Воспитательный час на тему: «Жизнь не вечна – вечные человеческие ценности»
Цель: помочь учащимся понять, что является вечными человеческими ценностями, установить положительные и отрицательные черты их характера, помочь сделать анализ, присущих им черт, побуждать к развитию положительных черт, воспитывать чувство честности, милосердия, взаимопомощи.
Воспитатель: Дорогие дети. Вы на пороге юности. Перед вами встает множество вопросов, которые волнуют вашу душу, заставляют переживать, даже страдать. Ведь, конечно, среди нас нет ни одного, кто был бы полностью доволен собой, кто не желал бы улучшить и развить свои умственные и физические способности. Вы ежедневно общаетесь и встречаетесь с десятками разных людей, становитесь очевидцами или участниками различных ситуаций и событий, читаете книги, прессу, просматриваете телевизионные передачи и кинофильмы. Все это определенным образом влияет на вас, ваши взгляды, поведение, характер, отношение к окружающим людям и, прежде всего, к самим себе. Раз возникает потребность стать лучше, усовершенствовать себя. Как это сделать? Как этого достичь? Сегодня мы об этом поговорим.
Давайте поговорим о жизни.
Так соберемся и поговорим,
Поделимся радостью и горем,
Давайте поговорим о жизни.
Давайте поговорим о мире,
Про лес и поле, океан и сушу.
Давайте поговорим о мире,
Давайте поговорим о душе.
Кто я? Зачем пришла (пришел) в этот мир? Казалось простой вопрос, а ответить трудно. Что важно в жизни? Иметь автомобиль, дачу, достаток. В чем же человеческое счастье, человеческая красота? Именно поэтому тема нашего воспитательного часа «Жизнь не вечна – вечные человеческие ценности».
Растет человек... Его жизнь начинается рассветом души – детством. Навсегда оно остается в памяти как самое светлое. Казалось бы, жизнь прекрасна. Но откуда берется безразличие, черствость? Что необходимо сегодня, чтобы люди оставались людьми?
- Самое важное сегодня быть добрым, отзывчивым, душевным. Уметь поддерживать в трудную минуту, утешить в беде. Красота человека не может быть без добра. Вот мы и назвали: добро. Сухомлинский писал: « Делай добро не только тогда, когда тебя видят люди, гораздо больше нужно для того, чтобы быть настоящим человеком тогда, когда тебя никто не видит».
Ведь не каждый Человек, который сияет внешней красотой, может быть приятным собеседником, может понять, подать руку помощи. И наоборот – неприметный внешне, тихий Человек может быть самым красивым в своих действиях, поступках, в общении, в семье. О доброте не нужно много говорить, ее видно в человеке, в его взглядах, в его разговоре. Вот как сказал поэт:
Не говори о доброте,
Когда ты ею сам не сияешь,
Когда ты в радости паришь,
Забыв про чужую беду.
Потому что доброта не только то,
Занимающее теплое слово.
В этом чувстве такая основа,
Из глубин души растет.
Когда ее не имеешь ты,
То ранишь человечное в человеке.
Нет высшей святыни,
Чем чистое сияние доброты...
Воспитатель: какие еще качества делают человека красивым и совершенным?( дети называют)
Искренность, мудрость, милосердие, благодарность, достоинство, взаимопомощь.
