Конспект урока
Литературное чтение
2 класс
Дата:_______________
Преподаватель: Патлахова К.В.
Урок№ 52
Тема: Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы. Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого.
Цели: формирование читательской компетентности младшего школьника.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты: Предметные: уметь выбирать книги на заданную тему; уметь моделировать обложку; уметь работать с произведением до чтения; учиться поисковому чтению; передавать интонацией своё отношение к читаемому.
Метапредметные:
познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка;
коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли;
Личностные: принятие нравственно-этического опыта; выражение положительного отношения к процессу познания.
Оборудование: ручка, тетрадь, учебник.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2.Речевая разминка
- Прочитайте шепотом и медленно,
- громко и уверенно
- Прочитайте с ускорением;
- интонацией восхищения.
3. Работа с таблицей Шульте
Вот пришла зима опять, Стало весело гулять. Раз сугроб, два сугроб, И снежок летит мне в лоб. Снова зимние деньки, Приготовили коньки. Смазываем санки, Лыжи и ледянки. | |
III. Самоопределение к деятельности
-
Сегодня мы с вами отправимся с вами в путешествие в зимний лес, для того чтобы встретить главного героя нашего сегодняшнего произведения .
Кто может описать внешний вид белочки?
-А знаете ли вы, где живут белки?
-Кто догадался, о ком мы будем сегодня читать произведение?
-Сегодня вы многое узнаете о жизни замечательного зверька из нового произведения, которое мы будем читать.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с биографией автора.
- Обратите внимание, кто автор этого произведения? - Два автора. Г. Скребицкий и В. Чаплина.
-У Г. Скребицкого был соавтор В.Чаплина, они в соавторстве, содружестве и в сотрудничестве создали это произведение.
- Кто сможет объяснить значение данных слов?
- Содружество и сотрудничество – это когда работают вместе, дружно, не ссорятся. Соавторство – совместная работа соавторов. - Кому из вас стало интересно, почему Скребицкий и Чаплина написали этот рассказ в соавторстве?
- Очень интересно! Г. Скребицкий и В.Чаплина написали рассказ “Как белочка зимует” в соавторстве?
-Они любили природу, животных. Скребицкий и Чаплина работали в зоопарке, чтобы ближе быть к своим любимцам. А ещё они любили детей, поэтому написали для них много интересных и познавательных рассказов и книг.
2. Отработка техники чтения
- Читай по слогам, а за тем целыми словами:
СВЕР-НЁТ-СЯ
ПРИК-РО-ЕТ-СЯ
ВСТРЯХ-НЁТ-СЯ
ВЫСТ-ЛА-НО
3. Словарная работа
- Обратите внимание на слова
Непогода -– плохая погода, ненастье.
Лазейка-- узкое отверстие, через которое можно пролезть. - уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.
Закружит метель- - задувает со всех сторон.
4. Первичное чтение.
- Ребята, определите жанр данного произведения?
5. Чтение по цепочке.
Физкультминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
VI. Закрепление изученного материала
Подумайте, на сколько логических частей можно разделить текст?
(Текст можно разделить на три части.)
В 1-й части говорится о белке, во 2-й о её гнезде, в 3-й части о её запасах.
ПЛАН:
1 часть. Белочка зимой.
2 часть. Гнездо зверька.
3 часть. Запасы белки
2. Прочитайте описание гнезда. Подчеркните слова, которые рассказывают из чего сделано гнездо. Какое слово убеждает в том, что гнездо очень практичное, удобное? В какое слово передаёт восхищение авторов? (Да как сделано – то ловко!)
устроено – сделано, устроить – наладить, организовать
уют – приятно устроенный быт, обстановка
ловко – искусно, удобно
3. Рассмотрим гнездо внутри. Что сказано о подстилке? Важно ли это сказать? Почему? Эти слова указывают на уют, тепло. Почему это надо запомнить? (зимой не хватает тепла, прячемся и мы от холода)
4. Какие слова подчёркивают, что ей там очень хорошо? Почему она закрывает лазейку?
5. А знаете ли вы, кто враги у белочки? А в гнезде у неё чаще всего две лазейки. Это помогает ей спастись от врагов?
Как белочка спит? Свернувшись клубочком, накрывшись хвостиком Какой у неё хвостик?
калачиком – клубочком, прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок
VII. Рефлексия
— Покажите большой палец, если вы поняли тему урока.
— Указательный, если над этой темой ещё нужно поработать.
— Мизинец, если тема совсем не поддаётся.
VIII. Подведение итогов урока
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднение?
Домашняя работа:
Подготовить пересказ рассказа Г. Скребицкого и В.Чаплиной “Как белочка зимует”.
Вот пришла зима опять, Стало весело гулять. Раз сугроб, два сугроб, И снежок летит мне в лоб. Снова зимние деньки, Приготовили коньки. Смазываем санки, Лыжи и ледянки. | | Авторы: Георгий Вера Алексеевич Васильевна Скребицкий Чаплина | Название: Как __________________________________ _____________________________________ | СВЕР-НЁТ-СЯ ПРИК-РО-ЕТ-СЯ ВСТРЯХ-НЁТ-СЯ ВЫСТ-ЛА-НО | Непогода -– плохая погода, ненастье. Лазейка-- узкое отверстие, через которое можно пролезть. - уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения. Закружит метель- - задувает со всех сторон. | Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит. Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как-сделано-то ловко — будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена — в дупле старого дерева. Там у нее и жёлуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит. | Вот пришла зима опять, Стало весело гулять. Раз сугроб, два сугроб, И снежок летит мне в лоб. Снова зимние деньки, Приготовили коньки. Смазываем санки, Лыжи и ледянки. | | Авторы: Георгий Вера Алексеевич Васильевна Скребицкий Чаплина | Название: Как __________________________________ _____________________________________ | СВЕР-НЁТ-СЯ ПРИК-РО-ЕТ-СЯ ВСТРЯХ-НЁТ-СЯ ВЫСТ-ЛА-НО | Непогода -– плохая погода, ненастье. Лазейка-- узкое отверстие, через которое можно пролезть. - уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения. Закружит метель- - задувает со всех сторон. | Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит. Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как-сделано-то ловко — будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка. Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит. А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена — в дупле старого дерева. Там у нее и жёлуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит. |