Пенькова Жанна Викторовна, учитель химии и биологии, МБОУ «Десятовская ООШ» Кожевниковский район Томская область. Естественнонаучное (биология). Тема урока: Жизнедеятельность клетки. 5 класс. |
Основные этапы организации учебной деятельности, цель. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: рефлексия, активизация обучающихся | Приветствие. Я рада вас видеть и надеюсь что урок пройдет в обстановке взаимопонимания и сотрудничества. Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. Долгожданный дан звонок, Начинаем мы урок. | Приветствуют педагога, настраиваются на работу | Л самоорганизация |
2. Актуализация знаний обучающихся и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения Цель: закрепить знания по пройденному материалу | Задает вопросы (фронтальный опрос): Итак, на прошлом занятии мы познакомились с удивительным миром строения растительного организма. 1. Так из чего состоят все растения? 2. С помощью чего можно увидеть клетки? 3. А кто живет в клеточках? Чтобы ответить на вопрос, какие органоиды входят в состав клетки, предлагаю ответить на вопросы. Задает вопросы: 1. В состав чего входят все органоиды? (клетка) 2. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки. (цитоплазма) 3. Этот органоид определяет форму клетки. (клеточная мембрана) 4. С помощью чего сообщаются между собой клетки? 5. Органоид имеет вид пузырька, заполненного клеточным соком.(вакуоль) 6. Органоид клетки, где хранится наследственная информация. (ядро) 7. Эти органоиды могут быть зеленого, красного цвета, бесцветными. О каких органоидах идет речь? (пластиды) 8. Пластиды зеленого цвета. (хлоропласты) Одновременно с фронтальным опросом - дает макет клетки для самостоятельной работы — обозначить эти органоиды на макете (ОВЗ) - карточка задание на соотнесение органоида с выполняемой функцией. (см. приложение) | Выполняют задания, оценивают его по эталону, взаимопроверка. | П анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия. Л постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения К умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. Р учатся отличать правильно выполненное задание от неправильного |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач Цель: создание проблемной ситуации. Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы и цели урока | Посмотрите вокруг, что нас окружает? (запись на доске ответов) На какие группы можно разделить? (живое и неживое) Итак, мы выяснили, что растения и животные относятся к живой природе, и состоят они из чего?.......клеток. А клетка относится к живым организмам или не живым организмам? Как доказать, что клетка жива? (нужно изучить жизнь клетки) Тема нашего урока Жизнедеятельность клетки. Итак, мы отправляемся в путешествие по клетке. А какова же цель нашего путешествия? Используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма. | Устно размышляют, отвечают на вопросы | П структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков Л осознавать единство и целостность мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки К умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, сотрудничество в поиске информации Р формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока), а также способы достижения цели. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | Подумайте, что объединяет все живое? (запись на доске) Что мы знаем? Что должны знать? Питание что нужно для жизни Рост клеток? Развитие Размножение Дыхание Попробуем доказать! (питание.wmv флеш анимация) какой это процесс? (питание) А откуда берутся вещества? (из воздуха и почвы) А как они поступают в клетку? (через мембрану, благодаря полупроницаемости) стр 35 Запись в тетради Питание – получение питательных веществ из почвы и воздуха через мембрану в виде растворов. А что дальше происходит с веществами? Они перемещаются по клетке и ненужные вещества удаляются из нее при помощи цитоплазмы. (ролик) Движение цитоплазмы – передвижение питательных веществ и воздуха в клетке. Благодаря движению цитоплазмы происходит процесс дыхания. Дыхание – поступление кислорода в клетку и выделение углекислого газа. Предлагаю вам выполнить лабораторную работу стр учебника 42. записи в рабочей тетради. | Называют основные процессы жизнедеятельности клетки, отвечают на вопросы. Выполняют лабораторную работу. | П находить достоверную информацию необходимую для решения учебных задач Л осозновать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние людей. К организовывать работу, вырабатывать решения. Р уметь выдвигать версии |
5 Физкультминутка Цель снятия усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся | Все органоиды клетки способны к движению. Давайте и мы с вами подвигаемся. Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете, Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! | Выполняют задания на расслабление. | |
6. Первичная проверка понимания изученного. Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить проблемы, провести коррекцию пробелов в осмысление материала. | На уроке мы рассмотрели только несколько жизненных процессов происходящие в клетке. С остальными познакомимся на следующих уроках. Давайте выполним задание на определения правильности суждения «Верно-неверное» В тетрадях вы рисуете прямую, делите на 5 отрезков, нумеруете. Если утверждение верно - над отрезком рисуете треугольник, если неверно – ставите прочерк. 1. Клетки не взаимосвязаны друг с другом 2. Питание – получение питательных веществ из почвы и воздуха через оболочку в виде растворов. 3. Движение цитоплазмы – передвижение питательных веществ и воздуха в клетке. 4. Поступление кислорода в клетку и выделение углекислого газа это не дыхание 5. Межклеточное вещество – пространство между клетками, заполненное воздухом - образуются в результате его разрушения и округления клеток. Ответы 1- 2+ 3+ 4- 5+ | Выполняют задания. Взаимопроверка. Комментируют правильные ответы. | П анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. К организовывать работу в парах. Л осознавать свои эмоции, адекватно выражать, контролировать, понимать эмоциональное состояние других Р выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. |
7. Обобщение и систематизация. Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся, обеспечить внутрипредметные и межпредметные связи | Ребята мы можем сегодня ответить на вопрос - Клетка относится к живым организмам или не живым организмам? | Обучающиеся отвечают на вопрос (да, клетка является живым организмом, так как в ней происходят процессы свойственные только живым организмам: питание, дыхание, движение цитоплазмы. | П анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия. К умение осознанно использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей, потребностей. Л осознавать свои интересы, цели, позиции. Р в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельные критерии оценивания. |
8. Подведение итогов. Рефлексия. Цель: дать качественную оценку работы класса о обучающимся. Самооценка обучающихся. | Пожалуйста, определите, как вы оцениваете свою работу? Я работал активно/ пассивно Своей работой я доволен/не доволен. Урок мне интересен/не интересен Материал мне понятен/не понятен А теперь оцените соседа в паре. | | П контроль и оценивание процесса и результатов деятельности. К умение планировать учебное сотрудничество с товарищем. Л способность к самооцениванию на основе критерия успешности учебной деятельности Р |
9. Информация о домашнем задании. Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способы выполнения домашнего задания. | Разноуровневые задания | П 9, 1. в1-5, 2. работа с тестом-сказкой, 3. Ответить на вопрос. В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения. | |
10. Рефлексия. | Улыбнитесь друг другу и поблагодарите за работу. Спасибо вам за урок. | Дети благодарят друг друга | |