Воспитатель: а как вы понимаете эти понятия? (обсуждение)
Воспитанница: я однажды читала про человека, который считал себя человеком с большой буквы, как-то обратился к своей совести. «Скажи, совесть, ты у меня чистая?» «Нет! Я вся в грязи, ненависти, гневе» «Так сбрось с себя все это, возьми в друзья радость и доброту» « Не могу, потому что в сердце твоем их нет»
Воспитатель: действительно, легко полюбить все человечество, а ты попробуй-ка полюбить конкретного человека. Среди человеческих ценностей я хочу назвать такое чувство как любовь. Любовь к родителям, любовь к родине, к своему ближнему. Ведь в Библии сказано: «Возлюби ближнего как самого себя» Любовь – это основа всех начинаний. С любви начинается формирование человека как личности, с любви начинается воспитание. И кому как не нам, педагогам, больше нужно любви, мудрости, добра. Потому что учитель – это наставник, советчик, создатель прекрасного и совершенного. После ночи приходит день, новый, свежий, новорожденный. Следует стараться не запачкать его обидными поступками, а украсить чем-то добрым, полезным, не только для себя, но и для всех. Взять для души можно больше позитивной энергии, добра, надежды, любви.
Я не прошу красоты, ни счастья,
- Дай мне силы, Боже,
Чтобы не сломаться в бури несчастье,
Дай мне силы, Боже,
Чтобы не пугаться горькой правды,
Дай независимости, Боже,
Чтобы смотреть в глаза судьбе,
Дай храбрости, Боже.
Чтобы не иметь в сердце зла,
Прошу любви, Боже,
Не сделать ничего плохого
– Дай доброты мне, Боже.
Действительно, во всех начинаниях, во всех делах мы обращаемся к Богу. Новый день мы начинаем и заканчиваем молитвой. Дети, а что такое молитва? Как следует молиться? Какие вы знаете молитвы? Молитва – это мать добра. Без нее не может осуществляться ни одно доброе дело и молиться нужно искренне. (обсуждение)
Воспитатель: А сейчас, дети, мы с вами выполним практическое задание. У каждого из вас есть книжечка. На одной стороне выпишите черты, которые вам в себе нравятся, а на второй – те, которых вы бы хотели избавиться. Эта книжечка называется «Страницы моего я». Она будет только ваша. ЕЕ никто не будет читать, если вы этого не захотите. Поэтому желаю вам быть объективными. А поможет вам таблица «Черты характера»
(Приложение).(дети работают самостоятельно)
Эта книжечка станет для вас своеобразным паспортом – важным документом для вашей души. Поэтому не бойтесь заглядывать в свою душу. Найти в ней то хорошее, которое следует развивать, чтобы оно цвело как пышный сад и то плохое, что нужно искоренять как сорняк на огороде. Поэтому еще раз загляните в книжечку «своего я». Внимательно изучите список своих отрицательных черт. Выберите из них одну и сосредоточьтесь на ней. Составьте договор с собой о том, что вы будете наблюдать за этой негативной чертой и соответственно контролировать свое поведение так, чтобы данная черта не смогла себя проявить. А в следующий раз может кто-то поделится с нами своими достижениями. Запомните, хотя жизнь такая сложная и такая полосатая, в ней чередуются успехи и неудачи, взлеты и падения, но никогда не теряйте веры. У царя Соломона было такое кольцо, на котором было написано «Все проходит». Помните это. И радость не вечна, и печаль не вечна. Помните добро. Умейте прощать. Будьте добрыми людьми, хорошими учениками. Наш разговор не заканчивается. Если мы кирпичик за кирпичиком будем строить духовное общение, будем воспитывать в себе моральные ценности, то в будущем будем иметь произведение искусства – храм человеческой души.
Спасибо всем. Успехов вам!
Приложение
Таблица «Черты характера»
Добрый – злой
Смелый – трус
Щедрый – жадный
Общительный – замкнутый
Умный – глупый
Заботливый – равнодушный
Честный – несправедливый
Скромный – хвастливый
Вежливый – грубый
Трудолюбивый – ленивый
Опрятный – неопрятный
Доверчивый – подозрительный
Справедливый – несправедливый
Дисциплинированный – недисциплинированный
Благородный – подлый
Назойливый – безопасный
Покладистый – упрямый
Целеустремленный – легкомысленный
Доброжелательный – високомерний
Гордый – униженный
Осторожный – рискованный
Находчивый – тугодум
Сочувственный – черствый
Простодушный - хитрый