СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал по дисциплине ОДБ.02. Литература для студентов первого курса на базе 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики»

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики


ПЛАН:

  1. Своеобразие пушкинской эпохи.

  2. Основные черты периодов творчества А.С. Пушкина.

  3. Анализ лирических произведений, на примере стихотворений «Демон», «Я помню чудное мгновенье», «Пророк».


  1. Своеобразие пушкинской эпохи

«Мы были дети 1812 года. Жертвовать всем, даже жизнью, для блага отечества было влечением сердца», – эти слова декабриста М. Mypaвьeвa-Апостола отражали общее настроение российского общества в начале XIX века.

Политические события, происходившие в России и мире, влияли на духовную жизнь людей, вызывая подъем национальной культуры и литературы.

В начале XIX века активность общества в России, как писал Державин, проявлялась в том, что оно «зажурналилось»: количество литературно-публицистических изданий стало исчисляться десятками. Именно журналы давали возможность следить за литературным процессом эпохи, за расширением круга интересов читающей публики. Карамзин основал «Вестник Европы», который стал долгожителем журналистики тех лет (он просуществовал с 1802 по 1830 год). В журнале были напечатаны повести Карамзина «Марфа-посадница» и «Рыцарь нашего времени», Жуковский поместил на его страницах более 70 своих произведений. Здесь же появились первые печатные произведения Пушкина.

В.Г. Белинский считал Карамзина «основателем критики в русской литературе». Именно в созданных им «Московском журнале» и «Вестнике Европы» отделы критики и библиографии стали постоянными.

Явлением культурной жизни страны были многочисленные литературные общества, кружки, салоны. В 1811 году при Московском университете было основано «Общество любителей российской словесности», которое просуществовало более ста лет.

В начале XIX века у деятелей культуры возникает интерес к национальному фольклору, обычаям, старине, зародившийся еще в конце XVIII века. В 1800 году впервые появилось в печати «Слово о полку Игореве», в 1804 году – сборник «Древнейшие российские стихотворения» Кирши Данилова. Начинается деятельность по собиранию и исследованию исторических и литературных памятников отечественной старины. В литературных обществах обсуждается вопрос о национальной самобытности русского народа. В 1818 году вышли первые тома «Истории государства Российского» Карамзина. Успех этого издания Белинский объяснял «стремлением русского общества к самопознанию».

В начале XIX века литературной общественностью широко обсуждался вопрос о путях развития русского языка. В результате полемики возникли противоборствующие литературные организации. В 1811 году адмирал А. С. Шишков основал в Петербурге общество «Беседа любителей русского слова», заседания которого проходили в доме Державина.

В противовес обществу Шишкова в 1815 году возник знаменитый «Арзамас». Все члены этого литературного общества носили имена, взятые из баллад Жуковского. Жуковский был Светланой, Батюшков – Ахиллом, юный Пушкин – Сверчком. Отстаивая нововведения в языке, они активно осмеивали «Беседу...», называя ее «Беседой гyбителей русского слова».

Пушкин А.С. жил и творил в период правления двух императоров – Александра I и Николая I.

Становление Пушкина как поэта проходило в обществе, вдохновлённом победой 1812 года, в обществе, где свободно рассуждали о политическом строе и возможности его изменения. Многие дворяне надеялись, что император Александр I примет конституцию и крепостные крестьяне получат свободу и права. Отсюда происходят вольнолюбивые мотивы в творчестве Пушкина. Отсюда оптимистичный взгляд на жизнь в его произведениях.

С воцарением Николая I меняется настроение в обществе. Надежды на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения. Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. Для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры. Было создано III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпионами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы. В такую атмосферу вернулся Пушкин после очередной ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Читатели ждали повторения мелодий стихотворений, которые их покорили, а Пушкин стал создавать реалистические произведения в новых жанрах, вводил новых героев, осваивал новые темы.

Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров.

Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».


  1. Основные черты периодов творчества А.С. Пушкина.


  1. Лицейский период (1813—1816 гг.) – период творческих поисков и ученичества:

- заимствует темы, образы, лексику, использует «модные жанры» (ода, элегия, послание);

- подражает Державину, Радищеву, Карамзину, Жуковскому, Вольтеру, Руссо;

Ведущие мотивы:

- прославление дружбы, любви, радостей жизни (анакреонтика);

- патриотические Воспоминания в Царском Селе»),

- политические - протест против крепостничества Лицинию»),

- вольнолюбивые и сатирические Городок»).


  1. Петербургский период (1817—1820 гг.) – формирование своего стиля.

Основные мотивы:

- анакреонтические («Торжество Вакха»);

- политические мотивы выливаются в создание «вольнолюбивых стихов» («К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня»);

В произведениях заметно влияние идей французских просветителей, оды «Вольность» А.Н.Радищева, очарование личностью Петра Чаадаева и юношеский максимализм.


3. Период Южной ссылки (1820-1824 гг.)

В этот период создаёт цикл романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» - героями которых становятся сильные личности, находящиеся в разладе с обществом.

В лирике:

  • преобладают романтические жанры (элегия«Погасло дневное светило»; дружеское послание - «К Баратынскому», баллада«Песнь о вещем Олеге»);

  • усиливаются вольнолюбивые мотивы – «Узник» (1822), «Демон» (1823).

