СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.10 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 10 классе на тему "Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз."

Просмотр содержимого документа
«Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.10 класс.»

Урок биологии в 10 классе на тему:

«Жизненный цикл клетки.

Митоз. Амитоз.»

Составила: учитель биологии и химии

Н. С. Кузнецова.


Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления.

Задачи:

  • Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Углубить знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

  • Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интерактивными заданиями.

Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, кариокинез, цитокинез, веретено деления.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование. Интерактивный комплекс, презентация.

Результаты урока. 1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз, апоптоз.

2. Метапредметные : литература, химия, математика и т.д.

3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.

Ход урока

"Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога,

размышляйте, и хотя и криво,

да сами".

Г.Э. Лессинг


1 этап. Актуализация знаний. Вызов.

Ребята, мне хотелось бы начать наш урок словами американского биолога Меллера об одном из удивительных явлений в биологии. А вы внимательно прослушайте и скажите о каком явлении идет речь. Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот танец, древнейший на Земле танец. Танец жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растем и существуем.

- Итак, о каком процессе идет речь?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"?

- Как вы думаете, я вам предложила это высказывание не случайно? (Думаем что, да.)

Действительно, оно будет связано с темой нашего сегодняшнего занятия. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Учащиеся предлагают разные варианты).

Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.


Тема Урока. "Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз".

- Запишите тему урока в тетради. (Учащиеся записывают тему урока в тетради).

- Ребята, чтобы вы хотели узнать на данном уроке? Какие знания получить? Чему бы вы хотели научиться?

(Что такое жизненный цикл клетки? Зачем нужен митоз. Его биологическая роль. Чем митоз отличается от амитоза?)

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно по этой теме. Не глядя в учебник запишите в тетрадях одно, два предложения.


Беседа по вопросам, которые необходимо для изучения нового материала.

1. Основное жизненное свойство клетки.

2. Что такое клеточный центр.

3. Что является хранителем наследственной информации.

4. Носители наследственной информации.

5. Что такое редупликация ДНК.

6. Что такое гаплоидный набор хромосом?

7. Что такое диплоидный набор хромосом?

В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.


2 этап. Изучение нового материала. Осмысление.

Чтобы ваши знания были полными мы, разделимся на группы и будем работать с материалами учебника, дополнительной литературой, интерактивными заданиями.


Давайте вспомним правила работы в группах.

1. Уважительное отношение друг к другу.

2. Правила взаимопомощи (не знаешь, спроси товарища).

3. Говорить спокойно и ясно, и говорить только по делу.




Методические рекомендации.

Учащиеся разбиваются на две группы. Каждая группа получает лист с заданием.

1 группа работает с разделом "Жизненный цикл клетки" (с. 109-110) + интерактивное задание, кейс, готовит вывод о биологическом значении митоза.

2 группа - с разделом "Фазы митоза" (с.111-113) + интерактивное задание, кейс, готовит вывод о биологическом значении митоза.

Индивидуальное задание - Сценическое представление шуточного стихотворения "Жизненный цикл клетки". группа работает с интерактивным заданием.

1. Амитоз (статья).

2. Сообщение на тему "Апоптоз"(презентация).

Группам составить к каждому разделу схему, отражающую признаки жизненного цикла клетки и митоза.


Слово учителя о жизненном цикле клетки.

- Что называют жизненным циклом клетки?

(Жизнь клетки от момента ее появления в процессе деления материнской клетки и до ее собственного деления, включая это деление, или гибели получила название клеточного или жизненного цикла).


Презентация результатов работы в группах. Учащиеся вывешивают на доске свои схемы и объясняют их. Все предложенные схемы, выводы, определения, записываются в тетрадь.


Отвечает 1 группа. Митотический цикл клетки включает в себя подготовку клетки к процессу деления и само деление....

Слово учителя. А сейчас минутка психологической разгрузки. Сядьте поудобнее. Примите расслабленную позу, плечи расслабьте, отклонитесь на спинку стула.

Ребята, стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения, которое вам приготовили и расскажут ваши же товарищи.


Стихотворение.

Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз,

А как он протекает?- это главный вопрос.

