еще не дошли, Очень трудное пропо-ви-сание.
Дениска. Павля, а научи-ка меня, как по-английски "раз, два, три".
Павля. Я этого еще не изучил,
Дениска. А что же ты изучил? За два месяца ты все-таки хоть что-нибудь-то изучил?
Павлик. Я изучил, как по-английски "Петя"
Дениска. Ну, как?
Павля. "Пит"! - По-английски "Петя" будет "Пит". - Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: "Пит, а Пит, дай ластик!" Небось рот разинет, ничего не поймет. Вот потеха-то будет! Верно, Денис?
Дениска. Верно. Ну, а что ты еще знаешь по-английски?
Павля. Пока все.
9-классники:
- Быстро летят годы. Пройдёт у ребят детство, эта светлая пора жизни.
- Повзрослеют дети. Никуда от этого не деться. Но пусть останется с нами навсегда мудрое, весёлое и доброе слово Виктора Драгунского.
- Ничего не придумал этот писатель. Он просто внимательно всмотрелся в детские лица, поистине ощутил радость и горе маленьких человечков.