В мае 1823 г. начинает роман в стихах «Евгений Онегин»

4. Период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.)

Творческий метод – реализм.

Интерес к истории (реалистическая драма «Борис Годунов»);

Создаёт 3-6 главы романа «Евгений Онегин».


Основные темы лирики:

  • любви - «К***» («Я помню чудное мгновенье»). Любовная лирика психологична;

  • природы - «Зимний вечер», «Буря»;

  • поэта и поэзии - «Пророк».


5. Творчество II половины 20-х гг. (1826-1830 гг.) - реалистический период.

В произведениях размышляет о современности и прошлом («Анчар»).

Центральным образом творчества становится образ Петра I («Арап Петра Великого», «Полтава»).

Продолжает развивать тему предназначения поэта («Поэт и толпа»)


6. Болдинская осень (3 месяца1830 г.) самый плодотворный период творчества.

  • «Повести Белкина»;

  • последние главы «Евгения Онегина»;

  • философско-психологический цикл «Маленькие трагедии» - оксюморон (жанр трагедии предполагает обращение к эпохальному событию, героический пафос – у Пушкина же показаны «мелкие» страсти – алчность, зависть, страх – приводящие к трагическим последствиям;

  • «История села Горюхина».

Также более 30 стихотворений.


7. Творчество 30-х годов (1831-1836 гг.)

Ведущие темы:

  • тема истории («История Петра», «История Пугачёва», «Медный всадник», «Капитанская дочка»;

  • философская тема («Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил»);

  • гражданская тема («Клеветникам России»)

Обращается к жанру сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане»)


  1. Анализ лирических произведений, на примере стихотворений «Демон»,

«Я помню чудное мгновенье», «Пророк».

«Демон»

История создания – Пушкин написал стихотворение «Демон» в период своей южной ссылки (1823). Тогда он интересовался религиозной литературой и творчеством Гёте. Русские варианты «Фауста» были уже известны к тому времени большому числу литераторов, но А.С. Пушкин был среди первых, кто создавал оригинальные произведения русской литературы о лукавом искусителе.

Изначально произведение называлось «Мой демон», под таким названием оно и было впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» (1824). Позднее за стихотворением закрепилось название «Демон». Возможно, это связано с широким пониманием сочинения, некоторые считали, что у него имеется реальный прототип. Например, лирического героя соотносили с А.Н. Раевским, близким другом Пушкина. Однако же сам поэт отрицал наличие прообраза.


  • Тема стихотворения – Молодость. Эта тема представлена в стихотворении посредством упоминания чувств, свойственных для юного сердца, а также образом майской ночи, когда слышно пение соловья.

  • Сомнение. Проблему сомнения иллюстрирует демон, он отрицает веру, злой дух способен погубить душу стремлением отвергнуть светлые чувства.

  • Искушение. Демон провоцирует отказаться от поставленных целей, попросту сдаться. Слабый духом не способен противостоять такому соблазну: признать «прекрасное мечтою».

  • Борьба темного и светлого начал. В данном произведении автор изобразил извечное противостояние тьмы и света в масштабах человеческой души.


Композиция – Двучастна. Первая часть стихотворения посвящена прекрасной юности, вторая описывает влияние демона на душу лирического героя.

Жанр – элегия, так как проникнуто печальными рассуждениями героя.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб, размер, близкий к разговорной речи, придаёт сочинению исповедальный характер.

Средства выразительности - Первая часть стихотворения посвящена прекрасной юности, поэт обращается к эпитетам «возвышенные», «вдохновенные». С момента появления демона, встречаются такие определения как «язвительные», «печальны». В этом кроется приём антитезы: поэт противопоставляет светлые мечтания юной души и коварные намерения злого духа. Демон в тексте сравнивается со злобным гением. Описывая его речи, Пушкин обращается к олицетворению: «Его язвительные речи //Вливали в душу хладный яд».

Чаще других средств художественной выразительности в этом произведении поэт использует анафору, а повтор направлен на привлечение читательского внимания.

Злобный демон – это метафора сомнения и отчаяния — чувств, что способны овладеть практически каждым человеком.


«Я помню чудное мгновенье» (1825)

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе «Северные цветы» в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о любви, которая спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трёх условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»

Эпитеты – «небесные черты», «безнадежная грусть», «чудное мгновенье».

Сравнения – «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты».


«Пророк» (1826)

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – роль и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использованы все виды рифмовки.

Метафоры «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Эпитеты«шестикрылый серафим», «горний ангелов полёт», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».

Сравнения «персты, лёгкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».


  1. Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и Г.Р. Державина «Памятник».


Домашнее задание.

  1. Выучить одно стихотворение А.С. Пушкина (срок сдачи 2 недели).

  2. Прочитать поэму «Медный всадник».

  3. Подготовить сообщения-размышления по проблемным вопросам:

  1. Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?**

  2. Обвиняет или прославляет А.С. Пушкин Петра Великого?

  3. Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?**

  4. Докажите, что «Медный всадник» — социально-философская поэма.

  1. Составить понятийный словарь по теме «А.С. Пушкин».*