Об этом не скажешь ведь в двух словах,

Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

Интерфаза длится дольше, чем само деление,

Очень быстро происходит ДНК удвоение.

Идет биосинтез, активны ферменты.

Клетка растет, образует органоиды и элементы


Затем следует митотическое деление,

Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

Внимательно на них ты посмотри.

Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.


Глава семьи- папа (всем ясно сразу),

И первая фраза митоза- профаза.

Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

Но на этом рано еще ставить точку.

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

В компактные формы превращаются.

И затем без промедления -

Появляются нити веретена деления.


Мама -солнышко наше, тепло, доброта.

Метафаза- вторая фаза митоза всегда.

Дети для мамы равны без дозатора,

Хромосомы лежат в области экватора


Дочка -Аня в семье -просто принцесса.

Анафаза -третья фаза процесса.

Убедиться в этом ты можешь сам-

Нити веретена деления оттягивают

хроматиды к различным полюсам.

Сынок в семье Толя -ну, как по заказу

Четвертая фаза митоза - телофаза.


Хромосомы раскручиваются, у них выход один-

Снова превратиться в хроматин.

После деления цитоплазмы и органоидов клетки.

Появляются две - прелестные, чудные детки,

Имеют диплоидный набор дочерние клетки

И в точности похожи на материнскую клетку.


Учитель. А теперь ответьте на вопрос. В чем же заключается биологическое значение митоза.


Учитель. (Задание опережающего характера). Прочитайте статью в учебникеСтатья "Амитоз". (прием "инсерт").

Предлагаю прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки.

"V"- то, что уже известно

"--"- то, что противоречит представлению

"+"- то, что является интересным и неожиданным

"?" - что-то не ясно, возникло желание узнать больше.


Учитель. А сейчас обсуждаем прочитанную статью.

1. Что вам известно из этой статьи.

2. Какой материал был для вас новым.

3. Чтобы вы хотели еще узнать.


Учитель. К сегодняшнему уроку вам было дано творческое задание по теме «Апоптоз».

Сообщение учащегося. "Апоптоз" (презентация).


Учитель. Для того, чтобы проверить, как вы усвоили материал урока, вы самостоятельно выполните задание по группам. 1 группа выполнит тест. (Самопроверка по тестам в форме ЕГЭ), 2 группа будет работать с интерактивным заданием.


"Жизненный цикл клетки".

1. Как называется процесс деления клеточного ядра, в результате которого образуется два дочерних ядра с таким же набором хромосом, как и в материнской клетке?

а) Митоз;

б) Оплодотворение;

в) Мейоз.


2. В какую фазу митоза хроматиды расходятся к полюсам клетки?

а) Анафазу; в) Телофазу;

б) Профазу ; г) Метафазу.


3. В какую фазу митоза образуется две дочерние клетки?

а) Профазу ;

б) Анафазу;

в) Телофазу;


4. В какую фазу митоза хромосомы спирализуются?

а) Метафазу;

б) Профазу ;

в) Анафазу.


5. В какой период жизни в клетке удваивается количество хромосом?

а) В период профазы;

б) В период интерфазы;

в) В период метафазы.


6. В какую фазу митоза хромосомы располагаются в плоскости экватора клетки?

а) Профазу ;

б) Анафазу;

в) Метафазу;


7. Какие процессы происходят в интерфазу?

а) Синтезируются белки;

б) Спирализуются хромосомы;

в) Разрушается ядерная мембрана;

г) Удваиваются хромосомы;


8. Какие процессы происходят в метафазу?

а) Размещение хромосом в плоскости экватора клетки;

б) Растворение ядерной оболочки, расхождение центриолей;

в) Расхождение хроматид.

3 этап. Рефлексия.


Учитель. Выберите начало фразы и продолжите ее.

1. сегодня я узнал ...

2. я выполнил задания ...

3. у меня получилось ...

4. мне показалось интересным ...

5. урок дал мне для жизни ...


4 этап. Домашнее задание:

Изучить, параграф 28-29, письменно ответить на вопрос, чем отличается митоз у растений и животных.

Творческое задание для сильных учащихся: Подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет о причинах нарушений протекания процесса митоза.